АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

История Академии в лицах


1685–18141814-19171917-1944с 1944 годаВсе
страницами

1655 - 1703

Самое известное произведение игумена Палладия – «Исповедание веры». В нем Палладий исповедует свою веру, описывает отступление от Православия и излагает погрешности римского учения.10 февраля 1699 г. Патриарх Адриан предложил Палладию составить исповедание веры и проклятие ереси Римско-Католической Церкви, а затем, прочитав это сочинение перед собором и народом, покаяться в своей измене Православию. Исповедание Палладия было представлено Патриарху 1 апреля 1699 г. 2 июня того же года этот трактат был принят «во известие покаяния». В 1700 г. возведен Патриархом Адрианом в сан игумена Заиконоспасского монастыря и назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, к тому времени пришедшей в совершенный упадок из-за отсутствия учителей. Руководство Академией Палладия, воспитанного и образованного в духе европейских иезуитских школ, характеризуется вытеснением греческого образования в духе Лихудов образованием латинским. Академия стала называться Славяно-латинской или просто Латинской.


1680 - 1741

Как образованный человек самого многостороннего образования, знаток греческой литературы, которой занимался с усердием и большим успехом вверенным ему делом, архиепископ Феофилакт был ценим Петром Великим, который старался выдвинуть и использовать все ученые силы. Он исполнял разные поручения государя ученого характера. Так, в 1710 г. его вызывали в Петербург для исправления составленной им же службы о полтавской победе. Он принимал деятельное участие в предпринятом по указу царя исправлении славянской Библии. Вел полемику с Феофаном Прокоповичем, найдя в его сочинении «Иго неудобоносимое» неправославные тенденции, ответил на него строгой критикой, назвав свою работу «Иго Господне благо, и бремя его легко», в которой прямо называл Феофаново произведение писанием, вносящим реформатские мудрования в учение об оправдании.


1779 - 1857

Святитель Филарет (Амфитеатров) – один из известнейших деятелей Церкви XIX века. Величие его личности и подвижничества были понятны уже современникам. Вскоре после его кончины появилось много литературы, была опубликована его обширная переписка. Не случайно он был канонизирован как местночтимый святой в Тобольской и Тюменской епархии, где был ректором духовной семинарии. Позже святитель Филарет был причислен и к лику святых, почитаемых Украинской Православной церковью.
При архимандрите Филарете были составлены правила для миссионеров и было принято решение подготавливать к миссионерству воспитанников семинарии. Все эти меры принесли благие плоды. Во время холеры 1830-го года архимандрит Филарет сорок дней молился в загородном архиерейском доме об избавлении города от губительной болезни. Во время голода 1833-1834 гг. он раздавал при архиерейском доме продовольственную помощь голодающему населению.
Как настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Филарет основал здесь свое всегдашнее местопребывание и обратил свои заботы на устроение внешнего быта иноков и их религиозно-нравственной жизни, направляя все к тому, чтобы насельники Лавры проводили жизнь строго иноческую, в чем он сам подавал им высокий пример. За 17 лет до смерти митрополит Филарет принял схиму.
 


1812 - 1875

В 1862 году назначен ректором МДА (первым из белого духовенства) и занимал эту должность до конца жизни. При нем в 1870 году был освящен Покровский академический храм, в 1981 году в саду устроено академическое кладбище. Принимал активное участие в проведении реформы духовных учебных заведений в 1867-1869 годах.Большой вклад внес А.В. Горский в развитие библиотеки МДА, пополнив ее уникальными рукописями и редкими старопечатными книгами, а также современной ему исторической и богословской литературой. Он самостоятельно читал все поступавшие в библиотеку книги и оставлял в них свои замечания. Благодаря многолетней работе с рукописями Горский стал одним из крупнейших специалистов в области славянской церковной письменности.Непревзойденным остается составленное Горским описание литургических текстов, содержащее информацию о структуре служб, характере песнопений, мере их соответствия богослужебной практике. Это описание является важным пособием в изучении древней гимнографии.   


1819 - 1878

Русский богослов и историк. Закончил Московскую духовную академию, в которой позже занимал кафедру всеобщей истории. Подготовил учебную книгу всеобщей истории, первая часть которой (до Константина Великого) издана в 1863 и была введена в руководство в семинариях.Главные труды Казанского: «История православного монашества на Востоке» (Москва, 1854—1857); «История православного русского монашества» (М., 1855); «Житие святого Тихона» (Санкт-Петербург, 1861—1862); «Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете» («Чт. в Моск. О. Ист. и Древн.», 1847—1848, т. VIII); «Кто был виновником соловецкого возмущения от 1666 по 1676 г.» («Чт. Общ. Ист. и Древн.», 1864, ч. IV); «Исследование о личности первого Лжедимитрия» («Русский вестник», 1877, VIII — X). Казанский напечатал также ряд житий, несколько статей по источниковедению церковной истории и др.


1816 - 1882

Митрополит Макарий известен как выдающийся церковный администратор, крупнейший ученый-богослов и церковный историк, видный проповедник, оставивший после себя большое количество изданных трудов по догматическому богословию, церковной истории и проповедничеству. В шестидесятых годах, будучи уже архиепископом, он принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. Его взгляды на решение вопросов в жизни средней и низшей школ Церкви будили ненависть у противников всего передового.Академический устав 1869 г., получивший имя «Макарьевский», увидел свет только благодаря талантливой и настойчивой защите его принципов высокопреосвященным Макарием. В семидесятых годах митрополит Макарий председательствовал в Комитете по преобразованию церковного суда и вел дело, отстаивая необходимость полезных изменений. Но сопротивление оказалось очень сильным, и все осталось по-старому.


1824 - 1887

Учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. По окончании курса в июле 1848 года был определён бакалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах.Основным философским сочинением Гилярова-Платонова является его работа, посвящённая критическому анализу философии Гегеля (1846). Одна из частей данного исследования была опубликована под названием «Рационалистическое движение философии новых времён» в журнале «Русская беседа» (1859, №1), другая часть, содержащая критику 1-го раздела «Феноменологии духа», с обширными выписками из неё появилась уже после смерти автора в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1891 году. Оригинальный публицист-философ стремился совместить обсуждение практических нужд дня с идеальными началами бытия. Будучи при этом темпераментным и едким полемистом, он нередко придерживался односторонних взглядов и преувеличений. Гиляров-Платонов оставил большое творческое наследие, которое представляет мозаичную картину, результат работы самостоятельной и интенсивной мысли, но так и не сумев сколько-нибудь полно высказать себя.   


1818 - 1889

Смирнов Сергей Константинович, прот. (1818—89), русский православный историк и богослов, историограф МДС и МДА. Окончил МДА (1844), где ему была присуждена степень магистра за труд о библ. прообразах. Начал преподавание в академии в 1855. С 1857 экстаординарный профессор, в 1859 стал ординарным профессором каф. греч. языка и словесности, а в 1870 — инспектором МДА (в период ректорства прот. Горского). В 1878 С. был рукоположен и в сане протоиерея принял ректорство от еп. Михаила (Лузина).По свидетельству учеников, Смирнов был "непоколебимым сторонником старых заветов самобытной Московской духовной школы и вначале он производил впечатление человека сурового, но на деле был добрым и обходительным со студентами". Его лекции по русской истории были насыщены цитацией подлинных документов. В годы инспекторства Смирнов защитил докторскую диссертацию "Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания ап. Павла к Ефесянам" (М., 1873). Диспут при защите диссертации вызвал острую полемику между Смирновым и его оппонентами (см. описание диспута в кн. "У Троицы в Академии", М., 1914, с. 165).С 1854 Смирнов был секретарем, а в 1879 стал председателем комитета по изданию "Творений св. отцов". Ему принадлежит множество работ по патрологии, агиологии, рус. церк. и гражданской истории. Широкую известность принесли ему работы по истории московской Славяно-греко-латинской академии (М., 1855), Троицкой ДС (М., 1867) и МДА (М., 1879).


1818 - 1893

Первый печатный труд преосвященного Амфилохия, академическое курсовое сочинение «О трех обетах монашества: девстве, нестяжании, послушании», был издан в 1845 году. Пребывание в Новоиерусалимском монастыре, славившемся своей библиотекой, определило направление деятельности епископа Амфилохия как ученого. Живя в Москве, он занимался изучением и изданием древнеславянских и греческих рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке и в Румянцевском музее. Епископ Амфилохий состоял членом почти всех столичных и провинциальных исторических и археологических обществ, членом Общества любителей духовного просвещения и цензором всех изданий Общества, а также председателем Отделения иконоведения при этом Обществе; в 1863 году был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению греческой и славянской палеографии.


1832 - 1903

В 1868 г. подал ректору МДА протоиерею А. В. Горскому записку «О необходимости преподавания физико-математических наук в Духовных Академиях». Готовящийся новый Устав духовной академии не предусматривал места для этих дисциплин, но Горский отмечал их важность для богопознания, апологетики, изучения богословия и библеистики, а также для подготовки квалифицированных преподавателей по этим предметам для духовных семинарий. Мысли Голубинского встретили сочувствие со стороны ректора, однако с 1870/71 учебного года в МДА, согласно Уставу 1869 г., кафедра физико-математических наук была упразднена. Голубинский отказался от предложения занять другую вакантную кафедру и ходатайствовал о создании в академии кафедры естественнонаучной апологетики. Московский митрополит святитель Иннокентий (Вениаминов) поддержал идею, и 12 октября 1870 г. определением Святейшего Синода было дано разрешение на преподавание в МДА естественнонаучной апологетики, что было поручено Д. Ф. Голубинскому, ставшему сверхштатным преподавателем. Расходы взяла на себя Московская епархия. Курс Голубинского состоял из лекций по физике (с элементарными сведениями по химии) и астрономии. Он ставил цель доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии.


1835 - 1904

Горский-Платонов, Павел Иванович - профессор Московской духовной академии по кафедре еврейского языка и археологии (1835 - 1904), оставивший крупный след в истории академии как ее инспектор, как редактор и переводчик "Творений святых отцов", святого писания, как редактор ее журналов. Из печатных работ более известны: "История Тридентского собора" и толкование 32-х глав книги "Исход" (1840). Затем "Антука" (1894), "Голос старого профессора" (1900), "Отрывки из скорбной летописи городского головы" (1894) и много статей в "Прибавлениях к "Творениям святых отцов", в "Православном Обозрении", "Вере и разуме", "Чтениях в обществе любителей духовного просвещения", "Душеполезном чтении" и "Богословском Вестнике".


1834 - 1912

Евгений Евсигнеевич Голубинский с 1861 г. работает в МДА на кафедре истории Русской Церкви со степенью бакалавра, с 1870 г.— профессора. Преподает немецкий язык.
В 1870 г. предлагает создать музей при МДА. В1867 г. создает фундаментальное исследование «Святые Константин и Мефодий, апостолы славянские» (в 1869 г. удостоено полной Уваровской премии), в 1871 г. - «Краткий очерк истории православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской», в 1872 г.- «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия», в 1876 г.- «Христианство в России до Владимира Святого».
К началу 80-х гг. получает известность и признание в научных кругах.
В марте 1906 г. входит в Предсоборное присутствие, участвует в работе отдела, занимавшегося решением вопроса о преобразовании центрального и местного церковного управления.


1862 - 1916

Заслуженный профессор (1911) по кафедре Пастырского богословия и педагогики, инспектор МДА (1907-1912). Родился в семье диакона в городе Касимове Рязанской епархии. Из Рязанской семинарии. 1-й магистрант XL курса (1881-1885). С 1883 исполнял должность доцента по кафедре Пастырского богословия и педагогики. В 1889 удостоен степени магистра богословия за работу «Источники и предмет догматики, по воззрениям католических богословов последнего полустолетия» (Харьков, 1889). Умело руководил студентами и создавал желательный нравственный климат. Погребен на Академическом кладбище.


1870 - 1916

Писатель, магистр богословия, профессор Московской духовной академии по кафедре истории русской церкви. Труды С.: "Значение Печерского м-ря в начальной истории русской церкви и общества" (Сергиев Посад, 1896), "Преподобный Сергий Радонежский и Троицкая лавра его времени" (М., 1898), "Древнерусский духовник" (Сергиев Посад, 1899), "Водокрещи" (материалы для истории крещенских обрядов в древней Руси, "Богословский Вестник", 1900, январь), "Праздник Пасхи в древней Руси" ("Церковные Ведомости", 1900, №№ 15—16).


1866 - 1916

Спасский (Анатолий Алексеевич, родился в 1866 г.) - профессор Московской духовной академии. Сын священника Вологодской губернии, получил образование в местной семинарии и московской академии, где кончил курс в 1890 г. В 1891 г. назначен преподавателем в каменец-подольскую семинарию, в 1893 г. вызван в московскую академию на кафедру новой гражданской истории, в 1895 г. перешел на кафедру общей церковной истории. Ученые труды Спасского: "Отношение пророков к обрядовому закону Моисея" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1889, март), "Гус и Виклеф" (ib., 1890, июль), "Св. Иустин мученик и синоптические Евангелия" ("Православное обозрение", 1889, июль - август), "Новейший византинизм и его значение" ("Богословский Вестник", 1894, апрель), "Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни" (Сергиев Посад, 1895, магистерская диссертация), "Суждения современной протестантской церковно-исторической науки об Аполлинарии Лаодикийском и его значение в истории догматики" (Сергиев Посад, 1896), "Сирохалдейские несториане и присоединение их к православной церкви" ("Богословский Вестник", 1898, май) и др. С 1898 г. Спасский состоит редактором "Богословского Вестника". Главные его новейшие труды: "Обращение императора Константина Великого в христианство" (Сергиев Посад, 1905); "История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. I. Тринитарный вопрос" (ib., 1906).


1850 - 1917

Богослов, профессор Московской духовной академии по кафедре Св. Писания. Из многочисленных ученых работ М. наиболее ценны: "Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии" (М., 1885), "Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе" (М., 1885; магистерская дисс.), "Ветхозаветный храм. Ч. I. Внешний вид храма" (М., 1890, докторская дисс.) и ряд критических статей, помещенных в "Богословском Вестнике" 1892—93 гг.: "Эрнест Ренан и его Жизнь Иисуса". Среди современных православных экзегетов М. занимает весьма почетное место.


1847 - 1918

Окончил курс в Московской духовной академии, в которой занимал кафедру всеобщей истории. Член государственной думы IV созыва, прогрессист. Главные его труды: "Характер отношения России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях" (2-е издание, 1914); "Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством" (Москва, 1881, докторская диссертация); "Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия" (Санкт-Петербург, 1895); "Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии" (Санкт-Петербург, 1898); "Светские архиерейские чиновники в древней Руси" (Москва, 1874, магистерская диссертация); "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов" (2-е издание, 1913); "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович" (2 тома, 1909 - 13). Каптерев - победоносный противник Субботина , подвергавшийся преследованиям со стороны Победоносцева.


1862 - 1936

Архиепископ Арсений с 1898 года назначен ректором Московской духовной академии. Занимался просвещением паствы, заботился о преподавании Закона Божия и церковного пения в школах, организовал курсы псаломщиков, миссионерские курсы для духовенства, много сил отдал борьбе с пьянством. Вел активную миссионерскую работу среди старообрядцев-беспоповцев, переписывался с тремя восточными православными Патриархами. В годы Первой мировой войны принимал активное участие в судьбе раненых русских солдат, собирал средства для нужд фронта. На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917 года избран заместителем председателя и возглавил два отдела: Правовое положение Церкви в государстве и Издательский отдел.Литературные труды митрополита Арсения способствовали его репутации выдающегося духовного писателя и ученого. Он являлся автором многочисленных богословских трудов, отмеченных множеством орденов. Митрополит Арсений был почетным членом многих научных обществ.


1867 - 1938

В науке И.В. Попов зарекомендовал себя серьезными исследованиями в области психологии [магистерская диссертация «Естественный нравственный закон» (СПб., 1897) и ряд статей], патрологии [работы по богословию святого Афанасия Александрийского, Макария Египетского, блаженного Августина (о последнем докторская диссертация и курсы лекций); в Православной богословской энциклопедии представлены его статьи о Григории Богослове, Григории Нисском, Дионисии Ареопагите и Дионисии Александрийском, Василии Великом]. Существует несколько статей на другие темы (о жизни и наследии В. Соловьева и др.). Причислен к лику святых Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. как новомученик (день памяти 8 августа).


1883 - 1948

В Московских духовных школах о. Вениамин состоял профессором на кафедре Священного Писания Нового Завета. Он принес в Православный богословский институт традиции старой Московской духовной академии в области богословского исследования Священного Писания Нового Завета. В конце 1946 г. протоиерей Вениамин от имени своего прихода обратился с письменным заявлением к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I о создании фонда стипендий для наиболее успевающих и нуждающихся студентов Академии и воспитанников Семинарии.


1869 - 1953

Святейший Патриарх Сергий включил протоиерея Димитрия Боголюбова в корпорацию преподавателей открывающегося в Москве Православного Богословского Института. Отец Димитрий был назначен заведующим Кафедрой истории обличения раскола и сектантства. Ученое Собрание Богословского Института на заседании от 7 июня утвердило протоиерея Димитрия Боголюбова в ученом звании доцента.
Совет Московской духовной академии на заседании 24 января 1947 года присвоил протоиерею Димитрию Боголюбову степень магистра


1890 - 1961

Не мало потрудился о. Николай в деле возрождения Московских Духовных Школ. Накануне открытия, 9 июня 1944 года, о. Николай Колчицкий был включен в состав преподавателей на общем Собрании Советов Богословского Института и пастырских курсов. Предметом его преподавания была Литургика на пастырских курсах. Кроме того, отец Николай во­шел в состав Ученого Совета Богословского Института в звании доцента.


1906 - 1963

В 1946 году Петр Викторович Гнедич поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1949 году по 1-му разряду, получив степень кандидата богословия.
В конце 1961/1962 учебного года протоиерей Петр Гнедич представил в Совет МДА магистерскую диссертацию «Догмат Искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия (1893-1944 г.)». Защита состоялась 11 июня 1962 года. В этом же году он был приглашен в Московскую духовную академию на педагогическую работу. Ему было поручено чтение лекций по Византологии на III-м курсе Академии и Патрологии на II-м курсе Академии.


1899 - 1965

С 1919 по 1920 гг. Волков обучался в Московской духовной академии. 3а время обучения он слушал лекции у выдающихся профессоров - священников Д. А. Лебедева и П. А. Флоренского, С. И. Соболевского, М. М. Тареева, С. С. Глаголева. Уже в последние месяцы существования академии в Лавре, Волков был избран товарищем председателя, а затем и председателем церковного совета академического храма. По делам академического храма ему несколько раз приходилось бывать на приеме у Святителя Тихона на Патриаршем подворье в Москве.


1879 - 1967

В 1904 году Николай Лебедев окончил духовную академию кандидатом богословия. Его диссертация «Новое христианство Сен-Симона» была удостоена денежной премии. Желая продолжить образование, он поступил на экономическое отделение Пе­тербургского политехнического института. В 1911 г. Лебедев защитил диссертацию по экономической географии на тему «Фабрично-заводская промышленность Калуж­ского района», получив степень кандидата экономических наук.Во второй половине 1957/1958 учебного года Н.М. Лебедев представил составленный им учебник по латинскому языку для духовных семинарий ректору протоиерею Константину Ружицкому. 


1894 - 1972

В 1949 г. Ушков окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, полученную за курсовое сочинение «Душа и ее бессмертие по христианскому учению». В том же году его назначили заведующим библиотекой МДА и преподавателем Катехизиса в Семинарии, а с нового 1950/51 учебного года преподавателем Церковно-славянского языка с сохранением за ним уроков по Катехизису. В Московской духовной семинарии Анатолий Васильевич преподавал Русский язык и Церковно-славянский язык. В 1957 г. он начал составлять научный труд по Церковно-славянском языку, озаглавив его «Методическое руководство к преподаванию Церковно-славянского языка в Духовных Семинариях».


1878 - 1972

В 1947/48 гг. читал лекции по церковному праву в Московскому духовной академии. Одновременно работал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1949 году был лишен возможности продолжать службу в духовной академии и ОВЦС по политическим причинам и вновь уехал в Югославию. Сергей Викторович Троицкий посещал СССР еще два раза: в 1958 году, по приглашению Святейшего Патриарха Алексия I на 40-летие восстановления Патриаршества в Русской Право­славной Церкви, и в 1961 году, по приглашению председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии архиепископа Никодима (Ротова). Ученый Совет Московской духовной академии на заседании 18 декабря 1961 года присудил профессору С. В. Троицкому ученую степень доктора церковного права за широкую научную деятельность в области церковного права.


1906 - 1982

Окончил Московскую духовную семинарию (1947), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1951; тема кандидатской работы: «Способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублёва»).
В 1950—1953 — ответственный представитель от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Участвовал в реставрации иконостаса и росписи трапезного Успенского храма в Новодевичьем монастыре (1946), возглавлял группу по реставрации «Царских чертогов» Московской Духовной Академии (1946—1947) и бригаду художников, реставрировавших живопись главного купола Богоявленского патриаршего собора в Москве (1947). Позднее, в 1954, участвовал в реставрации настенной живописи в этом соборе и руководил написанием икон для иконостаса кафедрального собора в Ростове-на-Дону.
С 1951 — преподаватель церковной археологии и древнееврейского языка в Московской духовной академии, с 3 марта 1954 — доцент. Организатор и с 1953 руководитель Церковно-археологического кабинета. С 18 июля 1954 — архимандрит. В 1953—1962 трудился над магистерской работой «Живописное и иконописное направления в церковной живописи и их онтологическая оценка», но не завершил её.


1907 - 1984

С сентября 1955 года  Владимир Юрьевич стал работать преподавателем англий­ского языка в Московской духовной академии. Во это время Владимир Юрьевич Вульферт просил Святейшего Патриарха Алексия I позволить ему полу­чить духовное образование путем сдачи экзаменов экстерном. Святейший Патриарх дал свое согласие.
В Московской духовной академии и семинарии Владимир Юрьевич работал до конца 1982 года. 


1904 - 1984

В 1951 году вышла в свет его книга «Чинопоследование Божественной Литургии», ставшая ценным практическим пособием для учащихся духовных семинарий и начинающих священнослужителей.
В период с 1944 по 1964 гг. А. И. Георгиевский написал 42 рецензии на кандидатские сочинения студентов Московской духовной академии.
27 марта 1958 г. Учебный Комитет утвердил доцента Георгиевского в звании профессора МДА.
В 1974 году за выдающиеся заслуги перед Академией и в связи с 70-летием А. И. Георгиевский был удостоен звания заслуженного профессора.
Будучи в преклонных летах, Алексей Иванович прекратил чтение лекций, однако к нему часто обращались за советом молодые преподаватели, а на заседаниях Ученого Совета при решении церковно-практических вопросов его слово было решающим.


1924 - 2001

За годы управления епархией трудами владыки Николая число приходов увеличилось с 40 до 350, была открыта Духовная семинария, возобновилась монашеская жизнь в 10 мужских и женских обителях, в том числе в Свято-Троице-Серафимо-Дивеевском монастыре.


1927 - 2002

При вступлении епископа Афанасия на Пермскую кафедру в епархии действовало около 40 храмов, к сентябрю 2001 г. насчитывалось более 200 приходов. Его заботами отремонтирован кафедральный Свято-Троицкий собор Перми, при котором открылась библиотека, выстроено здание епархиального управления, действуют около 50 воскресных школ. Возобновлена иноческая жизнь в крупнейших на Урале Белогорском монастыре святителя Николая Чудотворца, называемом «Уральским Афоном», в пермском Стефановом монастыре, Соликамском Троицком монастыре, а также в 8 женских обителях. Архиепископ Афанасий знал английский, польский и греческий языки; являлся автором большого числа статей по истории древнего монашества, сочинений апологетического содержания, пастырских поучений, проповедей, которые появлялись в свет даже во время гонений на Церковь. В Пермской епархии по его инициативе началась активная издательская деятельность: выходят в свет журналы «Благовестник Пермской епархии», «Собеседник православного христианина», альманах «Святоотечество», газета «Православная Пермь», сборники духовно-назидательного чтения «Катехизаторские беседы», «Православная Церковь свидетельствует», антисектантские брошюры, антологии духовных стихов для детей и взрослых. Владыка был редактором-составителем и автором многих изданий.


1941 - 2003

Архиепископ Саратовский и Вольский (с 1995 г.); родился 8 августа 1941 г. в г. Тейково (Ивановская обл.); профессор; 1971 – пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха; с 1971 г. – преподаватель Московской духовной семинарии, помощник инспектора Московской духовной Академии и семинарии; 1972 – личный секретарь председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Ювеналия; в 1972 г. возведен в сан игумена, 1973 – в сан архимандрита; с 1972 г. – инспектор, с 1973 г. – преподаватель Московской духовной Академии; 1982-1992 – ректор Московской духовной Академии.


†2008

В 1970 г. окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и в этом же году поступил в аспирантуру Института русской литературы АН СССР. С 1976 по 1979 гг. читал лекции по Истории русской литературы на подготовительных курсах Московского энергетического института. В 1979 г. после защиты кандидатской диссертации ему была присвоена учёная степень кандидата филологических наук. С 1980 по 1981 гг. был преподавателем в МГУ. С 1 сентября 1990 г. утверждён в должности преподавателя МДАиС. В 1997 году окончил МДА экстерном и защитил кандидатскую работу. В ноябре 1998 года защитил магистерскую диссертацию, а в декабре был удостоен звания доцента. 17 сентября 1999 года решением Государственного высшего аттестационного комитета Российской Федерации ему присуждена учёная степень доктора филологических наук. 20 марта 2001 года удостоен учёной степени доктора богословия, а 6 апреля - звания профессора МДА. Преподавал Христианство и литературу на 1-м курсе МДС и Церковную археологию в МДА.
Скончался 4 сентября 2008 г.


1933 - 2008

В 1958 году окончил Московскую духовную семинарию. С 1958 по 1962 гг. обучался в Московской духовной академии. Защитил кандидатскую диссертацию «Система учения Нового Завета в посланиях Св. Апостола Павла» . В 1963 г. назначен на должность помощника Инспектора, а также преподавателя Латинского языка. В 1972 году утверждён в звании доцента МДА. В 1971 году награжден орденом св.кн.Владимира III ст.; 1979 год - орден преп. Сергия III ст.; орден преп. Сергия II ст. в связи с 50-летием - 1983 г.; Патриаршая грамота в связи с 300-летием юбилеем МДА - 1985 г., ,оОрден святого князя Даниила Московского III ст. В связи с 65-летием со дня рождения и 35-летием преподавательской деятельности в 1998 году почтен орденом князя Даниила II ст. Орден свт. Макария Московского III ст. в связи с 70-летием со дня рождения и 40-летием преподавательской деятельности. Скончался 14 ноября 2008 г.


1938 - 2009

В 1959 году окончил Ставропольскую духовную семинарию. С 1959 по 1963 гг. обучался в МДА. Успешно защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». Пострижен в монашество в декабре 1962 г., рукоположен во иеродиакона 30 марта 1963 г., рукоположен во иеромонаха 29 марта 1964 г. С 1963 по 1974 гг. - преподаватель МДАиС (Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета и Литургика). Удостоен сана игумена в 1968 г. Удостоен сана архимандрита в 1971 г. С 1969 по 1974 гг. - преподаватель Регентского класса. В марте 1984 года удостоен звания доцента. В 1988 году утверждён в звании профессора. В 2004 году присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 года - уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии и семинарии.


1941 - 2014


1967 - 2016

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.