![]() |
![]()
|
Дарохранительница. 1797 год. Москва. Мастер Г.Ф. Копылов. Серебро; литье, чеканка, чернь, золочение, монтировка. 55,9х21,1 см. ![]() Иконографическая тема нижнего яруса со сценами Страстного цикла вполне традиционна для русских дарохранительниц XVIII в. Значительный интерес представляет включение в композицию сюжета «Благовещение Богородицы» и изображения орудий Страстей Господних. Ранее остальных литургических предметов символика орудий Страстей появляется на гравированных антиминсах во второй половине XVII в. С конца того же столетия они изображаются на Евангелиях и напрестольных крестах. Все эти предметы, вместе с дарохранительницей, находятся на престоле и составляют единый ансамбль литургического действа. Во второй половине XVIII в. они иногда исполняются в едином стиле, в данном случае — пронизанные единой страстной символикой. Подобные композиции на дарохранительницах встречаются крайне редко. Трехъярусная форма дарохранительницы была разработана в первой половине XVIII в., она известна в оловянных изделиях. Черневые накладки выполнены в лучших традициях московского ювелирного дела. В этот период, в конце XVIII — начале XIX в., в сюжетах заметно влияние классицизма. Изображения располагаются свободно, оставляя большое пространство позолоченного фона, на котором выделяются изящные темные силуэты. Дарохранительница, отличающаяся редкой иконографией, принадлежит к лучшим образцам чеканного и черневого искусства Москвы конца XVIII столетия. С. Гнутова. ![]()
|