![]() |
![]()
|
Троица Ветхозаветная. Панагия наперсная. XVI век. Псков. Серебро, горный хрусталь, бирюза, альмандины, жемчуг; скань, золочение, миниатюра. 18,0х17х2 см. ![]() Обычай помещать в центре панагий образы святых, прикрытые выпуклыми и плоскими стеклами или хрусталями, широко распространяется на Руси с конца XIV вплоть до XVII в. Псковские мастера пользовались в основном вставками с рисунками тушью и миниатюрами на бумаге, обычно с многофигурными композициями. Излюбленными сюжетами во Пскове были «Троица Ветхозаветная» и «Спас на престоле с предстоящими», что объясняется особым почитанием Троицы и Спасителя во Пскове. Почитание Троицы во Пскове — наиболее древнее, оно восходит к XII в., — времени правления князя Всеволода-Гавриила, при котором был заложен первый Троицкий собор. К рубежу XV—XVI вв. относится появление печатей с изображением Троицы, связанных с институтом республиканского правления Псковом, а также с владычными наместниками. В настоящее время выявлены шестнадцать панагий, происходящих из этого центра. Из них всего четыре панагии, в центральной части которых под хрусталями вложены миниатюры с образом Троицы Ветхозаветной. Три находятся в псковском музее и одна — в ЦАКе. Две из указанных панагий ранее хранились в ризнице Троицкого собора и были отмечены в описи 1763 г., две другие предположительно происходят из ризницы Успенской Пароменской церкви. Размер по вертикали самой крупной из них достигает 23 см. По своим художественным достоинствам выделяется наперсная панагия из ЦАКа, с большой долей вероятности можно предположить, что она первоначально находилась в одном из этих храмов. Все известные нам псковские панагии были явно заказными и, в отличие от мелких иконок и образков, которые носились как духовными, так и светскими лицами, они принадлежали, видимо, только высшему духовенству. На это указывает как выбор сюжетов, так и значительный для наперсных икон размер, иногда приближающийся к величине крупных артосных панагий. С. Гнутова. ![]()
|