|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Мч. Иоанн (Попов)Дата прославления - 30 июля 2003 г. Дата преставления - 8 февраля 1938 г. Дата рождения - 17 января 1867 г.
Память: 8 августа
Сын священника г. Вязьмы Смоленской губернии, в 1888 г. окончил Смоленскую семинарию, в 1892 г. - Московскую духовную академию. Ординарный (1917) профессор (1898) по I-й кафедре патрологии, магистр богословия (в 1897г. доцент), доктор церковной истории (СПбДА, 1917 г.). Преподавал патрологию с 1893 до 1924 гг. Редактор журнала «Богословский вестник» (1903-1906), член Предсоборного Присутствия (с 1906 г.). Приват-доцент Московского университета (1907-1918) по истории патристической философии и истории догматов; с 12 ноября 1918 г. перемещен на кафедру философии (Средних веков) Университета, преобразованную вскоре в Философский исследовательский институт, где преподавал до 1923 г. Действительный член Московского психологического общества при ИМУ (1898 г.). Член Комиссии (1917), занимающейся реформой высших духовных школ. Член Предсоборного совещания (1917) и член Собора Православной Русской Церкви (1917-1918). Преподавал (1917) в московском Высшем женском богословско-педагогическом институте. В декабре 1919 г. И.В. Попов от имени Совета православных общин Сергиева Посада, вместо его Председателя И.А. Голубцова, уехавшего на Урал в командировку, обратился в Совнарком с протестом против намечавшегося изъятия мощей преподобного Сергия из Троицкого собора Лавры и перемещения их в один из московских музеев, после чего в январе 1920 г. последовало распоряжение от НКЮ об аресте И.В. Попова, И.А. Голубцова, архимандрита Варфоломея и П.Б. Мансурова. Достоверно известно, что 9 (или по некоторым документам 11) декабря 1924 года Иван Васильевич был арестован в связи со сбором и передачей на Запад сведений о репрессированных епископах, за что получил по ст. 73, 59 и 58 три года пребывания в концлагерях. В 1925-27 гг. провел на Соловках, где принимал участие в составлении посланий Соловецких епископов. В ноябре 1927 г. Иван Васильевич был переведен с острова на материк, в Кемьлаг, и получил 3 года ссылки по решению «органов» от 11.12.1927 г., в апреле 1928 г. был отправлен в ссылку на р. Обь под Сургут, где был прикреплен на жительство. В 1931 г. 8 февраля И.В. Попова «освободили» и тут же вновь арестовали и перевели в очень пустынную местность на север от Тобольска [11]. А в 1932 г. (не раньше августа) неожиданно сняли обвинение и направили в Москву, так как якобы не нашлось ни одного профессора для перевода какого-то сочинения с латинского языка для академического издания. В январе-феврале 1935 г. был брошен в Бутырскую тюрьму по обвинению в принадлежности к какой-то католической организации из-за того, что имел знакомство с католическим священником. Вскоре «был осужден Особым Совещанием НКВД СССР, как участник контрреволюционной католической организации "Петровский монастырь" за проведение антисоветской агитации к 5 годам ссылки, согласно последующим личным показаниям», и выслан из Москвы в с. Игнатово, Пировского района, Красноярского края. Здесь И.В. Попов вновь был арестован 9 октября 1937 года по обвинению в том, что, находясь в ссылке, якобы вновь возобновил контрреволюционную деятельность, среди населения систематически проводил агитацию против существующего строя, дискредитируя стахановское движение и Конституцию СССР, распространяя клевету на руководителей партии и советского правительства. Решением УНКВД Красноярского края от 05.02.38 года Попову И.В. была назначена высшая мера наказания — расстрел, с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Постановление о расстреле приведено в исполнение 08.02.38 года в г. Енисейске; сведений о месте захоронения в деле не имеется. Иван Васильевич Попов реабилитирован 28 июня 1989 года прокуратурой Красноярского края. В науке И.В. Попов зарекомендовал себя серьезными исследованиями в области психологии [магистерская диссертация «Естественный нравственный закон» (СПб., 1897) и ряд статей], патрологии [работы по богословию святого Афанасия Александрийского, Макария Египетского, блаженного Августина (о последнем докторская диссертация и курсы лекций); в Православной богословской энциклопедии представлены его статьи о Григории Богослове, Григории Нисском, Дионисии Ареопагите и Дионисии Александрийском, Василии Великом]. Существует несколько статей на другие темы (о жизни и наследии В. Соловьева и др.). Причислен к лику святых Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. как новомученик (день памяти 8 августа). |