АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Икона Божией Матери «Донская» 70-80-е годы XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32х26,7 см.
Икона Божией Матери «Донская» 70-80-е годы XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32х26,7 см.
Икона Божией Матери «Донская» 70-80-е годы XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32х26,7 см.Икона реставрирована. Имеются вставки левкаса, мелкие тонировки, потертости красочного слоя. Характер утрат левкаса говорит о том, что икона была под окладом.
Чудотворная икона «Богоматерь Донская», написанная в конце XIV в., впервые упомянута в летописях под 1552 г. в связи с молитвой перед ней Ивана Грозного незадолго до похода на Казань. По преданию, древний образ задолго до этих событий поднесли князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 г. В летописи сообщается, что икона была на Дону «с преславным великим князем Димитрием Иоановичем».
Изначально образ Богоматери находился в Успенском соборе подмосковного города Коломны. Судя по тому, что имеются ранние, XV в., списки этой иконы, она уже тогда пользовалась почитанием. В 60-е годы XVI в. ее перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1563 г. она участвовала в Ливонском походе царя Ивана IV. В 1591 г. с помощью Богоматери от «Донской» Ее иконы связывали победу русских над ордами крымского хана Казы-Гирея, в честь чего и было установлено празднование иконе. В настоящее время эта древняя святыня находится в Государственной Третьяковской галерее. День празднования - 19 августа/1 сентября.
В иконе Богоматери «Донская» из собрания ЦАК МДА чтимый образ повторяется в уменьшенном размере и с изменением некоторых деталей, но основные иконографические черты сохранены. Икона принадлежит кисти выдающегося мастера второй половины XVI в., имевшего свой особый художественный почерк. Иконописец виртуозно владел техникой исполнения личного с ее сложной последовательной моделировкой объемов. Строя колорит иконы на контрасте розового и темно-оливкового цветов, художник добился редкого своеобразия цветовой гаммы. Использование золота позволило ему передать ощущение драгоценности живописной поверхности.
Характер живописи ликов средника, темный колорит, в котором каждый цвет приобретает особо интенсивное звучание, своего рода «эмальерность» красочной поверхности имеют аналогии в московских произведениях 70-80-х годов XVI столетия.
Л. Тарасенко.
Икона Божией Матери «Донская» 70-80-е годы XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32х26,7 см.
Икона Божией Матери «Донская» 70-80-е годы XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32х26,7 см.
<< Назад
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Фрагмент
 
Далее >>
Икона Божией Матери «Иверская». 1880-е годы. Москва. Фирма О. Ф. Курлюкова. Дерево (кипарис), грунт, масло. Оклад: серебро, золочение, эмаль по скани и росписная, бархат. 34х29 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.