|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Архиепископ Феофилакт (Лопатинский)Дата преставления - 6 мая 1741 г. Дата рождения - 1680 г.
Федор Леонтьевич Лопатинский (в монашестве Феофилакт) родился около 1680 г. (точная дата неизвестна) в семье волынских дворян, учился в Польше, преподавал в Киево-Могилянской академии, был ректором Славяно-греко-латинской академии, занимался переводом библейских текстов, с честью выполнял государевы поручения. В 1728 г. он издал запрещенную при Петре книгу митрополита Стефана (Яворского) “Камень веры”, за что был разжалован из синодальных членов. В 1741 г. после длительного тюремного заключения он скончался. История его жизни состоит из взлетов и падений, типичных для биографий людей, принадлежащих к поколению начала XVIII в. - века прорыва России на мировую арену. Феофилакту (Лопатинскому), архиепископу Тверскому, члену Св. Синода, суждено было побывать и под пытками Тайной канцелярии. Взлет карьеры архиепископа Феофилакта начался в те дни, когда Россия ликовала, празднуя победу под Полтавой (1709 г.). Он составил “Благодарственную службу о великой Богом дарованной победе”, текст которой правил сам Петр, а впоследствии благодарственный гимн был положен на музыку. Когда в Москве стали распространяться лютеранские и кальвинистские заблуждения, Феофилакт (Лопатинский) по поручению митрополита Стефана (Яворского), местоблюстителя патриаршего престола, увещевал главных сторонников этих заблуждений. По указу Петра I Феофилакт (Лопатинский) вместе с Софронием Лихудой и Федором Поликарповым под наблюдением митрополита Стефана начал заниматься исправлением перевода московского издания славянской Библии. Проверка всех книг Ветхого Завета, кроме Псалтири, по греческим, латинским и древнееврейским источникам была закончена к 1720 г. Этот труд послужил основой для издания в 1751 г. елизаветинской Библии. Для филологов и историков церкви архиепископ Феофилакт (Лопатинский) как личность важен в значительной мере потому, что он был редактором текста славянской Библии. Феофилакту (Лопатинскому), ректору и преподавателю Славяно-греко-латинской академии, приходилось сталкиваться со многими проблемами церковной жизни в петровское царствование. Вот, что писал о латынщиках, т.е. преподавателях Славяно-греко-латинской академии, архиепископ Феофан (Прокопович):
Слова Феофана (Прокоповича), идеолога царского самодержавия, единомышленника и помощника Петра в области реформирования Русской церкви, как нельзя лучше свидетельствуют о духовной атмосфере начала XVIII в., о состоянии образования и просвещения в России. Отказ от патриаршества, создание Синода по типу протестантских консисторий, утверждение духовного регламента - всем этим, даже с точки зрения консервативно-клерикального мировоззрения, Феофан (Прокопович), по сути дела, предавал интересы Русской православной церкви, помог сломить ее могущество и подчинить государству. Реформы практически не коснулись устроения школ; уровень грамотности клириков и мирян оставался низким. В народе, с одной стороны, распространялись сектантские кружки, колдовство и кликушество, а с другой стороны, усиливалось стремление к мироточивым иконам и нетленным мощам. Большинство студентов Славяно-греко-латинской академии почти сразу после окончания учебы привлекалось на государственную службу. Небольшая группа образованных иерархов, которые были разобщены и привязаны к одной или другой политической партии, в итоге оказывалась неспособной влиять на судьбу Русской церкви. Свободомыслие и позиция архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича) вызывали недоверие и даже ненависть в окружении архиепископа Тверского Феофилакта (Лопатинского), а разговоры, в какой-то мере оправданные, о протестантском духе реформ Феофана послужили началом глубокого конфликта между двумя образованнейшими людьми того времени. Феофилакт (Лопатинский) выступил против посвящения в епископский сан иеромонаха Феофана (Прокоповича), обвинив его в учении, несогласном с Восточной церковью. Интрига против Феофана (Прокоповича) ничем не закончилась. “Эти добрые и мудрые мужи покушались заградить уста правительственным лицам и самому милостивейшему самодержцу, а меня подвергли долговременному беспокойству”, - писал архиепископ Феофан (Прокопович). С восшествием на престол Екатерины Алексеевны в церковных делах начались изменения в пользу старины. Архиепископ Тверской Феофилакт стал вторым (после архиепископа Новгородского Феофана) вице-президентом Святейшего правительствующего синода, но он не обладал достаточной энергией, для того чтобы возглавить новое движение. Необходимо было сблизиться с передовыми людьми того времени, с теми, кто при Екатерине I управлял государством. Феофилакта (Лопатинского) все уважали за честность и прямоту, но со своей непрактичностью и патриархальностью отношений он отталкивал от себя даже тех людей, которые были к нему расположены. Короткое по времени царствование императрицы Екатерины I сменилось непродолжительным правлением Петра II. В связи с церемониями коронации, обручения и венчания юного царя в церковных кругах разыгрывались самые смелые мечтания, стали даже поговаривать о возобновлении патриаршества. Молва назначала в кандидаты на святейший престол архиепископа Тверского Феофилакта (Лопатинского) и митрополита Ростовского Георгия (Дашкова). Сам архиепископ Тверской держался от этих разговоров в стороне, не проявлял ни честолюбия, ни искательности. Он тратил силы на издание упомянутой выше книги митрополита Стефана (Яворского) “Камень веры”. Из-за резкой антипротестантской направленности это сочинение вызвало бурную полемику в России и Европе. В нем были, например, такие острые вещи:
Издание было запрещено, но разговоры о нем и обсуждения не смолкали. Положение Феофилакта (Лопатинского) усугубилось в атмосфере 30-х годов XVIII в. После неудавшейся “затейки верховников” в ограничении самодержавия при восшествии на престол Анны Иоанновны по Санкт-Петербургу стали распространяться “тетрадки” с обвинением в еретичестве архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича), появились подметные письма с обвинением Петра I и его ближайших сподвижников в приверженности к протестантству. “О многобедная Россия, платися, рыдай горько с еретиком в святилище не входно, в сватовство не сходися, не вступай с еретиком в брак”. И далее о Петре I: “Насадил лютеранство, законную свою царицу убрал, а в тое место поставил другую от исповедания лютеранского, патриарху в России быть не велел, сына своего убил до смерти”. В сочинении пасквилей был заподозрен иеромонах Иосиф (Решилов), приближенный архиепископа Феофилакта. Архиепископ Феофан воспользовался предоставившейся возможностью и возбудил дело против Иосифа (Решилова). На допросы вызывали и Феофилакта (Лопатинского). Именно в это время преосвященный Феофилакт пишет, что “спать не может, и во сне пужается, и всегда наяву боится”. Начавшиеся в 30-х годах репрессии, когда крупнейшие кафедры Русской церкви увидели своих епископов под следствием и в ссылках, показали, что созданная при Петре I в противовес архиереям синодальная система не работала без репрессий. В своей епархии архиереи способны были положить предел любому указу, так как проверять их было некому, но они трепетали перед судьями и всевластными синодальными временщиками. В Российском Государственном Историческом Архиве в фонде Синодальной канцелярии сохранилось дело иеромонаха Иосифа (Решилова) 1. Список наиболее распространенных вопросов к привлекаемым по делу лицам дает ясную картину церковных отношений и атмосферы первой трети XVIII в.: “Имел ли каковые непристойные слова про высокопречестных персон? О делах гражданских и духовных с таковым рассуждением, якобы происходит в них нечто неправильное, им противное, от чего б могла быть государству тщета и неспокойство или церковному состоянию промешательство какое именно от них происходили и с каким намерением? В какую силу о Святейшем правительствующем синоде и о патриархе российском, что лучше б быти патриарху нежели Святейшему Синоду советы и разсуждения какие с кем происходили? В патриаршее достоинство кто именно был назначаем?” На допросе Решилов называл архиепископа Тверского Феофилакта “столпом церковным непоколебимым за то, что его преосвященство по Каменю веры ревнитель ему показался великий. А новгородского яко отметавшего Камень веры и возражение на лютеран отметает же за то поносили”. Ответ привлеченного к процессу Феофилакта был краток: называли ли столпом не упомнит, Феофана не поносил. Следующее доношение Решилова о том, что “по смерти Екатерины Алексеевны тверской архиепископ Феофилакт говаривал: слава Богу, что и умерла, понеже она всю ночь прогуляет, проиграет и пропьет, а ко дню спать ляжет, и, когда де к ней прийдешь, то-де дожидался стоишь много, а ея не увидишь”. От таких речей Феофилакт также отказывался. На очной ставке Феофилакта (Лопатинского) и Решилова последний утверждал, что в разное время - в каких годах и месяцах, он, конечно, не помнил - в тверском архиерейском доме, гуляя при его преосвященстве, прежде выпивания и по выпивании он, Решилов, говаривал тому архиерейскому Феофилакту раза по два или по три: “Здравствуй, святейший патриарх, и быть тебе, архиепископу, святейшим патриархом подлинно”. Как свидетельствует история, на то “оный Феофилакт ничего не говаривал”. “В патриархи из российских архиереев, кроме тверского, посвятить некого... и подлинно ему быть патриархом, да только дудочки ему помешали, завел-де он у себя игральную на инструментах музыку, которая и сделала ему то помешательство, - настойчиво повторяли в доносах и бывшие друзья Феофилакта. - Тверскому архиерею патриархом быть возможно, понеже он человек ученый и жития доброго и беспорочного”. На третьем допросе Решилов объявил, “что слыхал, а от кого не упомнит, что патриаршества желал получить бывший в Ростове Егор Дашков”, - и прибавил: “Что будет, когда ростовский архиерей на патриарший престол въедет на лошадях?” А самопроизвольным объявлением он же показал, что в 1729 г. была “молва всенародная, что Дашков у князей Долгоруких чрез прислугу дарением лошадей ищет себе патриаршества. И они к нему добры, рассуждая, что он человек неученый, и когда патриархом будет, то все малороссийские ученые люди во изгнании от него будут”. И далее, сожалея об архиепископе Феофилакте , он говорил: “Знатно граф Мусин-Пушкин с протчими не в таком респекте у государя императора, как оные Долгорукие, и потому... нашему архиерею патриархом не быть”. Феофилакту (Лопатинскому) предъявили обвинение и в том, что он написал “очень дурное и худое” письмо про государыню императрицу Анну Иоанновну, что “якобы она в мушкарате тонцевала со архиереем новгородским и что новгородский преосвященный и сам лютеранский защитник и с ними де только знается”. Феофилакта (Лопатинского) допрашивали в 1732 г., затем его вызывали для допросов в 1735 г., после чего он был заточен в Петропавловскую крепость, а потом, признаный виновным “в разных винах”, он был отправлен в крепость Выборга, и только в 1740 г. с началом царствования Елизаветы Петровны архимандрит Феофилакт был прощен. Современники, как русские, так и иностранцы, о Феофилакте говорили приблизительно одно и то же:
Библиотека Феофилакта (Лопатинского) насчитывала 1500 книг, представляя собой образец крупнейшего книжного собрания духовного лица в XVIII в. |