АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Дева Мария (Правая часть сцены «Благовещение»). Начало XIX века. В.Л. Боровиковский. Дерево, масло. 92х31 см.
Дева Мария (Правая часть сцены «Благовещение»). Начало XIX века. В.Л. Боровиковский. Дерево, масло. 92х31 см.
Подчеркнуто вытянутая композиция произведения указывает на его фрагментарность и предназначенность для храмового пространства. На темном, «ночном», фоне изображена Дева Мария за чтением. На Богоматери темно-синий мафорий и малиновый хитон. Ее шея обвита зеленоватым платом с золотистой отделкой, концы которого смыкаются на груди. Едва заметная полуулыбка вносит в образ оттенок сдержанной теплоты. Вверху из мрака проступают изображения двух херувимов.
По своим иконографическим особенностям произведение восходит к образцам итальянской религиозной живописи. С ними русские художники были знакомы по многочисленным копиям, присылаемым из Рима пенсионерами Императорской Академии художеств, и привезенным русскими аристократами картинам для своих галерей, которые нередко включались в интерьеры домовых молелен. Академическая стилистика иконы (в данном случае) типична для XVIII — первой половины XIX в. и особенно широко внедрялась для убранства вновь построенных церквей. В.Л. Боровиковский, продолживший семейную традицию иконописания, создал очень большое число работ для храмов. Причем в определенный период его жизни эта сфера деятельности была едва ли не основной. В частности, уже будучи в Санкт-Петербурге, он стал одним из главных исполнителей образов для Казанского собора. Вполне заметна стилистическая близость Богоматери из «Благовещения» и иконы «Богоматерь» из местного ряда одного из иконостасов Казанского собора. Последняя также написана на узкой вытянутой доске на темном фоне, на котором выделяется ее фигура с Младенцем, освещенная нимбом, и маленькие порхающие херувимы.
Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород — 1825, Петербург) — выдающийся живописец. Родился в малороссийском местечке Миргород. Первые уроки получил у отца-иконописца. В 1786—1787 гг. написал две картины для дворца, в котором должна была останавливаться Екатерина II во время путешествия в Тавриду. В 1788 г. Боровиковский работает уже в Санкт-Петербурге. Одним из почитателей его таланта становится прославленный поэт Г.Р. Державин. В 1795 г. мастер удостоен звания академика живописи Императорской Академии художеств. На протяжении всей своей жизни Боровиковский писал иконы. Крупнейшей работой в этом жанре были образ для Казанского собора в Петербурге.
М. Красилин.
Дева Мария (Правая часть сцены «Благовещение»). Начало XIX века. В.Л. Боровиковский. Дерево, масло. 92х31 см.
Дева Мария (Правая часть сцены «Благовещение»). Начало XIX века. В.Л. Боровиковский. Дерево, масло. 92х31 см.
<< Назад
Вид Макарьевского Желтоводского монастыря с полуденной стороны. 1816 год. Санкт-Петербург. А.Г. Ухтомский с рисунка М. Воробьева. Гравюра резцом. Размер в свету — 38,7х51,5 см., размер листа — 46,5х56,4 см.
 
Далее >>
Дева Мария (Правая часть сцены «Благовещение»). Фрагмент.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.