АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

История Академии в лицах


1685–18141814-19171917-1944с 1944 годаВсе

1819 - 1878

Русский богослов и историк. Закончил Московскую духовную академию, в которой позже занимал кафедру всеобщей истории. Подготовил учебную книгу всеобщей истории, первая часть которой (до Константина Великого) издана в 1863 и была введена в руководство в семинариях.Главные труды Казанского: «История православного монашества на Востоке» (Москва, 1854—1857); «История православного русского монашества» (М., 1855); «Житие святого Тихона» (Санкт-Петербург, 1861—1862); «Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете» («Чт. в Моск. О. Ист. и Древн.», 1847—1848, т. VIII); «Кто был виновником соловецкого возмущения от 1666 по 1676 г.» («Чт. Общ. Ист. и Древн.», 1864, ч. IV); «Исследование о личности первого Лжедимитрия» («Русский вестник», 1877, VIII — X). Казанский напечатал также ряд житий, несколько статей по источниковедению церковной истории и др.


1816 - 1882

Митрополит Макарий известен как выдающийся церковный администратор, крупнейший ученый-богослов и церковный историк, видный проповедник, оставивший после себя большое количество изданных трудов по догматическому богословию, церковной истории и проповедничеству. В шестидесятых годах, будучи уже архиепископом, он принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. Его взгляды на решение вопросов в жизни средней и низшей школ Церкви будили ненависть у противников всего передового.Академический устав 1869 г., получивший имя «Макарьевский», увидел свет только благодаря талантливой и настойчивой защите его принципов высокопреосвященным Макарием. В семидесятых годах митрополит Макарий председательствовал в Комитете по преобразованию церковного суда и вел дело, отстаивая необходимость полезных изменений. Но сопротивление оказалось очень сильным, и все осталось по-старому.


1824 - 1887

Учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. По окончании курса в июле 1848 года был определён бакалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах.Основным философским сочинением Гилярова-Платонова является его работа, посвящённая критическому анализу философии Гегеля (1846). Одна из частей данного исследования была опубликована под названием «Рационалистическое движение философии новых времён» в журнале «Русская беседа» (1859, №1), другая часть, содержащая критику 1-го раздела «Феноменологии духа», с обширными выписками из неё появилась уже после смерти автора в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1891 году. Оригинальный публицист-философ стремился совместить обсуждение практических нужд дня с идеальными началами бытия. Будучи при этом темпераментным и едким полемистом, он нередко придерживался односторонних взглядов и преувеличений. Гиляров-Платонов оставил большое творческое наследие, которое представляет мозаичную картину, результат работы самостоятельной и интенсивной мысли, но так и не сумев сколько-нибудь полно высказать себя.   


1818 - 1893

Первый печатный труд преосвященного Амфилохия, академическое курсовое сочинение «О трех обетах монашества: девстве, нестяжании, послушании», был издан в 1845 году. Пребывание в Новоиерусалимском монастыре, славившемся своей библиотекой, определило направление деятельности епископа Амфилохия как ученого. Живя в Москве, он занимался изучением и изданием древнеславянских и греческих рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке и в Румянцевском музее. Епископ Амфилохий состоял членом почти всех столичных и провинциальных исторических и археологических обществ, членом Общества любителей духовного просвещения и цензором всех изданий Общества, а также председателем Отделения иконоведения при этом Обществе; в 1863 году был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению греческой и славянской палеографии.


1832 - 1903

В 1868 г. подал ректору МДА протоиерею А. В. Горскому записку «О необходимости преподавания физико-математических наук в Духовных Академиях». Готовящийся новый Устав духовной академии не предусматривал места для этих дисциплин, но Горский отмечал их важность для богопознания, апологетики, изучения богословия и библеистики, а также для подготовки квалифицированных преподавателей по этим предметам для духовных семинарий. Мысли Голубинского встретили сочувствие со стороны ректора, однако с 1870/71 учебного года в МДА, согласно Уставу 1869 г., кафедра физико-математических наук была упразднена. Голубинский отказался от предложения занять другую вакантную кафедру и ходатайствовал о создании в академии кафедры естественнонаучной апологетики. Московский митрополит святитель Иннокентий (Вениаминов) поддержал идею, и 12 октября 1870 г. определением Святейшего Синода было дано разрешение на преподавание в МДА естественнонаучной апологетики, что было поручено Д. Ф. Голубинскому, ставшему сверхштатным преподавателем. Расходы взяла на себя Московская епархия. Курс Голубинского состоял из лекций по физике (с элементарными сведениями по химии) и астрономии. Он ставил цель доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии.


1835 - 1904

Горский-Платонов, Павел Иванович - профессор Московской духовной академии по кафедре еврейского языка и археологии (1835 - 1904), оставивший крупный след в истории академии как ее инспектор, как редактор и переводчик "Творений святых отцов", святого писания, как редактор ее журналов. Из печатных работ более известны: "История Тридентского собора" и толкование 32-х глав книги "Исход" (1840). Затем "Антука" (1894), "Голос старого профессора" (1900), "Отрывки из скорбной летописи городского головы" (1894) и много статей в "Прибавлениях к "Творениям святых отцов", в "Православном Обозрении", "Вере и разуме", "Чтениях в обществе любителей духовного просвещения", "Душеполезном чтении" и "Богословском Вестнике".


1834 - 1912

Евгений Евсигнеевич Голубинский с 1861 г. работает в МДА на кафедре истории Русской Церкви со степенью бакалавра, с 1870 г.— профессора. Преподает немецкий язык.
В 1870 г. предлагает создать музей при МДА. В1867 г. создает фундаментальное исследование «Святые Константин и Мефодий, апостолы славянские» (в 1869 г. удостоено полной Уваровской премии), в 1871 г. - «Краткий очерк истории православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской», в 1872 г.- «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия», в 1876 г.- «Христианство в России до Владимира Святого».
К началу 80-х гг. получает известность и признание в научных кругах.
В марте 1906 г. входит в Предсоборное присутствие, участвует в работе отдела, занимавшегося решением вопроса о преобразовании центрального и местного церковного управления.


1847 - 1918

Окончил курс в Московской духовной академии, в которой занимал кафедру всеобщей истории. Член государственной думы IV созыва, прогрессист. Главные его труды: "Характер отношения России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях" (2-е издание, 1914); "Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством" (Москва, 1881, докторская диссертация); "Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия" (Санкт-Петербург, 1895); "Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии" (Санкт-Петербург, 1898); "Светские архиерейские чиновники в древней Руси" (Москва, 1874, магистерская диссертация); "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов" (2-е издание, 1913); "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович" (2 тома, 1909 - 13). Каптерев - победоносный противник Субботина , подвергавшийся преследованиям со стороны Победоносцева.


1862 - 1936

Архиепископ Арсений с 1898 года назначен ректором Московской духовной академии. Занимался просвещением паствы, заботился о преподавании Закона Божия и церковного пения в школах, организовал курсы псаломщиков, миссионерские курсы для духовенства, много сил отдал борьбе с пьянством. Вел активную миссионерскую работу среди старообрядцев-беспоповцев, переписывался с тремя восточными православными Патриархами. В годы Первой мировой войны принимал активное участие в судьбе раненых русских солдат, собирал средства для нужд фронта. На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917 года избран заместителем председателя и возглавил два отдела: Правовое положение Церкви в государстве и Издательский отдел.Литературные труды митрополита Арсения способствовали его репутации выдающегося духовного писателя и ученого. Он являлся автором многочисленных богословских трудов, отмеченных множеством орденов. Митрополит Арсений был почетным членом многих научных обществ.


1879 - 1967

В 1904 году Николай Лебедев окончил духовную академию кандидатом богословия. Его диссертация «Новое христианство Сен-Симона» была удостоена денежной премии. Желая продолжить образование, он поступил на экономическое отделение Пе­тербургского политехнического института. В 1911 г. Лебедев защитил диссертацию по экономической географии на тему «Фабрично-заводская промышленность Калуж­ского района», получив степень кандидата экономических наук.Во второй половине 1957/1958 учебного года Н.М. Лебедев представил составленный им учебник по латинскому языку для духовных семинарий ректору протоиерею Константину Ружицкому. 

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.