АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Чудо великомученика Георгия о змие. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 113,5х79,7 см.
Чудо великомученика Георгия о змие. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 113,5х79,7 см.
Чудо великомученика Георгия о змие. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 113,5х79,7 см.Икона реставрирована. Значительные утраты золота на фоне и полях, вставки грунта по трещинам, утраты красочного слоя. Тонировки.
Вмч. Георгий — один из наиболее известных и почитаемых святых во всем христианском мире. Его прославление как мученика устанавливается на Востоке с V в. Около XI в. в житие вмч. Георгия входят рассказы о его чудесах, наиболее известным становится чудо о драконе, которое восходит к устной традиции VIII в. На Руси почитание святого усиливается в XI в., при Ярославе Мудром. Древнейшее изображение чуда вмч. Георгия о змие находится во фресковой росписи дьяконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге, XII в. Образы Георгия-змееборца широко распространяются в произведениях мелкой пластики, деревянной и каменной резьбе.
В русском искусстве существует два варианта изображения чуда: краткий — представленный на публикуемой иконе — и пространный, с изображениями царевны, ее родителей, города и горожан. Наибольшую известность краткий вариант получает в Новгороде, где вмч. Георгий пользовался особой любовью и почитанием.
На публикуемой иконе святой представлен восседающим на мерно ступающем коне. По наблюдению исследователей, вариант с шагающим конем в XVI в. получил распространение именно в краткой редакции жития и характерен главным образом для провинциальных новгородских и северных памятников. К новгородской традиции восходят простота и ясность композиции, четкость и лаконизм силуэтов, использование ярких, открытых цветовых сочетаний. В характере рисунка лика с крупными глазами, небольшими устами и маленьким подбородком распознается тип ликов новгородских икон конца XV — начала XVI в. (например, пророки из Никольской церкви из Гостинополья), закрепившийся в живописи провинции более позднего времени. Аналогичным здесь является и решение нимбов, украшенных орнаментом из прографленных четырехлистников с бусинами по краю. Провинциальность исполнения сказывается в пропорциях фигуры святого, с резко укороченной нижней частью, написанного в застывшей позе. Такой упрощенный тип изображения наиболее характерен для северной русской иконописи. Редкостью является темно-коричневый цвет коня св. Георгия, обычно он белый.
Т. Нечаева.
Чудо великомученика Георгия о змие. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 113,5х79,7 см.
Чудо великомученика Георгия о змие. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 113,5х79,7 см.
<< Назад
Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Фрагмент. «Сотворение мира»
 
Далее >>
Явление Божией Матери и святителя Николая Мирликийского пономарю Георгию (Юрышу). Первая половина XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 31,2х27,6 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.