АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Пророк Илия в пустыне, с житием в 20 клеймах. 1682 год. Средняя Русь. Дерево, левкас, темпера. 148,8х108,3 см.
Пророк Илия в пустыне, с житием в 20 клеймах. 1682 год. Средняя Русь. Дерево, левкас, темпера. 148,8х108,3 см.
Пророк Илия в пустыне, с житием в 20 клеймах. 1682 год. Средняя Русь. Дерево, левкас, темпера. 148,8х108,3 см. Икона реставрирована. Многочисленные утраты и потертости красочного слоя и золота. Тонировки.
На нижнем поле надпись (поновленная): «Написана бысть сия с(вя)т[ая] [ико]на лета 7190 году м(еся)ца июлия в 15 д(е)нь а написана по обещанию Гликерии Тимофиевы дочери д(е)р(е)вни Курянихи».
Состав клейм:
1. Рождество прор. Илии;
2. Толкование провидцем чудесного рождения прор. Илии;
3. Прор. Илия обличает царя Ахава;
4. Прор. Илия и лжепророки на горе Кармил;
5. Пророки Ваала призывают огонь на свою жертву;
6. Небесный огонь нисходит на жертву прор. Илии;
7. Прор. Илия закалывает пророков Ваала у потока Киссона;
8. Моление прор. Илии на горе Кармил о дожде;
9. Прор. Илия на горе Хорив;
10. Прор. Илия встречает Сарептскую вдовицу у ворот города;
11. Прор. Илия приходит в дом вдовицы и просит воды и хлеба;
12. Прор. Илия в доме вдовицы умножает хлеба;
13. Вдовица оплакивает умирающего сына;
14. Вдовица обвиняет Илию в смертельной болезни сына;
15. Моление прор. Илии над сыном вдовицы;
16. Воскрешение сына и возвращение его матери;
17-18. Встреча прор. Илии с Елисеем;
19. Явление ангела прор. Илие во сне;
20. Огненное вознесение прор. Илии.
Прор. Илия — один из наиболее прославленных и почитаемых христианских святых. Основой для его изображения служат ветхозаветные Книги Царств: (3 Цар. 17-19; 4 Цар. 1,2); а также «Похвальное слово Илье», созданное на основе апокрифических сочинений Псевдо-Дорофея и Псевдо-Епифания, известное в русских рукописях с XIV в. В России сложение почитания прор. Илии относится к XI-XII вв. Наибольшее распространение оно имело в Новгороде и северных землях, где носило по большей части фольклорный характер поклонения пророку как повелителю грозных сил природы, громовержцу, также ему молились как целителю. Однако значение прор. Илии гораздо глубже. Он чтился как свидетель Божий, слышавший Его глас в пустыне, обличитель, прорицатель, строгий аскет, за свою праведность взятый живым на Небо. В деяниях прор. Илии видели преобразование чудес Иисуса Христа: умножение хлебов, воскрешение мертвых, хождение по водам, вознесение.
В среднике иконы представлен эпизод жития прор. Илии, когда он по слову Божию скрылся в пустыне у потока Хорафа, вороны приносили ему пищу, а из потока он пил. Раннее изображение этой сцены в русской иконописи находим на фреске церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1199 г., и на ярославской иконе «Пророк Илия в пустыне», конец XIV в., из церкви Прор. Илии в Ярославле. Житийные иконы прор. Илии в русском искусстве известны с XIII в., древнейшей является псковская икона «Пророк Илия в житии», вторая половина — конец XIII в., из с. Выбуты. Однако в среднике иконы из Выбут св. Илия представлен в другом эпизоде жития, когда он находился на горе Хорив.
Житийные образы пророка получают наибольшее распространение в искусстве XVII в. в Поволжье в связи с усилением его почитания в торговых городах Ярославле и Костроме и строительстве там храмов, посвященных этому святому. Писались подобные образы и в соседних среднерусских областях, например икона 1690 г. из д. Сухая Верея в Московской губ. Именно к таким произведениям принадлежит публикуемая икона. Она создавалась как пожертвование в церковь от деревенской жительницы. Монументальный образ, возможно храмовый, отличается нарядностью. В его украшении использовано много золота, на раме средника в картушах помещены надписи, поясняющие изображение. В письме ликов, в формах и орнаментике палат мастер следует традициям живописи первой половины XVII в. Своеобразен колорит иконы, построенный на сочетаниях разных оттенков охры, красного и зеленого цветов.
Т. Нечаева.
Пророк Илия в пустыне, с житием в 20 клеймах. 1682 год. Средняя Русь. Дерево, левкас, темпера. 148,8х108,3 см.
Пророк Илия в пустыне, с житием в 20 клеймах. 1682 год. Средняя Русь. Дерево, левкас, темпера. 148,8х108,3 см.
<< Назад
Преподобный Харитон Исповедник, с житием в 22 клеймах. 1660-е годы. Москва. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 140х122 см.
 
Далее >>
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (лицевая сторона). Таблетка двухсторонняя. Первая половина XVI века. Новгород. Паволока, левкас, темпера. 23х17 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.