|
История Академии в лицах
1819 - 1878
Русский богослов и историк. Закончил Московскую духовную академию, в которой позже занимал кафедру всеобщей истории. Подготовил учебную книгу всеобщей истории, первая часть которой (до Константина Великого) издана в 1863 и была введена в руководство в семинариях.Главные труды Казанского: «История православного монашества на Востоке» (Москва, 1854—1857); «История православного русского монашества» (М., 1855); «Житие святого Тихона» (Санкт-Петербург, 1861—1862); «Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете» («Чт. в Моск. О. Ист. и Древн.», 1847—1848, т. VIII); «Кто был виновником соловецкого возмущения от 1666 по 1676 г.» («Чт. Общ. Ист. и Древн.», 1864, ч. IV); «Исследование о личности первого Лжедимитрия» («Русский вестник», 1877, VIII — X). Казанский напечатал также ряд житий, несколько статей по источниковедению церковной истории и др.
|
1816 - 1882
Митрополит
Макарий известен как выдающийся церковный администратор, крупнейший
ученый-богослов и церковный историк, видный проповедник, оставивший после себя
большое количество изданных трудов по догматическому богословию, церковной
истории и проповедничеству.
В
шестидесятых годах, будучи уже архиепископом, он принимал участие в работах по
реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей
свободного развития в соответствии с требованиями времени. Его взгляды на решение
вопросов в жизни средней и низшей школ Церкви будили ненависть у противников
всего передового.Академический устав 1869 г., получивший имя
«Макарьевский», увидел свет только благодаря талантливой и настойчивой защите
его принципов высокопреосвященным Макарием. В семидесятых годах митрополит
Макарий председательствовал в Комитете по преобразованию церковного суда и вел
дело, отстаивая необходимость полезных изменений. Но сопротивление оказалось
очень сильным, и все осталось по-старому.
|
1824 - 1887
Учился в
Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. По окончании
курса в июле 1848 года был определён бакалавром по классу библейской
герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах.Основным
философским сочинением Гилярова-Платонова является его работа, посвящённая
критическому анализу философии Гегеля (1846). Одна из частей данного
исследования была опубликована под названием «Рационалистическое движение
философии новых времён» в журнале «Русская беседа» (1859, №1), другая часть,
содержащая критику 1-го раздела «Феноменологии духа», с обширными выписками из
неё появилась уже после смерти автора в журнале «Вопросы философии и
психологии» в 1891 году. Оригинальный
публицист-философ стремился совместить обсуждение практических нужд дня с
идеальными началами бытия. Будучи при этом темпераментным и едким полемистом,
он нередко придерживался односторонних взглядов и преувеличений.
Гиляров-Платонов оставил большое творческое наследие, которое представляет
мозаичную картину, результат работы самостоятельной и интенсивной мысли, но так
и не сумев сколько-нибудь полно высказать себя.
|
1818 - 1893
Первый печатный труд преосвященного Амфилохия, академическое
курсовое сочинение «О трех обетах монашества: девстве, нестяжании, послушании»,
был издан в 1845 году. Пребывание в Новоиерусалимском монастыре, славившемся
своей библиотекой, определило направление деятельности епископа Амфилохия как
ученого. Живя в Москве, он занимался изучением и изданием древнеславянских и
греческих рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке и в Румянцевском
музее.
Епископ Амфилохий состоял членом почти всех столичных и провинциальных
исторических и археологических обществ, членом Общества любителей духовного
просвещения и цензором всех изданий Общества, а также председателем Отделения
иконоведения при этом Обществе; в 1863 году был избран членом-корреспондентом
Академии наук по отделению греческой и славянской палеографии.
|
1832 - 1903
В 1868 г. подал ректору МДА протоиерею А. В. Горскому записку «О необходимости преподавания физико-математических наук в Духовных Академиях». Готовящийся новый Устав духовной академии не предусматривал места для этих дисциплин, но Горский отмечал их важность для богопознания, апологетики, изучения богословия и библеистики, а также для подготовки квалифицированных преподавателей по этим предметам для духовных семинарий. Мысли Голубинского встретили сочувствие со стороны ректора, однако с 1870/71 учебного года в МДА, согласно Уставу 1869 г., кафедра физико-математических наук была упразднена. Голубинский отказался от предложения занять другую вакантную кафедру и ходатайствовал о создании в академии кафедры естественнонаучной апологетики. Московский митрополит святитель Иннокентий (Вениаминов) поддержал идею, и 12 октября 1870 г. определением Святейшего Синода было дано разрешение на преподавание в МДА естественнонаучной апологетики, что было поручено Д. Ф. Голубинскому, ставшему сверхштатным преподавателем. Расходы взяла на себя Московская епархия. Курс Голубинского состоял из лекций по физике (с элементарными сведениями по химии) и астрономии. Он ставил цель доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии.
|
1835 - 1904
Горский-Платонов, Павел Иванович - профессор Московской духовной академии по кафедре еврейского языка и археологии (1835 - 1904), оставивший крупный след в истории академии как ее инспектор, как редактор и переводчик "Творений святых отцов", святого писания, как редактор ее журналов. Из печатных работ более известны: "История Тридентского собора" и толкование 32-х глав книги "Исход" (1840). Затем "Антука" (1894), "Голос старого профессора" (1900), "Отрывки из скорбной летописи городского головы" (1894) и много статей в "Прибавлениях к "Творениям святых отцов", в "Православном Обозрении", "Вере и разуме", "Чтениях в обществе любителей духовного просвещения", "Душеполезном чтении" и "Богословском Вестнике".
|
1834 - 1912
Евгений Евсигнеевич Голубинский с 1861 г. работает в МДА на
кафедре истории Русской Церкви со степенью
бакалавра, с 1870 г.— профессора. Преподает немецкий язык. В 1870 г.
предлагает создать музей при МДА.
В1867 г. создает фундаментальное
исследование «Святые Константин и Мефодий, апостолы славянские» (в 1869 г. удостоено
полной Уваровской премии), в 1871 г. - «Краткий очерк истории православных
Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской», в 1872 г.- «Очерк
истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до
настоящего столетия», в 1876 г.- «Христианство в России до Владимира Святого».
К началу 80-х гг. получает известность и признание в научных кругах. В марте 1906 г. входит в
Предсоборное присутствие, участвует в работе отдела, занимавшегося решением
вопроса о преобразовании центрального и местного церковного управления.
|
1847 - 1918
Окончил курс в Московской духовной академии, в которой занимал кафедру всеобщей истории. Член государственной думы IV созыва, прогрессист. Главные его труды: "Характер отношения России
к православному Востоку в XVI и XVII столетиях" (2-е издание, 1914);
"Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством" (Москва,
1881, докторская диссертация); "Сношения иерусалимских патриархов с
русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия"
(Санкт-Петербург, 1895); "Сношения Иерусалимских патриархов с русским
правительством в текущем столетии" (Санкт-Петербург, 1898); "Светские
архиерейские чиновники в древней Руси" (Москва,
1874, магистерская диссертация); "Патриарх Никон и его противники в
деле исправления церковных обрядов" (2-е издание, 1913); "Патриарх
Никон и царь Алексей Михайлович" (2 тома, 1909 - 13). Каптерев - победоносный противник Субботина , подвергавшийся преследованиям со стороны Победоносцева.
|
1862 - 1936
Архиепископ Арсений с 1898 года назначен ректором Московской духовной академии. Занимался просвещением паствы, заботился о преподавании Закона Божия и церковного пения в школах, организовал курсы псаломщиков, миссионерские курсы для духовенства, много сил отдал борьбе с пьянством. Вел активную миссионерскую работу среди старообрядцев-беспоповцев, переписывался с тремя восточными православными Патриархами. В годы Первой мировой войны принимал активное участие в судьбе раненых русских солдат, собирал средства для нужд фронта. На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917 года избран заместителем председателя и возглавил два отдела: Правовое положение Церкви в государстве и Издательский отдел.Литературные труды митрополита Арсения способствовали его репутации выдающегося духовного писателя и ученого. Он являлся автором многочисленных богословских трудов, отмеченных множеством орденов. Митрополит Арсений был почетным членом многих научных обществ.
|
1879 - 1967
В 1904 году Николай Лебедев окончил духовную академию кандидатом
богословия. Его диссертация «Новое христианство Сен-Симона» была удостоена
денежной премии.
Желая продолжить образование, он поступил на экономическое
отделение Петербургского политехнического института. В 1911 г. Лебедев защитил
диссертацию по экономической географии на тему «Фабрично-заводская
промышленность Калужского района», получив степень кандидата экономических
наук.Во второй половине 1957/1958 учебного года Н.М.
Лебедев представил составленный им учебник по латинскому языку для духовных
семинарий ректору протоиерею Константину Ружицкому.
|
|