АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Жены-мироносицы. XIX век. Камень, резьба. Оправа — серебро, стекло, монтировка. 9,9х6,2 см.
Жены-мироносицы. XIX век. Камень, резьба. Оправа — серебро, стекло, монтировка. 9,9х6,2 см.
Икона вместе с оглавием вырезана из цельного куска черного камня — мелкозернистого сланца — и обложена серебряной рамкой со стеклами. В низком плоском рельефе на камне воспроизведена древняя композиция «Гроб Господень». Внизу по центру иконы расположен саркофаг. Слева от Гроба — три фигуры жен-мироносиц, справа — припавший ко Гробу ап. Петр, за ним — Ангел Господень, указующий правой рукой на Гроб. За ними ап. Иоанн Богослов. Над Гробом возвышается трехкупольный храм с обозначающей кувуклию полуциркульной аркой, под которой висят две лампады. На заднем плане — каменная стена и два парящих над храмом херувима.
Каменная икона «Гроб Господень» из собрания ЦАКа является наиболее точной копией, «мерой и подобием» чудотворной Мироносицкой иконы Божией Матери, явленной в 1647 г. близ города Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола). На месте явления каменной иконы был основан единственный в России Мироносицкий монастырь.
В композиции царевококшаиской иконы использован иконографический извод, сложившийся еще в раннехристианском искусстве VI в. под влиянием свидетельств свт. Иоанна Златоуста, Никифора Каллиста и церковных песнопений, получивший позже известность в связи с распространением апокрифического жития Пресвятой Богородицы иеромонаха Епифания Кипрского, в котором говорится о присутствии среди пришедших ко Гробу женщин Божией Матери: «Богородица же одна из первых с Мариею пришли ко гробу, и Ангел указал ей на воскресшего Его (Христа)». В русском искусстве на иконах московской и псковской школ иконописи изображение Божией Матери у Гроба Господня вместе с мироносицами Марией Клеоповой, Марией Иаковлевой, Марией Магдалиной, иногда с Соломией и Иоанной встречается с первой половины XVI столетия. В более позднее время иконы с таким сюжетом были особенно распространены в Среднем Поволжье. Совмещение в композиции «Гроб Господень» изображений учеников Христа, жен-мироносиц и Сил бесплотных — ангелов и херувимов — символизирует соединение Церкви Земной и Небесной.
С. Гнутова.
Жены-мироносицы. XIX век. Камень, резьба. Оправа — серебро, стекло, монтировка. 9,9х6,2 см.
Жены-мироносицы. XIX век. Камень, резьба. Оправа — серебро, стекло, монтировка. 9,9х6,2 см.
<< Назад
Финифть
 
Далее >>
Крест-Распятие со сценами Страстей Христовых. Третья четверть XVIII века. Великий Устюг. Фабрика братьев Поповых. Эмаль на медной основе, накладки из белого металла, штамп, серебро. 14х11 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.