|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Дмитрий Федорович ГолубинскийДата преставления - 23 ноября 1903 г. Дата рождения - 19 мая 1832 г.
Профессор Дмитрий Федорович Голубинский, сын протоиерея Ф. А. Голубинского, родился 19 мая 1832 г. в Сергиевом Посаде. В 1850 году окончил Вифанскую духовную семинарию, в 1854 – Московскую духовную академию. Оставлен при академии в должности бакалавра физико- математических наук. 31 августа 1855 удостоен степени магистра богословия за сочинение «О безбрачии». 23 сентября 1864 г. получил звание ординарного профессора по классу физико-математических наук. В 1868 г. подал ректору МДА протоиерею А. В. Горскому записку «О необходимости преподавания физико-математических наук в Духовных Академиях». Готовящийся новый Устав духовной академии не предусматривал места для этих дисциплин, но Горский отмечал их важность для богопознания, апологетики, изучения богословия и библеистики, а также для подготовки квалифицированных преподавателей по этим предметам для духовных семинарий. Мысли Голубинского встретили сочувствие со стороны ректора, однако с 1870/71 учебного года в МДА, согласно Уставу 1869 г., кафедра физико-математических наук была упразднена. Голубинский отказался от предложения занять другую вакантную кафедру и ходатайствовал о создании в академии кафедры естественнонаучной апологетики. Московский митрополит святитель Иннокентий (Вениаминов) поддержал идею, и 12 октября 1870 г. определением Святейшего Синода было дано разрешение на преподавание в МДА естественнонаучной апологетики, что было поручено Д. Ф. Голубинскому, ставшему сверхштатным преподавателем. Расходы взяла на себя Московская епархия. Курс Голубинского состоял из лекций по физике (с элементарными сведениями по химии) и астрономии. Он ставил цель доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии. В 1901 г. получил звание заслуженного профессора МДА (хотя, согласно академическому Уставу, сверхштатный преподаватель не мог именоваться профессором). После смерти Голубинского курс естественнонаучной апологетики был упразднен. Голубинский писал апологетические статьи, в которых также опирался на данные естественных наук. Уделял большое внимание календарной проблеме, опубликовал в «Московских ведомостях» серию статей «Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим». Был сторонником И. Г. Медлера, который выдвигал идею реформы григорианского календаря. Голубинский предлагал с 1940 г. (год окончания великого индиктиона) заменить юлианский и григорианский календари единым «медлеровским». После кончины В. В. Болотова в 1900 г. Голубинский стал представителем Святейшего Синода в Комиссии по календарному вопросу при Санкт-Петербургской академии наук. Профессор Д. Ф. Голубинский отличался широкой благотворительностью, с 1880 г. являлся членом (с 1891 председателем совета) братства преподобного Сергия Радонежского, созданного при МДА с благотворительной целью, в 1884-1885 гг. состоял членом Комиссии народных чтений при читальне Политехнического музея. Произведен в чин действительного статского советника, награжден несколькими орденами. Скончался после продолжительной болезни 23 ноября 1903 г. в Сергиевом Посаде. Погребен на кладбище МДА. С. С. Глаголев дает такую характеристику Д. Ф. Голубинскому: «Представлявший собою по высоте характера, по твердости своих нравственных принципов, по строгости своих правил жизни исключительно высокое нравственное явление, он, являясь по своим традициям человеком для нас прошлой эпохи, по своим нравственным качествам являлся для нас человеком из другого мира… Он заслужил Академии. Вся его жизнь прошла под ее сенью и в служении ей. Никто лучше не знал ее истории. Он был живою летописью Академии: он точно помнил события, их хронологические даты, обстановку, при которой они происходили. Самую лучшую награду дали ему те люди нередко сомнительных профессий, которые обрывали у него звонки и не давали ему своими просьбами проходу на улицах. Они отзывались о нем: «другого такого святого стрика не найдешь во всей России». А по свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского), в повседневной жизни профессор «напоминал юродивого. Одевался плохо, носил костюм фасона прошлого века; был другом всей нищей братии в Сергиевском посаде, которая ходила за ним толпой. Каждое утро он молился у гроба преподобного Сергия… Когда он умер, вся посадская беднота его оплакивала».
|