|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Афонские заметки13 марта 2012 г.
Афон – это земной рай и рай на земле. Афон – это преддверие Царства Небесного. Такую характеристику дают Святой Горе, пожалуй, все или почти все паломники, хоть однажды побывавшие там. Такое впечатление вынесли от поездки на Афон и мы с товарищами, побывав там прошлым летом. Действительно, Афонский полуостров и остальной мир можно сравнить между собой, как небо и землю, и это не потому, что в остальном мире нет других благодатных мест и святых обителей, просто Афон представляет собой уникальное и удивительное «сосредоточение благодати» в одном месте, на небольшой территории. Поистине, Святая Гора напоминает небольшое монашеское государство, где нет ничего мирского. Несмотря на то, что современная цивилизация с её шумом пытается проникнуть, конечно, и туда, Афон, тем не менее, остается уникальным островком, где всё подчинено духовной аскетической жизни. То, о чем многие могли читать в патериках и других древних житиях, воображая в уме внешний облик праведников и совершаемые ими чудеса, на Святой Горе можно лицезреть реально и воочию. Что поражает больше всего сразу по приезде на Афон это, во-первых, осознание того, что ты находишься на полуострове в 50 километров длиной, который полностью заселен монашествующими из разных стран и народов. Здесь 20 крупных монастырей, около 50 скитов и еще множество отшельнических келий и калив, последними называют кельи с маленькой домовой церквушкой, где отшельник сам совершает ежедневную литургию. Вообще, Святая Гора отличается большим количеством отшельников. Каждый отшельник на Афоне прикреплен к тому или иному монастырю или скиту, куда периодически приходит на соборную молитву: раз в неделю или реже – по праздникам. Есть отшельники, которые постоянно живут в уединении, появляясь в монастыре только на Пасху. Однажды мы, поднимаясь на вершину Горы (2033 м.), случайно сбились с пути (кстати сказать, это был единственный раз, когда мы потерялись в пустынных афонских горах) и, пойдя по ложной дорожке, набрели к своему изумлению на маленькую пещерную келью отшельника, которая представляла собой хоть и убогое, но такое благодатное по своей простоте жилище, что мы просто не смогли не остановиться и не подивиться её видом. К нашей досаде (и, наверное, к радости хозяина-монаха) мы не застали обитателя этой кельи дома, который, вероятно, отправился за поиском хлеба насущного, благо, что здесь в округе произрастает множество фруктовых деревьев: абрикосовые, сливовые, грушевые и многие другие, которые никогда не дадут умереть с голоду как местным монахам, так и исстрадавшимся от поста, жары и крутых переходов неутомимым русским паломникам из Сергиева Посада, что мы и сами испытали на своем опыте, каждый раз благодаря Бога за посылаемое нам по дороге очередное фруктовое дерево. Если говорить об афонском монашестве, то нельзя не отметить в первую очередь ту удивительную жизнерадостность, простоту и любовь, которую можно увидеть в глазах каждого афонского инока. Уставы афонских монастырей очень строгие, это выражается и в продолжительных службах: ежедневно совершается утреня (с 3-4 ч. ночи) и литургия общей продолжительностью около 4 часов, в праздники службы достигают 6-7 и даже 10 часов. Выражается это и в строгих постах. Мы, например, находясь на Афоне в течение двух недель петровского поста и объехав почти все монастыри на полуострове, с трудом отыскивали для себя оливковое масло в монастырских трапезных, особенно в будние дни, не говоря уже о таких лакомствах как рыба и прочее. Правда, сказать, намного чаще нам подавали вино, которое, каждый раз придавало нам новые силы для очередного похода. Так вот, несмотря на всю эту внешнюю строгость и расписанность монастырского устава, которая как кажется, может со временем кого-нибудь привести в уныние и ропот, афонский монах словно дышит всегда тихой духовной радостью и торжеством. Объяснить это можно довольно просто: действительно, на Афон приходят люди, решившиеся полностью посвятить себя молитве, и весь строй монастырской жизни направлен именно на это – на непрестанное молитвословие, прославление Бога. Афонский монах похож на некоего ангела, для которого все земные попечения являются не просто вторичными – их как будто не существует вовсе. Вместе с тем, нужно отметить и еще одну отличительную особенность афонского монашества – это удивительное трудолюбие и неутомимость братии. Святогорские монахи могут сразу после ночной четырехчасовой службы приняться за выполнение самой тяжелой работы на палящем солнце и так каждый день. К слову сказать, многие монастыри Афона не оснащены электропитанием – далее сами можете судить о трудоемкости некоторых послушаний, которые у нас облегчаются машинным трудом. Всем этим хочется сказать, что человек, который приходит на Афон, не желая посвятить себя всецело только одному – молитве, просто физически там не сможет выжить. Вся жизнь монастырей направлена только к этой главной цели – молитве, причем в особенности молитве Иисусовой. Иисусова молитва является главным послушанием каждого монаха, она творится в определенное время в кельях, а также в течение всего дня; словом, святогорцы творят её всегда! Иисусовой молитвой святогорцы дышат, с нею они трудятся, ею они живут! Также хочется отметить и то, что общение паломника с афонскими монахами оставляет неизгладимое впечатление на сердце каждого: их миролюбие, духовное радушие, простота и любовь, которыми те буквально светятся, заставляет уже без слов и тебя задуматься: а как надо жить, чтобы тоже стать таким? И почему я так не живу, почему я не иду постоянно к этому Источнику всякой радости, света и чистоты? Зачем я порой размениваю это богатство на тленные и ложные блага?.. с такими мыслями мы покидали каждый очередной монастырь, встречавшийся на нашем пути, и шли дальше. Действительно, святость местных насельников как будто излучает и вокруг себя некую благодать, заставляя останавливаться прохожих паломников и, вообще, словно преображая и саму природу вокруг себя. Несмотря на многочисленность и некую внешнюю похожесть некоторых монастырей и скитов Афона, каждый из них обладает особой привлекательностью и своей запоминающейся атмосферой. Особенно отпечатлеваются в памяти такие обители как Ватопед, напоминающий чем-то большой монашеский город и этим несколько похожий на нашу Лавру; Иверон, где храниться чудотворная Иверская икона Богородицы; Симонопетра, поражающий своим сладкозвучным хором; Великая Лавра святого Афанасия, древнейший общежительный монастырь Афона, основанный в 10 веке; а также Румынский Предтеченский скит, отличающийся особым гостеприимством и радушием насельников и ангелоподобными песнопениями на службе; ну и конечно, наш Русский Пантелеимонов монастырь, запомнившийся строгим уставом, большими масштабами всех строений и огромной территорией. Особая тема – это святые мощи, хранящиеся на Афоне, их за многие века накопилось очень много. Достаточно назвать имена всех апостолов, но и этого будет мало: там мы могли поклониться и мощам святого Иоанна Предтечи, праведной Анны, великомучеников Георгия, Пантелеимона, Артемия, Феодора Стратилата, а также Анастасии, Светланы (Фотинии) Самарянки, Марии Магдалины, святителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоустого, причем у последнего сохранилось нетленным ухо на черепе! И даже приложились к черепу пророка Исайи в сербском монастыре Хиландаре! Одной из главных святынь Афона является пояс Богородицы, хранящийся в Ватопеде. Выполнен этот пояс руками Самой Божией Матери из верблюжей кожи. Периодически благоухая, этот пояс издавал приятный запах и во время нашего посещения святой обители, чем подарил нам необычаемую радость. Также особое впечатление оставили хранящиеся в монастыре Святого Павла дары волхвов, которые те принесли родившемуся в вифлеемской пещере Спасителю. Их сохранилось сейчас около тридцати: ладанки, золотые украшения-браслеты и т.п. Вообще, в каждом афонском монастыре ощущаешь себя просто как бы окунувшимся в этот неисчерпаемый поток благодати, который исходит как от множества мощей святых, так и и от еще живых людей – уподобившихся святым благодатных монахов этих обителей. С такими мыслями и впечатлениями мы покидали Святой Афон в июле прошлого года, когда под крики чаек садились на уплывающий в сторону «мира» корабль, провожая глазами постепенно уходящие от нашего взора монастыри и желая всем сердцем непременно еще хоть раз в жизни вернуться в этот святой уголок Земли. Прощай, Афон! Студент 5 курса Семинарии См.также:
Место, где небо встречается с землей [Статья]
[18 мая 2012 г.]
Светлая Седмица на Святой горе [Статья]
[26 апреля 2012 г.]
Встреча с игуменом афонского монастыря Св. Павла архимандритом Парфением [Видеорепортаж]
[01 декабря 2011 г.]
Московские духовные школы посетила группа монахов афонского монастыря Святого Павла во главе с игуменом Парфением (Мурелатосом) [Новость]
[25 ноября 2011 г.]
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем встретился с учащимися Московских духовных школ [Новость]
[19 мая 2009 г.]
В МДА состоялась встреча, посвященная афонскому монашеству [Новость]
[24 марта 2008 г.]
«Россия-Афон: тысяча лет духовного единства» [Новость]
[03 октября 2006 г.]
|
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|