![]() |
![]()
|
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (оборотная сторона). ![]() Сюжет «Благовестие Захарии», применяемый для изображения «Зачатия св. Иоанна Предтечи», относится к древнейшим и хорошо известен в раннехристианском и византийском искусстве. На Руси его описание вошло в Новгородский иконописный подлинник XVI в. Наряду с этой иконографией в Новгороде с XV в. «Зачатие св. Иоанна Предтечи» часто изображается иначе, в виде «Целования Захарии и Елизаветы». По житию, вмц. Евфимия Всехвальная пострадала в 303 или 304 г. в Халкидоне при императоре Диоклетиане. Мощи ее покоились в городском храме, где в 451 г. проходил IV Вселенский собор, на котором обсуждался догмат о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой. Оппонентами православных богословов выступали монофизиты. Они доказывали, что Христос имеет только одну, божественную, сущность. Для прояснения истины в гробницу вмц. Евфимии были положены два свитка с исповеданием веры спорящих сторон. Через три дня, когда гробницу открыли, увидели, что свиток с православным толкованием догмата святая держала в руке и сама подала его патриарху. В память об этом чуде (11/24 июля) ![]() Объединение этих двух сюжетов на одной стороне таблетки может быть определено близостью праздников в церковном календаре: «Зачатие св. Иоанна Предтечи» вспоминается 23 сентября/6 октября, ![]() ![]() ![]()
|