|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Митрополит Макарий (Булгаков)Дата преставления - 9 июня 1882 г. Дата рождения - 19 сентября 1816 г.
Знаменитый церковный историк и богослов, родился 19 сентября 1816 г. в селе Сурково, Новооскольского уезда, Курской губернии, в семье священника. Лишившись отца в 7-летнем возрасте, юный Михаил получил первоначальное образование в доме крестного отца. В 1825 г. поступил в Корочанское духовное училище, а в 1827 г. – в Белгородское уездное духовное училище, которое блестяще окончил в 1831 г. С осени 1831 г. по июнь 1837 г. М.П. Булгаков обучался в Курской духовной семинарии, где с 1835 г., как лучший ученик, давал уроки в низших классах. В 1837 г. поступил в Киевскую духовную академию. 15 февраля 1841 г. принял монашество, 25 марта 1841 г. рукоположен во иеродиакона, 29 июня — во иеромонаха. В июне 1841 г. окончил КДА со степенью магистра богословия. Со 2 августа этого же года стал бакалавром и преподавателем церковной и гражданской истории в КДА. В 1842 г. – одновременно ректор Киево-Подольских духовных училищ. 5 августа 1842 г. назначен преподавателем догматического богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1847—1849 также преподавал историю Русской Церкви, в 1853-1857 — историю русского церковного раскола. С 1844 г. – инспектор и ординарный профессор СПбДА. 17 декабря 1844 г. возведен в сан архимандрита. С 31 октября 1847 г. – доктор богословия. В 1850 г. назначен ректором СПбДА, с этого же года – главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в столичных учебных заведениях. С 1850 по 1857 г. являлся главным редактором журнала «Христианское Чтение». 28 января 1851 года возведен в сан епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии, с сохранением должности ректора Академии. В 1854 г. избран академиком Российской академии наук. С 1856 по 1857 г. состоял членом Главного правления духовных училищ. С 1 мая 1857 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. С 18 апреля 1859 г. - епископ Харьковский и Ахтырский. С 8-го апреля 1862 года – архиепископ. С 20 июля 1868 г. – член Святейшего Синода. С 10 декабря 1868 г. – архиепископ Виленский и Литовский. С 8 апреля 1879 г. – митрополит Московский и Коломенский. Проявил себя сторонником наведения порядка в церковном хозяйстве и усиления проповеднической деятельности духовенства. Скончался 9 июня 1882 г., похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Митрополит Макарий известен как выдающийся церковный администратор, крупнейший ученый-богослов и церковный историк, видный проповедник, оставивший после себя большое количество изданных трудов по догматическому богословию, церковной истории и проповедничеству. Лекции его вышли в 1847 г. под названием «Введение в православное богословие», за которые автор получил степень доктора. В 1849 г. появился первый том «Богословия догматического», составившего пять томов (теперь переиздается в двух больших томах). Обе работы до сих пор служат руководствами в семинариях. В сокращенном виде «Руководство по изучению христианского православно-догматического богословия» до сих пор издается как учебник. Оно переведено на греческий язык и употребляется в школах Востока. С 1846 г. начала выходить «История русской церкви» в 12 томах (13-й не был закончен в связи с кончиной митрополита Макария) - труд, имеющий такое же значение для богословской жизни, как труд Соловьева для русской истории. Дополнением к «Истории» служит «История русского раскола, известного под именем старообрядчества». Митрополит Макарий редактировал «Христово Чтение», поместил в нем, а также в «Известиях Академии Наук» много статей, читал рефераты в заседаниях II отделения академии. Трудолюбивый, просвещенный, высоко ценимый культурным слоем общества, он скоро приобрел много врагов. Его умеренно-либеральные взгляды вызывали резкое неприятие со стороны наиболее консервативно настроенных церковных деятелей. Ретрограды относились к нему с недоброжелательством. В Москве митрополит подвергался резкой целенаправленной критике со стороны наиболее агрессивно настроенных изданий. В шестидесятых годах, будучи уже архиепископом, он принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. Его взгляды на решение вопросов в жизни средней и низшей школ Церкви будили ненависть у противников всего передового. Академический устав 1869 г., получивший имя «Макарьевский», увидел свет только благодаря талантливой и настойчивой защите его принципов высокопреосвященным Макарием. В семидесятых годах митрополит Макарий председательствовал в Комитете по преобразованию церковного суда и вел дело, отстаивая необходимость полезных изменений. Но сопротивление оказалось очень сильным, и все осталось по-старому. Не может быть не отмечено свойственное митрополиту Макарию высокое благородство, украшающее память о нем. Отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Характерно его отношение к епископу Алексию (А.Ф. Лаврову). Лавров был упорным противником всех планов митрополита по части преобразований суда и выпустил анонимную книгу «Предполагаемая реформа церковного суда», направленную против деятельности Макария, - поступок, «не вполне корректный в отношении к председателю комитета». В Москве, митрополит и епископ Алексий, будучи викарием, должны были вести совместную работу. Митрополит Макарий не сделал ни малейшего движения, чтобы избавиться от сотрудничества с ним, и даже выражал удовольствие по поводу того, что может пользоваться его помощью: «Любите всех людей без различия... Любите врагов ваших!» – проповедовал владыка принципы, которых и сам держался всю жизнь. В начале своей научно-литературной деятельности владыка дал обет делать сбережения от продажи своих сочинений. Собрав значительную сумму, 120 тысяч рублей, он завещал эти сбережения в распоряжение Академии наук, Синода и духовных академий, с тем чтобы на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний. Премии митрополита Макария присуждались в период с 1884 по 1917 годы. Существовало четыре Макариевские премии. Одна присуждалась Академией наук (по всем отраслям науки), две — Святейшим Синодом (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам), одна — Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы). В 1997 г. Макариевские премии были возобновлены. Присуждаются они в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций. Митрополит Макарий в разное время был избран действительным или почетным членом многих научных, просветительных и благотворительных учреждений. С именем митрополита Макария связано много важных событий в истории Русской Церкви XIX века. |