АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Балканы
Балканы
Балканы
Христос Пантократор. XVII век. Северные Балканы. Дерево, паволока, левкас, темпера, резьба по левкасу. 99,5х71 см. Неровная трещина с разрывом паволоки по стыку досок. Гвозди и гвоздевые отверстия вокруг головы Христа и кисти правой руки. Сколы левкаса на одеждах и фоне. Сильная потертость красочного слоя на изображении правой руки.
Поясное изображение Христа Пантократора, благословляющего правой рукой и с закрытым Евангелием в левой, — один из наиболее распространенных образов в византийской и поствизантийской иконописи. Расположение гвоздевых отверстий показывает, что на иконе был венец и что благословляющая десница Христа была покрыта металлом. Подобная традиция была широко распространена в Греции и на Балканах, особенно при украшении почитаемых и чудотворных икон. Очевидно, «Пантократор» являлся одним из таких моленных образов, стоявших или в иконостасе у царских врат, или отдельно как поклонный образ.
Регион, где могла быть создана эта икона, достаточно обширен. В произведении переплелись влияния различных живописных центров. Художественный строй образа основан на греческой традиции, но четкая выписанность форм, многократный контур близко поставленных миндалевидных глаз, коричневый абрис тонкого удлиненного носа с широкими крыльями, свидетельствуют о балканском происхождении мастера. Этот мастер мог быть как славянином, впитавшим греческую культуру, так и греком, постоянно жившим в славянской среде. В живописи использовано очень много золота: ассист практически сплошь покрывает хитон и гиматий Христа, золотом обозначена кайма оплечья и клав. Золотой фон декорирован крупным растительным орнаментом в виде цветов и изгибающихся стеблей, выполненных резьбой по левкасу. На нимбе — мелкий витиеватый орнамент. Такое обильное золочение не свойственно греческим мастерам. Тип и манера исполнения орнамента также отражают иной, несколько провинциальный, вкус — стремление к яркости, звучности, пышности. Письмо личного с достаточно резким контрастом темно-коричневого санкиря и разбеленно-розоватого охрения, характер складок и золочения указывают на XVII в. как время создания иконы. В качестве одной из аналогий может быть назван «Христос Пантократор» XVII в. из музея монастыря Выратек (Румыния).
Н.Герасименко.
<< Назад
Афон
 
Далее >>
Греция
Балканы
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.