|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Митрополит Арсений (Стадницкий)Дата преставления - 10 февраля 1936 г. Дата рождения - 22 января 1862 г.
Родился 22 января 1862 года в селе Комарово, Хотинского уезда, Кишиневской губернии, в семье сельского священника. Принадлежал к молдавскому роду. В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия. В 1885 году А. Стадницкий дважды посетил Афон. Впечатления об Афоне он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», впоследствии удостоенном Макарьевской премии. По окончании академии назначен в Кишиневскую семинарию преподавателем греческого языка, с 1886 года преподавал также церковное пение, догматическое богословие и ряд других предметов. В 1887-1895 годах был редактором и самым деятельным и плодовитым сотрудником «Кишиневских епархиальных ведомостей», для которых лично написал около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания. В 1887 и 1891 годах участвовал в работе Всероссийских миссионерских съездов в Москве. В Кишиневской епархии являлся членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров. В 1895 году был назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. 30 декабря 1896 года принял монашеский постриг с именем Арсений в честь святителя Арсения Тверского. 31 декабря рукоположен во иеродиакона, 1 января следующего года - во иеромонаха. В 1986 году назначен ректором Новгородской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря святого Антония Римлянина в Новгороде. Удостоен степени магистра богословия за сочинение «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митрополит Кишиневский». 10 января 1897 г. назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре библейской истории. 3 марта 1898 года назначен ректором Московской духовной академии. 18 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, с оставлением в должности ректора МДА. В 1903 году переведен на Псковскую кафедру. 21 декабря за прощальной Литургией в Троицком соборе Лавры рукоположил иеродиакона Алексия (Симанского) во иеромонаха. С 1903 по 1910 год управлял Псковской епархией, основал в Пскове школу псаломщиков и Церковно-археологический музей. В 1904 году удостоен степени доктора церковной истории за сочинение «Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Эта работа, наряду с другими научными трудами епископа, получила высокую оценку общественности. В 1906 году назначен председателем Учебного комитета при Святейшем Синоде. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о церковно-учебных заведениях. 31 января 1907 года возведен в сан архиепископа и избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства, где отстаивал принцип единения власти и Православной Церкви. В 1909 году утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии. 5 ноября 1910 года назначен архиепископом Новгородским и Старорусским. В 1913 году по его инициативе открылось Новгородское церковно-археологическое общество, занимавшееся вопросами сохранения святынь Новгородской земли. Архиепископ Арсений занимался просвещением паствы, заботился о преподавании Закона Божия и церковного пения в школах, организовал курсы псаломщиков, миссионерские курсы для духовенства, много сил отдал борьбе с пьянством. Вел активную миссионерскую работу среди старообрядцев-беспоповцев, переписывался с тремя восточными православными Патриархами. В годы Первой мировой войны принимал активное участие в судьбе раненых русских солдат, собирал средства для нужд фронта. На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917 года избран заместителем председателя и возглавил два отдела: Правовое положение Церкви в государстве и Издательский отдел. Архиепископ Арсений был одним из трех кандидатов на Патриарший престол. 29 ноября 1917 года возведен в сан митрополита. В 1918 году участвовал во 2-й сессии Собора, руководил работой пленарных заседаний, 6 марта избран в Высший церковный совет; как член Синода находился в Москве при Патриархе Тихоне. На короткий срок возвращался в Новгород, где пережил убийство своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей. 20 января 1920 года арестован в Новгороде. В феврале 1921 года арестован повторно и осужден. Ссылки удалось избежать. В 1922 году принимал участие в сборе средств для голодающих Поволжья и Предуралья. Привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1923 году арестован в Москве и почти год находился в заключении в Бутырской тюрьме. Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, через 5 дней был вновь арестован и заключен в тюрьму. В 1925-1926 годах находился в ссылке в Полторацке (Ашхабаде), а в 1926-1936 годах - в Ташкенте. В 20-х - начале 30-х годов оставался правящим архиереем Новгородской епархии, осуществляя свои функции через викария архиепископа Хутынского Алексия (Симанского). В 1927 году стал постоянным членом Временного Патриаршего Синода. Находясь в ссылке, не мог принимать участия в работе Синода и имел отрывочные сведения о церковной жизни, но никогда не ставил под сомнение полномочия митрополита Сергия (Страгородского). 11 августа 1933 года назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. 9 мая 1934 г. награжден правом ношения двух панагий. Скончался 2 февраля 1936 года в Ташкенте. Митрополита Арсения почитают как выдающегося церковного иерарха в Новгородской и Ташкентской епархиях Московского Патриархата. В Новгороде по инициативе местной епархии и областных научных и культурных организаций с 1993 проходят Арсениевские чтения. По оценке, помещенной в жизнеописании, составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Был сторонником уставной церковной службы и пения. Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но прежде всего архипастырь был требователен к самому себе. Священномученик Иоасаф (Жевахов) в своих воспоминаниях выделяет его как члена Святейшего Синода, который фактически обладал решающим голосом и всячески саботировал любые инициативы, исходящие от обер-прокуратуры. Митрополит Арсений был выдающимся оратором и блестящим проповедником. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими образцами выдающейся импровизации. Особый колорит его речам придавал сильный голос – бас. Литературные труды митрополита Арсения способствовали его репутации выдающегося духовного писателя и ученого. Он являлся автором многочисленных богословских трудов, отмеченных множеством орденов. Митрополит Арсений был почетным членом многих научных обществ. Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков. Владыка был неутомимым исследователем в области местной церковной старины. Митрополит Арсений был духовным руководителем Патриарха Алексия I и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Последний так отозвался на смерть Арсения: «Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы». |