АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Фрагмент царских врат. Начало XVIII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера
Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Фрагмент царских врат. Начало XVIII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера
Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Фрагмент царских врат. Начало XVIII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера Икона реставрирована. Имеются потертости красочного слоя и золота, реставрационные тонировки.
Это один из медальонов, украшавших резные царские врата, на которых в картушах были представлены поясные изображения Богоматери, архангела Гавриила («Благовещение») и четырех евангелистов, царские врата такой иконографии распространяются в России со второй половины XVII в.
Образ Иоанна, любимого ученика Иисуса Христа, сына Заведея и Соломонии, автора одного из четырех канонических Евангелий, посланий и Апокалипсиса, обязательно включается в сюжетный состав царских врат. Публикуемый медальон, судя по развороту фигуры святого вправо, размещался на левой створке, что соответствовало сложившемуся канону.
Полуфигурные изображения Иоанна Богослова с книгой и письменными принадлежностями были широко распространены, в особенности в византийском и поствизантийском искусстве XV-XVI вв. В публикуемой иконе на раскрытом манускрипте помещены традиционные для этой иконографии начальные слова из первой главы Евангелия от Иоанна. Но извод, к которому принадлежит образ святого, для царских врат редок. Перстами левой руки, сложенными так, что они напоминают именословное благословение, Иоанн касается губ. Иконы Иоанна Богослова, в которых как бы он «запечатывает» свои уста именем Христовым, получили название «Иоанн Богослов в молчании». Появление такого иконографического извода, не имеющего аналогий в византийском и поствизантийском искусстве, относится к концу XVI в.; позднее, со второй половины XVII-XIX в., он получает популярность.
Судя по всему, этот образ, наполненный особым символическим смыслом, появился на русской почве, но его истоки восходят к самым корням христианской культуры и аскетики. Ап. Иоанн Богослов, именуемый в церковной традиции «Тайнозритель Судеб Божиих», в первых строках Евангелия говорит о непостижимом божественном бытии. Он свидетельствует об истинности воплощения Божественного Логоса — второго лица Пресвятой Троицы. Возможно, что молчание апостола — знак «безмолвствующего славословия» Богу как абсолютному бытию (свт. Григорий Назианзин, 330 - около 390 г.). Слова неоплатоника Прокла (около 410 - 485 г.) — «Логосу должно предшествовать молчание, в котором он укоренен» — также помогают раскрыть определенные аспекты смысла этой иконографии. Справа, за фигурой апостола, символ евангелиста Иоанна — орел, которого изограф представил с чернильницей в клюве. С XVII в. символы евангелистов стали нередко включаться в композиции царских врат. Мотив орла, держащего чернильницу в клюве, восходит к западноевропейской гравюре и с конца XVII в. часто встречается в русском искусстве. Колорит иконы, в котором контрастируют красный и зеленый цвета, смягчается благодаря светло-зеленому фону и обилию золота. Эта характерная для конца XVII — начала XVIII в. красочная гамма, манера письма личного, выполненного с использованием разработанных во второй половине XVII в. приемов, создающих впечатление объема и светотени, т. е. «живоподобное», а также указанные выше иконографические детали говорят о создании этого произведения на рубеже XVII—XVIII вв.
Л. Тарасенко.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Фрагмент царских врат. Начало XVIII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера
Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Фрагмент царских врат. Начало XVIII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера
<< Назад
Апостол Андрей Первозванный (фрагмент)
 
Далее >>
Апостол Петр. Деисусный чин. Первая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 140х48,5 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.