|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
«Скажу вам то, что нужно…»По письмам протоиерея Понтия Рупышева. 1877–1939 Продолжение. Вашему вниманию предлагается продолжение статьи заслуженного профессора Московской духовной академии Константина Ефимовича Скурата, посвященной размышлениям над духовным содержанием писем Михновского подвижника протоиерея Понтия Рупышева. (Начало) 04 января 2017 г.
5. Посещающий «часто богослужения находится под постоянным благодатным покровом» Отец Понтий. II, 251; 1:369 У православного христианина есть свои постоянные собрания — священные, где возносится молитва к Небу, где соединяется Церковь земная с небесной, где есть особое место присутствия Божия, особое действие благодати Божией, где слушают и запоминают уроки веры и благочестия. Отец Понтий, проникнутый глубокой любовью к величию православного богослужения, с таким же проникновением о нем и рассуждает. Суждения эти приобретают особую живость и актуальность, так как излагаются путем сравнения двух «желающих спасения и подвизающихся», но живущих в разных расстояниях от храма Божия. Читаем: «Если желающий спасения и подвизающийся о сем живет вблизи церкви, то, посещая часто Богослужения в ней и принимая Святые Таины Христовы, он находится под постоянным благодатным покровом и воздействием не своими только верою и подвигом, но и с помощью таких же верных, как и он сам, с которыми он видится, вместе молится и утешается и укрепляется беседою и общим Христовым Духом с ними. Если же верный живет очень далеко от церкви, а тем более там, где нет ревностных ко спасению христиан, то всего этого он лишается, позволяя себе лишь изредка по возможным обстоятельствам и средствам приезжать в какое-нибудь святое место для этой цели. Поэтому в таком случае ему нужно строго себя держать, чтобы не отогнать от себя благодать Святого Духа… Строгость же эта заключается в том, чтобы мыслить и рассуждать по вере, а не по человеческому расчету и соображению, чтобы хранить себя от увлечений мирскими пристрастиями и суетой, чтобы обуздывать тело в его естественных потребностях, чтобы ревностно по силе и возможности предаваться благочестивым подвигам — молитве, чтению Священного Писания и молчанию. Всем этим сохраняется в чистоте и целомудрии сердце, душа и тело, и тогда Святой Дух не оставляет такую душу, чего я и желаю тебе» (II, 251; 1:369). 6. «Уединенной… жизни не бойся» (II, 247;1:367), «Не смущайся тем, что ты любишь молчание» Отец Понтий. II, 255; 1:370 Хорошим: спокойным, мирным, безобидным, с результатом несомненно положительным — для избежания «мирских собраний», да и прочего «мирского», — могут послужить два средства — достаточно простые, но весьма и весьма действенные. Это уединение — особенно уход от творящих зло — и молчание, состояния, тесно взаимосвязанные: где уединение, там и молчание и наоборот (бывает и иное). Состояния эти добрые и ведут только ко благу. Слово батюшки: «Уединенной от людей жизни не бойся… Обособление в жизни во всех отношениях от людей, живущих по страстям и стихиям мира, лежащего во зле, всегда и полезно и нужно христианину, желающему служить Господу. Ведь с кем поведешься, того и наберешься, говорит пословица. И слово Божие учит, что с праведным и сам будешь праведным, а с нечестивым развратишься. А где теперь найдешь людей, ищущих благочестия не на словах, но на деле? Их почти нет. Вот и приходится, чтобы держаться благочестия, обособляться в жизни от людей. Кроме того, христианское состояние требует от нас быть сосредоточенными и трезвенными духом, чему весьма способствует уединенная жизнь» (II, 247; 1:367). «Не смущайся тем, что ты любишь молчание. Воздержание в слове есть необходимое правило поведения христианина, ибо без него он не успеет ни в чем добром… Правильно… заботиться более об угождении Богу, хотя бы это не нравилось людям. В посторонние… дела лучше не входи, чтобы избежать возможность искушений» (II, 255;1:370). «Бог да устроит о тебе полезное и спасительное» (II, 247;1:367). 7. «Утренние молитвы Богу можно совершать и во время прогулки» Отец Понтий. II, 254; 1:370 День у православного христианина начинается с совершения утренних молитв. Их творить должно во что бы то ни стало, ибо всякое дело, каждый шаг должен быть отмерен после призвания имени Божия, после обращения к небу с просьбой о ниспослании благодати содействующей, укрепляющей, спасающей. Не смог почему-либо исполнить утреннее правило в келье, дома — твори по пути на работу, во время прогулки и т.д. «Утренние молитвы к Богу, — учит батюшка, — можно совершать и во время прогулки на чистом воздухе, и при других обстоятельствах и положениях» (II, 254;1:370). Но только везде и постоянно надо иметь внимание к произносимому — быть сосредоточенным. Рассеянность во время молитвы предосудительна, порицательна, бесплодна. Как, спрашивается, может нас слушать Бог, если мы сами себя не слышим? Происходит рассеянность «от многих разных причин… во-первых, от непривычки не разбрасываться умом, но пребывать им в согласии с чувством; во-вторых, быть может, от излишней суетливости в жизни, которая возможна вследствие обилия работы по должности; в-третьих, от напряжения душевно-телесных сил для исполнения ее, так что для молитвы они остаются уже ослабленными. Вот и рассмотри и размысли о себе, какая из этих причин мешает тебе сосредотачиваться на молитве, и постарайся как умеешь исправить себя, поскольку это окажется возможным. Бог же, видя усердие твое, восполнит недостающее для тебя Своею благодатию» (II, 249; 1:367). Важным, весьма полезным действием для поддержания в себе молитвенного настроения «нужно всегда, при всяких обстоятельствах и положениях иметь на устах, в уме и сердце молитву Иисусову, а именно: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешную”. Если мы не имеем никакой возможности напитать душу свою благодатию Божиею в обычных молитвах, то эту, Иисусову, всегда можем творить. Если будешь так поступать, то милость Божия всегда будет с тобою» (II, 241; 1:363). Отец Понтий советует также для усиления действия молитвы призывать на помощь отца Иоанна Кронштадтского и рекомендует читать его творения. А ведь тогда (1921 г.) он был еще не канонизирован. Эта рекомендация очень важна сегодня для нас, так как она указывает на допустимость в частных, домашних обращениях к Богу не только молиться за близких почивших, но просить и их ходатайства в Церкви Небесной: «Если ты полюбила о. Иоанна Кронштадтского, то молись ему, чтобы он вывел тебя из неопределенного положения, и увидишь сама действие его молитвы» (I, 578; 1:355). «Высылаю тебе книгу “Слово мудрости духовной”, сочинения протоиерея Иоанна Кронштадтского» (II, 242; 1:364). «Посылаю тебе “Новые слова” отца Иоанна Кронштадтского за 1901 год» (II, 243; 1:364). 8. «Нельзя нарушать поста…» Отец Понтий. II, 255; 1:370 С молитвой неразрывно связан пост. Молитва и пост, по святоотеческой мысли, — это два крыла, возносящие человека на небо. Такое определение образно показывает необходимость и одного и другого, необходимость их соприсутствия — их нерасторжимость. Отец Понтий говорит о строгом соблюдении поста, но отмечает его ослабление для больных: «В пост можно пить кипяток с сахаром» (II, 483; 1:372). «Строгого соблюдения поста не нужно страшиться, так как в течение его верным дается благодать поста, сообщающая им силу и способность к прохождению его» (II, 242; 1:363). «Если тебе для здоровья нужно кушать оливу или сахар, то нет греха в этом» (II, 484; 1:373). Для больных пост ослабляется, ибо задача его умертвить плотские страсти и помочь духу подняться к Небу, но «не хватать через край». «В болезни тебе достаточно соблюдать те посты, которые установила Церковь, а особых на себя не накладывать» (II, 257; 1:366). «Сила и свобода нашего духа зависит от степени связанности нас плотяностью… Умерщвлять свою плоть — это значит умерщвлять свои страсти: гордость и чувственность с их бесчисленными исчадиями… Для этого нужно держаться правила: обуздывать себя и подвизаться по мере сил и веры и не быть малодушным, т.е. не хватать через край, но и не робеть» (I, 583; 1:358). Глубоко духовно рассуждение батюшки о приходящем «озлоблении», могущем быть при строгих постах. «Благодари Бога за то, что ты, — пишет Батюшка духовному чаду, — держишься устава Святой Церкви относительно постов и отвергаешь соблазны к нарушению их. Хорошо, что ты написала мне относительно появившегося у тебя озлобления при строгом соблюдении их. Это явление требует… объяснения. От долголетнего, в течение нескольких тысяч лет внедрения греховности в нашу телесно-душевную природу они срослись между собой. Через греховность действует на нас враг нашего спасения диавол и его слуги — бесы. Когда мы обуздываем свою душевно-телесную природу благочестием, то мы лишаем питания живущую в нас греховность, а также бесов возможности действовать через нее на нас, так как, не получая питания, греховность теряет силу над нами и постепенно умирает, от чего бесы приходят в бессильную злобу, дыша ею на нас. Так, когда мы подчиняемся уставу Святой Церкви относительно постов, то этим мы лишаем питания чревоугодие и порождаемую им страсть, а также смиряем свою гордость и кичливость ума через послушание Святой Церкви в простоте веры. Диавол же, действующий на нас через наши страсти, когда мы не даем им питания, приходит в ярость, и эту его злобу мы тогда и переживаем. Поэтому на озлобление, переживаемое тобою при посте, не обращай внимания, но держись при нем смирения, терпения и кротости, и Господь дарует тебе победу над диавольским духом. Такое озлобление может быть у нас и при других состояниях или подвигах благочестия и от других причин. Бояться его не нужно, но побеждать его, кроме того, мужеством, благородством духа и любовию» (II, 244–245; 1:365). И наконец, хотя отец Понтий и заявляет: «Нельзя нарушать поста» (II, 255; 1:370), но и благословляет: «Бог да вразумит и укрепит тебя поступать с пищей в посту по силе и возможности» (II, 242; 1:363). 9. «Принимать Святые Таины Христовы нужно как можно чаще» Отец Понтий. II, 257; 1:366 О величии Святой Евхаристии, в которой верующий, под видом хлеба и вина вкушает истинное Тело и истинную Кровь Христовы, я уже писал раньше (см.: Скурат К.Е. Верую и исповедую. Т. VI. Яхрома: Троицкий собор, 2015. С. 116–121). Поэтому здесь я только напомню слова Христа Спасителя, установившего это Святое Таинство для стяжания Вечной Жизни: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6, 56). «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный» (Ин. 6, 54). И еще решительнее: «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе» (Ин. 6, 55). «Аще кто снесть от хлеба сего, жив будет вовеки» (Ин. 6, 51). Святое Причащение — это духовное питание нашей души, да и тела, — всего человека. А ведь без питания невозможно бытие любой живой твари. Человек же не просто «живая тварь», а образ Божий, имеющий высокое назначение: достигать богоподобия, сподобиться блаженного воскресения и вечной жизни в обителях небесных! Проходить достойно этот путь возможно только со вкушением, с принятием Тела и Крови Христа Спасителя! Это касается всех — всех возрастов. Причастник входит в теснейшее общение со Христом или, по слову святого Кирилла Иерусалимского, архипастыря Матери всех Церквей, становится «Христоносцем», «сотелесником» Христу, «единокровным» Ему (см.: Скурат К.Е. Воспоминания. Труды по Патрологии (I–V века). Яхрома: Троицкий собор, 2006. С. 426). Значит, нужно как можно чаще приступать к святой чаше, а лучше — идеально — ежедневно. Святитель Кирилл Иерусалимский призывает: «Не отторгайте себя от приобщения; не лишайте себя священных и духовных сих Таин ради греховной скверны» (Тайноводственное слово, IV, § 23). Слова эти святителя можно понимать двояко: 1) старайтесь как можно чаще приступать к святой Чаше, потому что должно очищать себя от «греховной скверны», которая действует в нас; 2) сознавайте свое недостоинство, кайтесь, но и дерзайте — с упованием на милость Божию приступайте к Святым Дарам даже тогда, когда будете продолжать чувствовать «греховную скверну», — откладывать до полного очищения себя опасно, и вот почему. Во-первых, потому, что никто не может безошибочно заявить: «Я уже достиг чистоты!» Во-вторых, если кто будет откладывать и ждать, — сознание своего недостоинства может у него увеличиваться, и соответственно, он будет отходить все дальше и дальше. День же ухода в Мир Иной будет становиться все ближе и ближе! Может прийти и внезапно! Вывод один: причащаться Святых Христовых Таин надо как можно чаще! Святитель Иоанн Златоуст необходимость достойного приготовления к принятию Святых Таин и само «непрестанное приступление» к ним рассматривает как единое, неделимое целое: «Говорю это… чтобы вы непрестанно приступали к Святым Таинам… чтобы никто не приступал неприготовленным» (Творения. Т. XII. Ч. 1. С. 154). Отец Понтий по теме о том, сколько раз в году должно причащаться Тела и Крови Христовых, заявляет прямо: «Принимать Святые Таины Христовы нужно как можно чаще» (II, 257; 1:366). Да будет в нашей жизни по слову богомудрых святых отцов и михновского подвижника: «Со страхом Божиим и верою приступите»! 10. «Служить людям, их нуждам мы должны: Рим. 15, 2; 1 Кор. 10, 33; но угождать им, то есть делать угодное их страстям, мы не должны: Гал. 1, 10» Отец Понтий. II, 249; 1:368 Отец Понтий, напомнив наставление святого апостола Павла о том, что нужно, даже должно, заботиться о ближних, помогать им, служить для их блага, думая не столько о себе, сколько о них, как это делал сам святой апостол (Рим. 15, 2; 1 Кор. 10, 33), но не поощрять их страстей, не содействовать развитию и укреплению зла (Гал. 1, 10), утверждает и продолжает: «Служить людям, их нуждам мы должны: Рим. 15, 2; 1 Кор. 10, 33; но угождать им, то есть делать угодное их страстям, мы не должны: Гал. 1, 10. На насмешки над собой не обращай внимания, это диавол, видя твое усердие к благочестию и целомудрию, через послушных ему людей нападает на тебя, но ты этим не смущайся» (II, 249; 1:368). Очень важно в жизни любого человека, а тем более христианина, иметь глубоко — в своем сердце — любовь и, естественно, являть ее в делах. Ту любовь, о которой Господь наш Иисус Христос сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе» (Ин. 13, 35)! Ту превосходную, долготерпеливую, нерушимую любовь, которую воспел святой апостол Павел в тринадцатой главе Первого послания к Коринфянам! Воспевает эту любовь и отец Понтий, воспевает и призывает достигать ее с помощью Божией: «Когда идешь с открытой любовью и душой к людям, то даже чуждые Христу, почти враждебные Ему обнаруживают горечь своего без Него одиночества. Да, велика сила любви! И какое она счастье! Когда она с человеком, какою полною жизнью живет все существо его и по духу, и по душе, и по телу!.. Дух мирен, радостен, чуток и подвижен; душа уравновешенна и счастлива; тело живет полной тонкой жизнью. Достигай же любви… проси ее, как дара у Бога. И то терпение, те скорби, какие придется нести ради нее, обильно вознаграждаются доставляемым ею блаженством. Но ничто сразу не дается. Поэтому не унывай» (I, 584–585; 1:358–359)… Господи Боже наш! Посли и нам хотя бы подобие такой любви! Дорогой Батюшка Понтий! Стань нашим предстателем у Небесного Престола! 11. Должно «руководствоваться рассудительностью» Отец Понтий. I, 582; 1:357 В своем курсе по Патрологии (см.: Золотой век святоотеческой письменности. IV — первая половина V в.») я передаю сообщение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина († 435) о другом великом подвижнике, основателе пустынножительства преподобном Антонии Великом († 356). Это сообщение имеет прямое отношение к данному параграфу и потому привожу его дословно: духовное рассуждение «есть матерь, хранительница и управительница всех добродетелей» (преп. Кассиан Римлянин). Так высоко ставил дар рассудительности, по сообщению преп. Кассиана, св. Антоний Великий. Однажды к этому блаженному подвижнику пришли в пределы Фиваиды старцы для рассуждения о совершенстве. Собеседование продолжалось с вечера до утра. Каждый излагал свое мнение. Одни говорили, что самая большая добродетель, которая ведет прямым путем на верх совершенства, — это усердие к посту и бдению, другие видели ее в нестяжательности; иные — в отшельничестве; некоторые — в исполнении обязанностей любви или человеколюбия… Выслушав всех, св. Антоний сказал: «Все это, о чем вы говорите, нужно и полезно ищущим Бога и желающим прийти к Нему. Но всем этим добродетелям отдать первенство не позволяют бесчисленные опыты и падения многих. Ибо некоторые часто жестоко сокрушали себя постом и бдением, пребывая в пустынном уединении, доходили до такой нестяжательности, что не оставляли себе и на один день пищи и до того исполняли долг милостыни, что не оставалось у них имения для подаяния. Но после всего этого они жалким образом уклонились от добродетели и впали в порок. Что же было причиною их прельщения и падения? По моему мнению, не иное что, как недостаток в них рассудительности». Это было сказано в IV веке, записано или переписано в V веке. А теперь слушаем отца Понтия — голос XX века — нашего времени, точнее, моего и подобных мне сверстников: рассудительность показывает, что здоро́во, что живит душу, что нужно… «Когда душа наша раскрывается в полноте жизни, то в ней могут раскрыться и неистребленные Божественным огнем страсти. Чтобы остаться верной Богу и сохранить полноту жизни, она должна руководиться рассудительностью (выделено мной. — К.С.). Что сохраняет ясным и спокойным ум, не оскверняет, не омрачает сердце, наполняет душу радостью и покоем, не противоречит совести и долгу и укрепляет волю в добре и благочестии, то правильно, здоро́во и желательно. При этом нужно иметь в виду, что все земное, как бы дорого, чисто или необходимо оно для нас ни было, лишь временно, как средство для воспитания нашей души и возвращения нашего духа к жизни в вечности. Поэтому и нужно молить Бога и самому стараться сохранить себя в свободе и беспристрастии ко всему и ко всем. Все противное Богу, совести и добру требует противления себе и несогласия с ним. В этой борьбе душа и возрастает духом» (I, 582; 1:357). И старец призывает благословение Божие: «Да исполнит же тебя Господь рассудительности, мужества и терпения» (I, 583; 1:358). «Благодать Божия да исполняет тебя жизни, силы, рассудительности и любви» (I, 576; 1:354). 12. «Поздравляем… с благодатию праздника…» Отец Понтий. II, 258; 1:371 Мы шлем друг другу пространные поздравления с великими праздниками, с памятными днями, событиями… — догматические, нравственные, благопожелательные — и ни слова о своей жизни, ее радостях и горестях, тем паче без всякого интереса к занятиям, планам, достижениям или неудачам адресата, того, к кому поздравление направлено. Может быть, нам следовало бы подражать отцу Понтию, где есть и теплота поздравления, и сообщение о приятном деянии для адресата, и необходимое — возможно, даже неотложное — наставление или своевременный пастырский совет — отеческое участие. А чего у него нет? Многословия: «Благодарим тебя за поздравление и добрые пожелания и взаимно поздравляем тебя с матерью, братом и сестрами с благодатию праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня, согласно твоей просьбе, я совершил заупокойную литургию по вашему отцу и молебен Иисусу Христу и Божией Матери за всех вас. Александру нужно теперь твердо держаться благочестия (Ин. 5, 14)» (II:258;1:371). Прочитав сие, хорошо почувствуешь и величие праздника и близость к тебе поздравляющего. Так и укрепляется дружба, а вместе с ней и сама жизнь становится более легкой, более светлой, более благодатной, тем паче при содействии благодати праздника! 13. «Нужно дорожить всем порядком благочестивой жизни, установленным Святой Церковью» Отец Понтий. II, 255; 1:370 Критерием, а вероятно, лучше сказать, мерилом оценки, мерилом наших суждений, наших поступков, является то, что установила Святая Православная Церковь на основании Слова Божия, что указали богодухновенные святые отцы, что воспевает наше литургическое богословие. Нужно узнать: должно ли крестить детей или откладывать святое Крещение до взрослого состояния? Прочитайте в Священном Писании, в Святой Библии: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сравните: «Оставите детей и не возбраняйте им прийти ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). «Апостол Петр пишет, что “Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега”. Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом; так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви» (Святитель Московский Филарет. Катихизис. О девятом члене). Будут ли вечные мучения грешников? Откройте святое Евангелие и слушайте Самого Господа нашего Иисуса Христа: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25, 41). «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф. 25, 46). «Добрее ти есть со единем оком внити в Царствие Божие, неже две оце имущу ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает» (Мк. 9, 47–48). Или прочитайте решения, правила, деяния V, VI и VII Вселенских Соборов, не только осудивших, но и отлучивших от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Оригена, отрицавшего вечность адских мучений и утверждавшего всеобщее восстановление — апокатастасис (см.: Шестого Вселенского Собора правило 1, деяние 18; Седьмого деяние 7; также «Алфавит»: «Пятый Вселенский Собор» в книге «Правила святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец»). И отец Понтий как бы продолжает: «Нужно дорожить всем порядком благочестивой жизни, установленным Святой Церковью, а также возможностью посещать храм Божий и особенно принимать в нем Святые Таины Христовы. Лишение того и другого не позволяет душе обновлять свою духовную жизнь во Христе, отчего ей становится тяжело, так как дух в ней начинает погасать, и она погружается в земность и душевность подобно тому, как если бы кого-нибудь заживо в гробу стали закапывать в могилу, где он стал бы задыхаться от недостатка воздуха и мог бы умереть» (II, 255; 1:370). И завершает: «Нужно твердо держаться учения, жизни и правил Святой Церкви. Бог да хранит тебя от зла» (II, 244; 1:365). 14. «Нужно жить во Христе» Отец Понтий. I, 231; 1:368 Если человек в чистоте исповедует святую православную веру и искренно живет по ней, по правилам Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви, — значит, живет во Христе, живет во славу, во спасение других и себя. А это и есть то, к чему призывает отец Понтий, то, что всем нам нужно! «Нужно жить во Христе, — вразумляет подвижник, — что возможно лишь при совершенном исполнении Его заповедей и совершенном же послушании Его Святой Церкви. Тогда приходится разойтись с миром, то есть с людьми, живущими по своим страстям, не имеющими в себе Духа Божия (1 Кор. 2, 14)… Жизнь наша чрезмерно коротка (Иак. 4, 14). Поэтому нужно не гасить в себе ревности о спасении, но непрестанно возгревать ее строгим благочестием, чтобы не погас в нас свет истины от нашего нерадения (1 Фес. 5, 19)» ( I, 474; 1:368). «При всех обстоятельствах своей жизни, как бы дороги они ни были нам, мы должны на все смотреть очами веры, держась духом и молитвой Господа, и тогда пред нами будет раскрываться смысл их для вечности и ничтожество пред благами. Мы научимся ценить в них то, что к ней относится, и не будем иметь пристрастия ни к чему, даже естественному, как бы высоко оно ни было, например родительские привязанности или иные. А любовь остается, но служит средством для славы Божией и спасения ближних» (II, 235; 1:357). И молится: «Бог да хранит тебя от зла» (II, 244; 1:365). «Да поможет тебе Бог во всем» (II, 235;1:357). 15. «Даю тебе краткое понятие о сущности этой (“у нас”) жизни» Отец Понтий. II, 256; 1:371 Менее чем за три месяца до своей блаженной кончины отец Понтий в письме к духовной дщери, изъявившей желание молиться и трудиться в единстве Михновской общины, выразил, как всегда в кратких, но глубоко духовных словах, сущность подвига в ней и тем самым как бы подвел итог и своим старческим наставлениям, своему духовному руководству и оставил завещание «предать себя совершенно Промыслу Божию»: «Возлюбленная о Господе N… Когда христианин вступает на путь подвига жизни во Христе, то ему нужно отказаться от своих личных желаний и стремлений и предать себя совершенно Промыслу Божию, который и поведет его ко спасению и усовершению или через руководителя, если он есть, или, если его нет, то через обстоятельства его жизни. Всякие же мечтания об устройстве своей жизни по своим личным желаниям и соображениям ему нужно тогда оставить. Исполнением их мы только тешим себя, тогда как жить во Христе есть отказ от них и от себя для совершенной преданности воле Божией, чтобы Он воцарился в нашей душе. Иисус Христос оказал послушание Своему Небесному Отцу до мучительнейших крестных страданий и самой смерти. Так и подвизающемуся жить во Христе нужно умереть душою и телом для личных желаний, чтобы воля Божия стала законом для них. А всякий отказ от самого себя и личных желаний есть скорбь для нашего себялюбия. Вот и смотри, какой подвиг ты должна будешь у нас принять на себя. Так как раньше ты не собиралась жить у нас ради Господа и только теперь сообщила мне о таком своем намерении, то я и даю тебе тут краткое понятие о сущности этой жизни. Свои служебные, житейские и хозяйственные дела устраивай по своему разумению. Протоиерей Понтий Рупышев. 31 октября 1938 г.» (II, 256; 1:371). И наконец: «Когда мы преуспеваем в единстве духа веры и любви, то это и есть дело нашей жизни, а все остальное лишь поделие… не существенное для нас» (II, 238; 1:361). Заключение: «О даруй мне, Господи, любовь…» О тец Понтий. II, 19; 1:333 В недавно (одновременно с изданием в Литве «Истории Михновской общины») опубликованной в Москве Сретенским монастырем книге Жан-Клода Ларше «Патриарх Павел. Святой наших дней» (пер. с фр. П. К. Доброцветова, С. О. Чернова. М., 2015) есть замечательные слова по своей благодатной правдивости: «Благодаря своей любви ко всем, простоте, смирению, мирному настрою и строгой дисциплине аскета, он стал образцом святости для всего клира верующих Сербской Церкви» (с. 217). Этими душевными словами мне и захотелось завершить сообщение из жизни Михновской общины. Почему? Потому что ее батюшка Понтий очень близок к их свидетельству. (Это следует из «Истории Михновской общины».) Понятно, что по иерархическому, административному достоинству патриарх и протоиерей далеко отстоят друг от друга, но глас Божий зовет на Небо всех, а услышат его ходящие перед Богом, имеющие страх Божий, помнящие о смысле жизни, ее назначении… Отец Понтий был земным Ангелом, а теперь он есть «Небесный Ангел»! И снова слышим отеческий призыв доброго, верного, ревностного пастыря: «Против греха подвизайся до смерти, как нам это заповедал апостол. В скорбях и нуждах не унывай, на соблазны не иди, искушения терпи»; ходи «в страхе Божием и в правде всякого дела, чтоб из-за выгод в земной жизни ни на какие хитрости не пускаться, какая бы тяжесть ни приходила на пути… спасения» (II, 258; 1:372). «Больше же всего нам нужно никого не осуждать и не обижать, ни на кого не клеветать, ни на кого не иметь вражды, но всем прощать всякую обиду, ничего чужого не воровать, никого ни в чем не обманывать, не курить, не пить водки, сохранять целомудрие и чистоту души и тела, не произносить бранных слов, посещать храм Божий, удаляться от общения с людьми суетными и нечестивыми, почитать праздники благоговейным поведением, терпеть все скорби и напасти и соблюдать все посты… Нужно всякий грех очищать исповеданием перед духовником в таинстве покаяния и как можно чаще причащаться Святых Таин Христовых» (II, 128; 2:466, 467). И снова поднимается отцом-подвижником молитва к Небу, а оттуда низводится испрашиваемая благодать Божия: «Бог да спасет тебя… Благодать Святого Духа да будет с тобою, да живит тебя и исполняет силы и мира. Да исполняет тебя жизни, силы, рассудительности, любви…» (II, 483; 1:372). А как радостно, как легко становится сердцу, когда слышишь обещание батюшки не оставлять свою паству и после ухода в Мир Вечности! Как хотелось бы, чтобы это обещание хотя бы краюшком коснулось и всех нас! «Я буду всегда и после смерти о вас заботиться и помогать вам» (II, 352; 1:95)… Вот куда следовало бы посылать учащихся духовных школ, богословов, кандидатов богословия, а может быть, и докторов… Подумал. Нет! Нет! Пусть сами едут, по своему почину, а потом смиренно расскажут другим, в том числе и мне, уже «невыездному»! «О, даруй мне, Господи, любовь, — хочется вместе со отцом Понтием поднять со слезами глаза и не опускать, — даруй мне, Господи, любовь все побеждающую, все терпящую, ищущую спасения ближних! Как она должна быть высока, разумна, мудра, чиста, постоянна, кротка!» (II, 19; 1:333).
К. Е. Скурат. 2016 г.: исполнилось 65 лет труда в славной
См.также:
Последние годы служения протоиерея Понтия Рупышева [Статья]
[28 февраля 2017 г.]
«Скажу вам то, что нужно…» [Статья]
[21 декабря 2016 г.]
|
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|