АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 126х108 см.
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 126х108 см.
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 126х108 см. Икона реставрирована. Вставки левкаса по краям, значительные утраты и потертости золота на нимбах и одеждах святых. Тонировки.
Согласно житию, известному с конца X в. мчч. Флор и Лавр, братья-камнетесы, жили во II в. в Иллирии. По приказанию правителя земли Ликаона были брошены в сухой колодец и засыпаны землей. На Руси святые братья считались покровителями лошадей и целителями, этот аспект их почитания был наиболее силен в Новгороде. Древнейшие изображения братьев-мучеников в русском искусстве относятся к XIII в. Память 18/31 августа.
По преданию, сщмч. Антипа Пергамский, ученик ап. Иоанна Богослова, был епископом в Пергаме в царствование императора Нерона (54-68 гг.). Языческие жрецы подвергли его казни, бросив во чрево раскаленного медного вола. Не тронутое огнем тело святого епископа погребли в Пергаме, его гробница стала источником чудес и исцелений, особенно от зубной боли. В России почитание святителя известно с XI в. Память 11/24 апреля.
Объединение святых на иконе подчеркивает общий аспект их прославления — как мучеников и целителей. Такой прием относится к числу наиболее распространенных. Однако соединение святых на иконе — редкость. В подобных композициях мчч. Флор и Лавр обычно изображались со сщмч. Власием, также покровителем скота и целителем или свт. Иаковом Иерусалимским, братом Божиим, почитавшимся в Новгороде целителем «от смертоносные язвы». Выбор святых на этой иконе, вероятно, связан с особым местным почитанием или посвящением храма и его приделов, может быть, он имеет патрональный характер. Особый интерес к этому святому проявляли «именитые люди» Строгановы. Сохранилась икона середины XVII в. «Свщм. Антипа Пергамский», написанная для Антипиевского придела церкви Похвалы Богоматери Сретенского монастыря в Сольвычегодске. Некоторые особенности стиля памятника позволяют видеть в нем произведение, выполненное на землях, принадлежавших Строгановым. Здесь в иконописных горницах, выполнявших заказы именитых бояр, сохранялись приемы мастерства, столь блистательно воплощенные в «строгановских письмах» конца XVI — первой трети XVII в. Несомненное сходство со строгановскими памятниками находим в типах ликов святых с маленьким подбородком и гладким овальным абрисом щек, в характере пропорций фигур с высокой талией, небольшим торсом, маленькими руками и ногами, стоящих на кончиках пальцев в «танцующих» позах, в легких мелких зигзагообразных пробелах и прихотливом контуре одежд, в соединении масштабных изображений с узорочьем и измельченностью деталей, в любви к эмальерной, плотной красочной поверхности. Характер письма личного напоминает работы строгановского иконописца Семена Хромого, особенно икону Богоматери «Смоленская», около 1616 г., написанную для церкви Похвалы Богоматери г. Орла, вложенную в храм Н.Г. Строгановым.
Т. Нечаева.
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 126х108 см.
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 126х108 см.
<< Назад
Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская». Вторая половина XVI века. Русский Север. Дерево (ель), левкас, темпера; ковчег. 83,5х61 см.
 
Далее >>
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Фрагмент. Мч. Лавр
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.