|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Протоиерей Сергей СмирновДата преставления - 16 февраля 1889 г. Дата рождения - 5 сентября 1818 г.
Ректор и профессор Московской духовной академии, известный церковно-исторический писатель; род. в Москве 5 сентября 1818 г. Его отец, учитель Вифанской семинарии при митрополите Платоне, по словам М. П. Погодина, выделялся своими проповедями и знанием русской истории. Получив хорошее домашнее воспитание, С. успешно окончил курс Московского духовного училища, затем семинарии (1834—40 г.) и поступил в Московскую духовную академию. Здесь на младшем курсе он поднес свое стихотворение наследнику-цесаревичу (25 мая 1841 г.) при посещении им Лавры (Московские Ведомости, № 43), а на старшем курсе, под влиянием лекций проф. философии прот. Ф. А. Голубинского, напечатал свои две первые работы: "Нечто об идеях Платона" (Москвитянин, 1843 г., ч. IV) и "История учения древних о метемпсихозе" (ib., 1844 г., ч. II). Окончив в 1844 г. курс академии третьим магистром богословия, он, как один из лучших ее воспитанников, остался при ней в звании бакалавра по кафедрам русской гражданской истории и греческого языка. С этого времени начинается ученая и педагогическая деятельность С. В 1845 г. он получил степень магистра за свое курсовое соч.: "Предызображение Господа нашего Иисуса Христа и церкви Его в Ветхом Завете" (М., 1852 г.). В 1854 г. С. был определен секретарем комитета по изданию Творений св. отцов, а со следующего года начал преподавать, кроме того, историю русского раскола и полемики против него в миссионерском отделении. В 1857 г. он сделался экстраординарным профессором, а в 1859 — ординарным. Все свои довольно сложные обязанности он исполнял до 1870 г., — времени преобразования академии, когда по новому уставу нужно было выбрать для преподавания один предмет. Он выбрал греческий язык с литературой, а другие его предметы были отнесены к особым кафедрам. Секретарем редакционного комитета он оставался до 1871 г., и еще годом раньше был избран инспектором академии. Ввиду требования устава 1869 г. иметь ординарному профессору степень доктора богословия, он в 1873 г. защитил диссертацию богословско-филологического характера: "Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания апостола Павла к Ефесеям" (М., 1873 г., Описание диспута в Московских Ведомостях, № 270). В следующем году избран в помощники ректора по церковно-практическому отделению. В 1878 г. назначен ректором академии, принял священство с возведением в сан протоиерея и, вместе с тем, сделался (по должности) председателем совета и правления академии. В 1879 г. был возобновлен после семилетнего перерыва комитет по изданию творений св. отцов, и С. сделался председателем его. Академический журнал, издаваемый этим комитетом, "Творения св. отцев" с "Прибавлениями" много обязан ему, как сотруднику и главному руководителю. Наконец, несмотря на свою хлопотливую административную деятельность, он все время не переставал читать лекции по греческому языку и словесности и только в 1884 г., с введением нового устава, он, как ректор, должен был выбрать какой-нибудь богословский предмет и выбрал св. Писание Нового Завета, а также оставил упраздненную этим уставом должность помощника ректора по церковно-практическому отделению. В 1886 г. С. К. вследствие упадка сил был уволен по прошению от службы, поселился в Сергиевском посаде, продолжая заниматься учеными трудами, а 16 февраля 1889 г. умер и похоронен в Троицкой Лавре, согласно завещанию, около могилы ректора академии проф. А. В. Горского, с которым у него было много общего.
С. был выдающимся профессором, благодаря как богатым природным способностям, так и большой эрудиции, широте взгляда и опытности, приобретенным во время свыше сорокалетней учено-педагогической деятельности. Он значительно улучшил положение тех предметов, которые преподавал. По поручению обер-прокурора св. Синода гр. Н. А. Протасова, им был составлен учебник русской истории, доведенный до царствования Петра Вел., оставшийся в рукописи, между прочим, за смертью Протасова. Равным образом, он сумел несколько оживить и сделать более полезным преподавание греческого языка. Он не ограничивался переводами и прохождением по необходимости сухой грамматики, а ввел, постепенно с 1845 г., преподавание истории литературы и древностей и вообще при чтении авторов, наряду с филологическим комментированием, не забывал и исторического в широком смысле слова. Стоя на высоте положения, как профессор, С. К., вместе с тем, далеко не был черствым человеком и формалистом в отношениях к сослуживцам и слушателям. На то, что он понимал нужды той школы, в которой он сам учился и так долго учил других, указывают те учреждения, которые возникли при его содействии. Так, он был одним из инициаторов Братства преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Моск. духовной академии, основанного в 1880 г., которое в следующем году имело уже свыше 13000 руб. капитала и воспитывало на свои средства около половины всех студентов. |