![]() |
![]()
|
Жены-мироносицы. XIX век. Камень, резьба. Оправа — серебро, стекло, монтировка. 9,9х6,2 см. ![]() Каменная икона «Гроб Господень» из собрания ЦАКа является наиболее точной копией, «мерой и подобием» чудотворной Мироносицкой иконы Божией Матери, явленной в 1647 г. близ города Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола). На месте явления каменной иконы был основан единственный в России Мироносицкий монастырь. В композиции царевококшаиской иконы использован иконографический извод, сложившийся еще в раннехристианском искусстве VI в. под влиянием свидетельств свт. Иоанна Златоуста, Никифора Каллиста и церковных песнопений, получивший позже известность в связи с распространением апокрифического жития Пресвятой Богородицы иеромонаха Епифания Кипрского, в котором говорится о присутствии среди пришедших ко Гробу женщин Божией Матери: «Богородица же одна из первых с Мариею пришли ко гробу, и Ангел указал ей на воскресшего Его (Христа)». В русском искусстве на иконах московской и псковской школ иконописи изображение Божией Матери у Гроба Господня вместе с мироносицами Марией Клеоповой, Марией Иаковлевой, Марией Магдалиной, иногда с Соломией и Иоанной встречается с первой половины XVI столетия. В более позднее время иконы с таким сюжетом были особенно распространены в Среднем Поволжье. Совмещение в композиции «Гроб Господень» изображений учеников Христа, жен-мироносиц и Сил бесплотных — ангелов и херувимов — символизирует соединение Церкви Земной и Небесной. С. Гнутова. ![]()
|