АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Преподобный Серафим Саровский, в ближней пустыньке. Последняя четверть XIX века. Литографская мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, грунт, хромолитография. 45х35,5 см.
Преподобный Серафим Саровский, в ближней пустыньке. Последняя четверть XIX века. Литографская мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, грунт, хромолитография. 45х35,5 см.
Реставрирован Е.С. Чураковой в 1980-е годы. Холст обрезан по краю изображения. Дублирован на холст, натянутый на новый подрамник. Тонировки. Потертости поверхности, особенно по кракелюру.
На изображении, созданном в достаточно редкой технике хромолитографии на ткани, преподобный Серафим Саровский представлен в ближней пустыньке, рядом с Богословским источником. Наиболее ранние варианты этого сюжета — на литографии 1848 г., на акварели «Сказания» иеромонаха Иоасафа (Толстошеева) 1849 г. в подносном экземпляре императрицы Александры Федоровны. Однако на хромолитографии согбенная фигура старца изображена в необычном профильном повороте, в стремительном движении. Подобных иконографических вариантов не известно, возможно, в основе образа — несохранившийся живописный оригинал. Произведения литографской мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, как правило, являлись переводом прижизненных и ранних, особо почитаемых портретов преподобного, и в данном случае точно переданы портретные особенности его лика.
Дивеевская литография была образована «по мысли Высокопреосвященнейшего Иоанникия» (Руднева), занимавшего нижегородскую кафедру в 1873—1877 гг. Возрастающие почитание преподобного Серафима Саровского во всех слоях русского общества привело к необходимости создания большого числа его изображений, что стало возможным благодаря собственной печатной мастерской. Уже первые монастырские эстампы, датированные 1875—1876 гг., выполнены на высоком профессиональном уровне. Многие из работ, преимущественно 1870-х годов имеют в поле изображения авторские подписи, что в целом не характерно для монашеского творчества. В литографии работали сестры Татьяна Перова, Анна Савельева, Евгения Лапина, Евдокия Петрова, Прасковья Земенкова, Анна Захарова.
Одновременно с традиционной и тоновой литографией появились образцы цветной печати, преимущественно на ткани, с необычным монохромным колоритом, в котором преобладал коричневый цвет. Наиболее ранний пример — икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость») 1877 г., с дарственной надписью игуменьи Марии (Ушаковой) на обороте (Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь). Грунтованный холст с напечатанным изображением натянут на подрамник, воспринимается как живописный образ. Значительная группа подобных произведений с образом прп. Серафима, без подписей с выходными сведениями, сохранилась в РНБ, может быть датирована последней четвертью XIX столетия.
Я. Зеленина.
Преподобный Серафим Саровский, в ближней пустыньке. Последняя четверть XIX века. Литографская мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, грунт, хромолитография. 45х35,5 см.
Преподобный Серафим Саровский, в ближней пустыньке. Последняя четверть XIX века. Литографская мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, грунт, хромолитография. 45х35,5 см.
<< Назад
Портрет святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Середина XIX века. Москва. Неизвестный художник. Холст, масло. 88х69,5 см.
 
Далее >>
Троице-Сергиева Лавра. Зимой. 1910-е годы. К.Ф. Юон. Бумага на картоне, масло. 24,5х33,5 см. (в свету).
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.