![]() |
![]()
|
Икона Божией Матери «Владимирская» с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими на полях. Третья четверть XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32,7х25,1 см. ![]() На этой иконе воспроизведен чудотворный образ «Богоматерь Владимирская» XII в., пользующийся исключительным почитанием в Русской Православной Церкви. Древняя византийская икона «Богоматерь Елеуса» (грен. Умиление, Милующая) была привезена из Константинополя на Русь около 1130 г. и помещена в женском Вышгородском монастыре близ Киева. В 1155 г. князь Андрей Боголюбский (1110-1174, память 4/17 июля) ![]() Первый раз икона была принесена в Москву в 1395 г., когда городу угрожали войска Темир-Аксака (Тамерлана), но затем возвращена во Владимир. В 1480 г. образ был установлен в Успенском соборе Московского Кремля — главном храме Древней Руси. В настоящее время икона хранится в домовом храме Государственной Третьяковской галереи (Москва) — церкви Николы в Толмачах. Празднования в ее честь совершаются трижды в год: 26 августа/8 сентября (в память об избавлении от нашествия Тамерлана в 1395 г.) ![]() ![]() ![]() В публикуемом списке «Владимирской» мастер точно повторил типы ликов, позу Младенца, расположение Его рук и ног, наклон головы Девы Марии византийской иконы, несколько изменив ее пропорциональный строй. Как и в древней святыне, скорбный взгляд Девы Марии обращен к предстоящим. Изображение Богоматери с Младенцем дополнено образами соловецких чудотворцев. Помещение на полях иконы святых — древняя распространенная традиция. Это могли быть патрональные святые заказчика и членов его семьи, святые — помощники в различных областях жизни, целители. Изображение свв. Зосимы (ум. в 1478 г., память 17/30 апреля) ![]() ![]() Тонкое многослойное письмо ликов, выполненное с большим мастерством, благородство рисунка и пропорций говорят о московском происхождении иконописца; особенности колорита и драматизм образного строя находят аналогии в произведениях грозненского времени. Л. Тарасенко. ![]()
|