АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Портрет Преподобного Серафима Саровского. Вторая треть XIX века. Неизвестный художник. Холст, масло. 59,5х45 см.
Портрет Преподобного Серафима Саровского. Вторая треть XIX века. Неизвестный художник. Холст, масло. 59,5х45 см.
Реставрирован в 1980-е годы Е.С. Чураковой. Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки.
Традиционный, легко узнаваемый образ одного из самых почитаемых русских святых — прп. Серафима Саровского (Прохора Исидоровича Мошнина, 1754—1833). Его особое избранничество проявилось еще в детстве. По благословению прп. Досифеи Китаевской, в 1778 г. он вступил в Саровскую Успенскую пустынь. В 1785 г. пострижен в рясофор с именем Серафим, в 1786 г. — в мантию, тогда же посвящен во иеродиакона, в 1793 г. — во иеромонаха. Принял на себя подвиги пустынножительства, молчания, столпничества, затвора. Тысячу дней и ночей провел в непрестанном молении на камне. В 1825 г. открыл двери кельи для служения ближним, обращаясь к каждому: «Радость моя!» Известна его беседа с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни», состоящей в «стяжании Духа Святого Божия». Духовно руководил Дивеевской женской обителью, где им была основана «мельничная» девичья община. Прославлен в лике святых в 1903 г. Дни памяти — 2/15 января, 19 июля/1 августа (обретение мощей).
Портрет, по-видимому, является копией одного из прижизненных изображений Саровского старца.
Преподобный одет в темную рясу, ладони крестообразно сложены на груди. Точно переданы характерные особенности его лика и рук. По иконографии образ близок к портрету 1831 г., который находился в Казани в семье Крупениковых. Сохранилась икона начала XX в. — точная копия этого прижизненного образа, с поясняющей надписью на обороте (частное собрание). Сходство списка с портретом из ЦАК очевидно, хотя контур фигуры, черты лика, положение рук, цвет фона немного отличаются. К этому малораспространенному иконографическому ряду может быть добавлен иконный образец 1830-х годов (ГИМ), с «зеркальным» поворотом фигуры, что объяснимо технологией «снятого» образца. Определенную близость в изображении согбенной фигуры старца, его лика с немного прикрытыми глазами, крупных рук можно увидеть на одной из первых литографий, 1843 г., выполненной в мастерской А. Чишкова, где преподобный облачен в епитрахиль. Портрет из ЦАК является единственным известным живописным произведением данной иконографии.
Я. Зеленина.
Портрет Преподобного Серафима Саровского. Вторая треть XIX века. Неизвестный художник. Холст, масло. 59,5х45 см.
Портрет Преподобного Серафима Саровского. Вторая треть XIX века. Неизвестный художник. Холст, масло. 59,5х45 см.
<< Назад
Портрет преподобного Макария (Иванова), старца Оптиной пустыни. 1848 год. Оптина пустынь. А. Копьев. Холст, масло. 85,5х69,5 см.
 
Далее >>
Портрет преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Между 1910 и 1912 годами. Москва. М.В. Нестеров. Картон, грунт, гуашь. 47,5х24,5 см.; паспарту 69х46,5 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.