|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Никита Петрович Гиляров-ПлатоновДата преставления - 25 октября 1887 г. Дата рождения - 4 июня 1824 г.
Родился в семье приходского священника П. Никитского, служившего в церкви Никиты Мученика (откуда происходила его фамилия). Учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. По окончании курса в июле 1848 года был определён бакалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. В 1850 году был возведён в степень магистра. В 1854-1855 годах читал лекции по истории Русской Церкви в миссионерском отделении при академии. В 1855 году он получил увольнение от церковно-училищной службы. В 1856 году становится цензором Московского цензурного комитета, в 1862 назначен чиновником особых поручений при Министерстве народного просвещения, а с 1863 года - управляющим Московской синодальной типографией. С конца 1867 года Никита Петрович стал издавать «Современные известия», первую московскую ежедневную газету. В ней он из номера в номер публиковал свои статьи по церковным и текущим политическим вопросам. В 50-е годы русский философ сблизился с кружком московских славянофилов, особенно с А.С. Хомяковым, после смерти которого принял активное участие в подготовке его собрания сочинений, изданного в 1861-1873 гг. Гиляров-Платонов умер 13/25 октября 1887 года в Петербурге, однако был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где служил священником его старший брат. Место его погребения находится рядом с могилами М.П. Погодина и В.С. Соловьёва. Основным философским сочинением Гилярова-Платонова является его работа, посвящённая критическому анализу философии Гегеля (1846). Одна из частей данного исследования была опубликована под названием «Рационалистическое движение философии новых времён» в журнале «Русская беседа» (1859, №1), другая часть, содержащая критику 1-го раздела «Феноменологии духа», с обширными выписками из неё появилась уже после смерти автора в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1891 году. Философ считал гегелевскую систему логическим завершением западноевропейской философии, выбравшей одностороннее, рационалистическое направление в мысли. В целом же греческая философия как таковая, по его справедливому мнению, противоречит «здравому смыслу», и поэтому оставляет человека с двумя равноправными воззрениями на мир: обыденным и отвлечённо-теоретическим. Особенно яркими были выступления Н.П. Гилярова-Платонова против нигилизма и нигилистического сознания. В работе «Откуда нигилизм?» он выступает против нигилистической критики «предрассудков» - «суждений», принятых без достаточного основания. Русский мыслитель полагал, что определяемым таким образом предрассудком может быть названа любая система убеждений, в том числе и мировоззрение нигилистов, но «предрассудки», освящённые исторической традицией, обладают нравственным преимуществом над воззрениями и идеями более позднего происхождения. В круг его интересов входила политэкономия. В книге «Основные начала экономии», опубликованной посмертно в 1888 году четырьмя частями в «Русском деле», он выразил ряд интересных мыслей. В частности, тщательно проанализировал идеи Лассаля, Ротбертуса, Маркса, Дюринга, Шеффле, Тедески, Мейера и других современных ему экономистов. По его мысли, не производитель, а потребитель должен быть владыкой хозяйственной жизни страны. И в этом вопросе его поддержал русский экономист и политический публицист патриотического направления С.Ф. Шарапов. В ХХ веке мировая экономическая наука пришла к такому же выводу. Оригинальный публицист-философ стремился совместить обсуждение практических нужд дня с идеальными началами бытия. Будучи при этом темпераментным и едким полемистом, он нередко придерживался односторонних взглядов и преувеличений. Гиляров-Платонов оставил большое творческое наследие, которое представляет мозаичную картину, результат работы самостоятельной и интенсивной мысли, но так и не сумев сколько-нибудь полно высказать себя. В конечном итоге он сформулировал коренное жизненное кредо русского человека, заключающееся в том, что «жизнь есть подвиг, а не наслаждения, труд есть подвиг, а не средства своекорыстия, верховный закон междучеловеческих отношений есть всеотдающая любовь, а не зависть». |