АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Афонские заметки


13 марта 2012 г.

 Афон – это земной рай и рай на земле. Афон – это преддверие Царства Небесного. Такую характеристику дают Святой Горе, пожалуй, все или почти все паломники, хоть однажды побывавшие там. Такое впечатление вынесли от поездки на Афон и мы с товарищами, побывав там прошлым летом. Действительно, Афонский полуостров и остальной мир можно сравнить между собой, как небо и землю, и это не потому, что в остальном мире нет других благодатных мест и святых обителей, просто Афон представляет собой уникальное и удивительное «сосредоточение благодати» в одном месте, на небольшой территории. Поистине, Святая Гора напоминает небольшое монашеское государство, где нет ничего мирского. Несмотря на то, что современная цивилизация с её шумом пытается проникнуть, конечно, и туда, Афон, тем не менее, остается уникальным островком, где всё подчинено духовной аскетической жизни. То, о чем многие могли читать в патериках и других древних житиях, воображая в уме внешний облик праведников и совершаемые ими чудеса, на Святой Горе можно лицезреть реально и воочию.

Что поражает больше всего сразу по приезде на Афон это, во-первых, осознание того, что ты находишься на полуострове  в 50 километров длиной, который полностью заселен монашествующими из разных стран и народов. Здесь 20 крупных монастырей, около 50 скитов и еще множество отшельнических келий и калив, последними называют кельи с маленькой домовой церквушкой, где отшельник сам совершает ежедневную литургию. Вообще, Святая Гора отличается большим количеством отшельников. Каждый отшельник на Афоне прикреплен к тому или иному монастырю или скиту, куда периодически приходит на соборную молитву: раз в неделю или реже – по праздникам. Есть отшельники, которые постоянно живут в уединении, появляясь в монастыре только на Пасху.

Однажды мы, поднимаясь на вершину Горы (2033 м.), случайно сбились с пути (кстати сказать, это был единственный раз, когда мы потерялись в пустынных афонских горах) и, пойдя по ложной дорожке, набрели к своему изумлению на маленькую пещерную келью отшельника, которая представляла собой хоть и убогое, но такое благодатное по своей простоте жилище, что мы просто не смогли не остановиться и не подивиться её видом. К нашей досаде (и, наверное, к радости хозяина-монаха) мы не застали обитателя этой кельи дома, который, вероятно, отправился за поиском хлеба насущного, благо, что здесь в округе произрастает множество фруктовых деревьев: абрикосовые, сливовые, грушевые и многие другие, которые никогда не дадут умереть с голоду как местным монахам, так и исстрадавшимся от поста, жары и крутых переходов неутомимым русским паломникам из Сергиева Посада, что мы и сами испытали на своем опыте, каждый раз благодаря Бога за посылаемое нам по дороге очередное фруктовое дерево.

Если говорить об афонском монашестве, то нельзя не отметить в первую очередь ту удивительную жизнерадостность, простоту и любовь, которую можно увидеть в глазах каждого афонского инока. Уставы афонских монастырей очень строгие, это выражается и в продолжительных службах: ежедневно совершается утреня (с 3-4 ч. ночи) и литургия общей продолжительностью около 4 часов, в праздники службы достигают 6-7 и даже 10 часов. Выражается это и в строгих постах. Мы, например, находясь на Афоне  в течение двух недель петровского поста и объехав почти все монастыри на полуострове, с трудом отыскивали для себя оливковое масло в монастырских трапезных, особенно в будние дни, не говоря уже о таких лакомствах как рыба и прочее. Правда, сказать, намного чаще нам подавали вино, которое, каждый раз придавало нам новые силы для очередного похода. Так вот, несмотря на всю эту внешнюю строгость и расписанность монастырского устава, которая как кажется, может со временем кого-нибудь привести в уныние и ропот, афонский монах словно дышит всегда тихой духовной радостью и торжеством. Объяснить это можно довольно просто: действительно, на Афон приходят люди, решившиеся полностью посвятить себя молитве, и весь строй монастырской жизни направлен именно на это – на непрестанное молитвословие, прославление Бога. Афонский монах похож на некоего ангела, для которого все земные попечения являются не просто вторичными – их как будто не существует вовсе. Вместе с тем, нужно отметить и еще одну отличительную особенность афонского монашества – это удивительное трудолюбие и неутомимость братии. Святогорские монахи могут сразу после ночной четырехчасовой службы приняться за выполнение самой тяжелой работы на палящем солнце и так каждый день. К слову сказать, многие монастыри Афона не оснащены электропитанием – далее сами можете судить о трудоемкости некоторых послушаний, которые у нас облегчаются машинным трудом. Всем этим хочется сказать, что человек, который приходит на Афон, не желая посвятить себя всецело только одному – молитве, просто физически там не сможет выжить. Вся жизнь монастырей направлена только к этой главной цели – молитве, причем в особенности молитве Иисусовой. Иисусова молитва является главным послушанием каждого монаха, она творится в определенное время в кельях, а также в течение всего дня; словом, святогорцы творят её всегда! Иисусовой молитвой святогорцы дышат, с нею они трудятся, ею они живут!

Также хочется отметить и то, что общение паломника с афонскими монахами оставляет неизгладимое впечатление на сердце каждого: их миролюбие, духовное радушие, простота и любовь, которыми те буквально светятся, заставляет уже без слов и тебя задуматься: а как надо жить, чтобы тоже стать таким? И почему я так не живу, почему я не иду постоянно к этому Источнику всякой радости, света и чистоты? Зачем я порой размениваю это богатство на тленные и ложные блага?.. с такими мыслями мы покидали каждый очередной монастырь, встречавшийся на нашем пути, и шли дальше. Действительно, святость местных насельников как будто излучает и вокруг себя некую благодать, заставляя останавливаться прохожих паломников и, вообще, словно преображая и саму природу вокруг себя.

Несмотря на многочисленность и некую внешнюю похожесть некоторых монастырей и скитов Афона, каждый из них обладает особой привлекательностью и своей запоминающейся атмосферой. Особенно отпечатлеваются в памяти такие обители как Ватопед, напоминающий чем-то большой монашеский город и этим несколько похожий на нашу Лавру; Иверон, где храниться чудотворная Иверская икона Богородицы; Симонопетра, поражающий своим сладкозвучным хором; Великая Лавра святого Афанасия, древнейший общежительный монастырь Афона, основанный в 10 веке; а также Румынский Предтеченский скит, отличающийся особым гостеприимством и радушием насельников и ангелоподобными песнопениями на службе; ну и конечно, наш Русский Пантелеимонов монастырь, запомнившийся строгим уставом, большими масштабами всех строений и огромной территорией.

Особая тема – это святые мощи, хранящиеся на Афоне, их за многие века накопилось очень много. Достаточно назвать имена всех апостолов, но и этого будет мало: там мы могли поклониться и мощам святого Иоанна Предтечи, праведной Анны, великомучеников Георгия, Пантелеимона, Артемия, Феодора Стратилата, а также Анастасии, Светланы (Фотинии) Самарянки, Марии Магдалины, святителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоустого, причем у последнего сохранилось нетленным ухо на черепе! И даже приложились к черепу пророка Исайи в сербском монастыре Хиландаре!

Одной из главных святынь Афона является пояс Богородицы, хранящийся в Ватопеде. Выполнен этот пояс руками Самой Божией Матери из верблюжей кожи. Периодически благоухая, этот пояс издавал приятный запах и во время нашего посещения святой обители, чем подарил нам необычаемую радость. Также особое впечатление оставили хранящиеся в монастыре Святого Павла дары волхвов, которые те принесли родившемуся в вифлеемской пещере Спасителю. Их сохранилось сейчас около тридцати: ладанки, золотые украшения-браслеты и т.п.

Вообще, в каждом афонском монастыре ощущаешь себя просто как бы окунувшимся в этот неисчерпаемый поток благодати, который исходит как от множества мощей святых, так и и от еще живых людей – уподобившихся святым благодатных монахов этих обителей.

 С такими мыслями и впечатлениями мы покидали Святой Афон в июле прошлого года, когда под крики чаек садились на уплывающий в сторону «мира» корабль, провожая глазами постепенно уходящие от нашего взора монастыри и желая всем сердцем непременно еще хоть раз в жизни вернуться в этот святой уголок Земли.

Прощай, Афон!

Студент 5 курса Семинарии

Вершина Святой Горы. Крест воздвигнут по указу царя Николая II в конце XIX столетия (2033 м.)
Вершина Святой Горы. Крест воздвигнут по указу царя Николая II в конце XIX столетия (2033 м.)
Типичный афонский указатель на тропинке
Типичный афонский указатель на тропинке
Монастырь святого Павла, где хранятся дары волхвов
Монастырь святого Павла, где хранятся дары волхвов
У скита св. прав. Анны
У скита св. прав. Анны
Пещерная келья отшельника. Высота - ок.1500 м.
Пещерная келья отшельника. Высота - ок.1500 м.
Афонская костница
Афонская костница
Вид на Святую Гору со стороны Андреевского скита
Вид на Святую Гору со стороны Андреевского скита
Надпись русских паломников начала XX века. Пещера св. Нила Мироточивого
Надпись русских паломников начала XX века. Пещера св. Нила Мироточивого
Монастырь Дионисиат. Основан в XIV веке
Монастырь Дионисиат. Основан в XIV веке
Монастырь Пантократор
Монастырь Пантократор
По дороге к келье старца Паисия Святогорца
По дороге к келье старца Паисия Святогорца
Последний переход или Русский паломник - самый выносливый паломник на свете
Последний переход или Русский паломник - самый выносливый паломник на свете
Прощай, Афон!
Прощай, Афон!
Святой Григорй Палама - великий афонский подвижик, защитивший православное учение о познании Бога и стяжании благодати
Святой Григорй Палама - великий афонский подвижик, защитивший православное учение о познании Бога и стяжании благодати
См.также:
Светлая Седмица на Святой горе [Статья] [26 апреля 2012 г.]
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.