АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Никита Петрович Гиляров-Платонов


Дата преставления - 25 октября 1887 г.
Дата рождения - 4 июня 1824 г.

Родился в семье приходского священника П. Никитского, служившего в церкви Никиты Мученика (откуда происходила его фамилия).

Учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. По окончании курса в июле 1848 года был определён бакалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах.

В 1850 году был возведён в степень магистра.

В 1854-1855 годах читал лекции по истории Русской Церкви в миссионерском отделении при академии.

В 1855 году он получил увольнение от церковно-училищной службы.

В 1856 году становится цензором Московского цензурного комитета, в 1862 назначен чиновником особых поручений при Министерстве народного просвещения, а с 1863 года - управляющим Московской синодальной типографией.

С конца 1867 года Никита Петрович стал издавать «Современные известия», первую московскую ежедневную газету. В ней он из номера в номер публиковал свои статьи по церковным и текущим политическим вопросам.

В 50-е годы русский философ сблизился с кружком московских славянофилов, особенно с А.С. Хомяковым, после смерти которого принял активное участие в подготовке его собрания сочинений, изданного в 1861-1873 гг.

Гиляров-Платонов умер 13/25 октября 1887 года в Петербурге, однако был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где служил священником его старший брат. Место его погребения находится рядом с могилами М.П. Погодина и В.С. Соловьёва.

Основным философским сочинением Гилярова-Платонова является его работа, посвящённая критическому анализу философии Гегеля (1846). Одна из частей данного исследования была опубликована под названием «Рационалистическое движение философии новых времён» в журнале «Русская беседа» (1859, №1), другая часть, содержащая критику 1-го раздела «Феноменологии духа», с обширными выписками из неё появилась уже после смерти автора в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1891 году.

Философ считал гегелевскую систему логическим завершением западноевропейской философии, выбравшей одностороннее, рационалистическое направление в мысли. В целом же греческая философия как таковая, по его справедливому мнению, противоречит «здравому смыслу», и поэтому оставляет человека с двумя равноправными воззрениями на мир: обыденным и отвлечённо-теоретическим.

Особенно яркими были выступления Н.П. Гилярова-Платонова против нигилизма и нигилистического сознания. В работе «Откуда нигилизм?» он выступает против нигилистической критики «предрассудков» - «суждений», принятых без достаточного основания. Русский мыслитель полагал, что определяемым таким образом предрассудком может быть названа любая система убеждений, в том числе и мировоззрение нигилистов, но «предрассудки», освящённые исторической традицией, обладают нравственным преимуществом над воззрениями и идеями более позднего происхождения.

В круг его интересов входила политэкономия. В книге «Основные начала экономии», опубликованной посмертно в 1888 году четырьмя частями в «Русском деле», он выразил ряд интересных мыслей. В частности, тщательно проанализировал идеи Лассаля, Ротбертуса, Маркса, Дюринга, Шеффле, Тедески, Мейера и других современных ему экономистов. По его мысли, не производитель, а потребитель должен быть владыкой хозяйственной жизни страны. И в этом вопросе его поддержал русский экономист и политический публицист патриотического направления С.Ф. Шарапов. В ХХ веке мировая экономическая наука пришла к такому же выводу.

Оригинальный публицист-философ стремился совместить обсуждение практических нужд дня с идеальными началами бытия. Будучи при этом темпераментным и едким полемистом, он нередко придерживался односторонних взглядов и преувеличений. Гиляров-Платонов оставил большое творческое наследие, которое представляет мозаичную картину, результат работы самостоятельной и интенсивной мысли, но так и не сумев сколько-нибудь полно высказать себя.

В конечном итоге он сформулировал коренное жизненное кредо русского человека, заключающееся в том, что «жизнь есть подвиг, а не наслаждения, труд есть подвиг, а не средства своекорыстия, верховный закон междучеловеческих отношений есть всеотдающая любовь, а не зависть».
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.