|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Портреты митрополита Платона (Левшина). 1737-1812. К 200-летию его памяти02 декабря 2012 г.
Рассмотрим коллекцию портретов митрополита Московского и Коломенского Платона. «Парадные» портреты составляют самую многочисленную группу и показывают заслуги митрополита Платона перед Церковью и Отечеством. На них святитель изображён, как правило, сидящим в белом клобуке, на груди – ленты и ордена и знаки св. Андрея Первозванного и св. кн. Владимира, крест и панагия. Такой тип получает широкое распространение. Именно «парадный» портрет явился образцом для многочисленных гравюр. Надо сказать немного об ордене для священства св. Андрея Первозванного «За веру и верность». Портреты второго типа, на которых митрополит Платон представлен в богослужебном облачении, как большого формата, так и малого. Особо следует отметить портрет Святителя 1840-х годов, являющийся парным к портрету святителя Филарета (Дроздова), являвшегося его учеником. Обе работы, вероятнее всего, предназначались для митрополичьих покоев Лавры или Духовной Академии. Оба иерарха облачены в мантии с образами преподобных Сергия и Никона на скрижалях, в левой руке держат жезл, а правой благословляют. В фондах Федерального государственного Учреждения Российского государственного исторического архива (ФГУ РГИА) этим летом со 2-17 июля нашла книгу Леонида (Кавелина), архим. «Вифанския келии митрополита Платона и их убранство». М., 1882, 15 с. (Разрешение с 9 апреля 1881 года сообщил А. Л-дъ.). В издании императорского Общества Истории и Древностей Российскихъ при Московском Университете, Москва, в Университетской типографии (М. Каткова), на Страстном бульваре за 1882 год: каталог предметам, принадлежащим преосвященному митрополиту Платону, находящимся в его покоях в Вифанском монастыре в приёмной зале: «Портретъ поясной, масляными красками, Митрополита Платона. Современное произведенiе посредственного живописца. Вокругъ надписи. Въ современной, резной, золоченой рамѢ, подобной предыдущей». Следующий под № 9 (В экспозиции ЦАК). «Гравированный резцом в лист грудной портрет митрополита Платона (грав. Вальперга) в овальном медальоне, окруженном аллегорическими фигурами (которыя грав. Улемон) Под рамкой изображения слева: «Grave Le Portrait (sic) par Valperga a Turin Uhlemann sc.(ulp).», в деревянной золоченой раме с дощечкою, на которой читаем стихи князя А.М. Белосельского. Портрет этот заказан был кн. Белосельским в Турине. Он поднес его Митрополиту.». Далее под № 10. В деревянной золоченой раме гравированный в лист резцом, работы Клаубера, с оригинала писаннаго Гутенбруном (1803), внизу посвящение г. Митлеву. Портрет поколенный. Митрополит изображен сидящим в белом клобуке. В гладкой деревянной золоченой раме. В кабинете - большой портрет (в экспозиции ЦАК) во весь рост сидящаго митрополита, писанный масляными красками, очевидно одним из его иконописцев. Произведение хотя не вполне художественное, но писанное не без таланта и очевидно с натуры. Преосвященный представлен в серой рясе, с светлою оторочкою, в бархатной камилавке и со свесившимися с нея назад белым клобуком; в отдалении стоит группа учеников, на первом плане в турецком костюме воспитанник митрополита Турченок Махмет, в святом крещении Моисей Петрович Платонов. Видно, что все лица портреты. Следующий под № 6. Пятнадцать богословских и философских программ, гравированных на атласе, на диспуты, которые вели ученики Лаврской и Вифанской семинарии, в присутствии Преосвященнаго. Как видим, два из пяти произведений находятся в экспозиции ЦАК и этого очень радует. Портреты митрополита Платона являются неотъемлемой частью временной экспозиции ЦАКа. Они позволяют преподавателям, студентам, гостям Академии и музея переноситься в ту эпоху, в которой жил и творил замечательный деятель Русской Православной Церкви. Каталожное описание портретов. Основная часть собрания портретов имеет, закономерно, московское происхождение. Рассмотрим портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского, с учениками Вифанской семинарии. Начало XIX века. Москва. М.П. Платонов (?). Холст, масло. 205х126 см. Наиболее значительный по размерам и сложный по программе - портрет-картина с изображением митрополита Платона (Левшина). Иерарх представлен в домашней одежде, сидящим за столом, с пером в руке. От сильного порыва ветра у его клобука оторвалась материя. Обернувшись, он увидел слетающего с небес Ангела, протянувшего ему большое горящее сердце с надписью вокруг: “Горе сердца” и книгу с текстом: “С(ы)не ч(е)л(ове)чь! Стража дахъ тя дому Израилеву. Иезик. гл. Г. стих IЗ”. Перед митрополитом на столе книга, раскрытая на словах: “Не Б(о)гу ли повинется д(у)ша моя”, справа изображен хор учеников Вифанской семинарии. Портрет написан в традициях религиозной живописи XVIII в. и являет попытку облечь тонкие духовные понятия в зримые телесные образы. По-видимому, именно этот портрет описывает Д.А. Ровинский [1]. Портрет находился в покоях митрополита в Вифании, автор - Моисей Петрович Платонов, воспитанник иерарха, кстати, изобразивший себя справа с цветком в руке, среди учеников. Очевидно, произведение это - похвала “просвещенному” митрополиту от его “питомцев”. (Фото 1) Второй портрет парный митрополита Платона создан позднее, во второй четверти XIX в., одновременно с аналогичным портретом святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского (1821- 1867). Митрополит Платон был наставником и покровителем святителя Филарета во время его обучения и педагогической деятельности в Троицкой семинарии. Такие репрезентативные официальные портреты иерархов, восходящие к традициям иконописного изображения, были наиболее распространены. Возможно, заказ двух портретов в годы служения св. Филарета был определён их предназначением для Митрополичьев покоев Троице-Сергиевой лавры или для залов Московской Духовной Академии. Портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского. Конец XVIII - Начало XIX века. Гравёр С.Ф. Иванов. Офорт, резец, пунктир. 19.7 х 12.5; 20х12.7 см., ЦАК МДА. Гр. 83. Реставрация А.Г. Морозовой 1999 г. (ЦМиАР). Аналогичный – Гравюра.Портрет Платон (Левшин), митр. Поучительные слова и другие сочинения от Московской Академии выпечатанныя. 20.4 х 12.7 см., На титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА/ Московской / Православной Духовной / Академии // Инв. № чернилами-4631»; в овале – по периметру - «*БИБЛИОТЕКА МОСКОВСКОЙ /ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ*» по центру- «№4631». (Фото 3). На раме овала надпись: «Платонъ Архиепископъ Московскiй… родился 1737. Года… iюня 29 дня». На постаменте эпиграмма: «Любовь потщилась симъ изобразить Платона,/ Любителя наук, отечества, Закона.». Под изображением справа подпись: «Вырезал С. Iванов». Иерарх изображен в архиерейском богослужебном облачении (на саккосе – образ Спасителя сидящего на престоле), с панагией (в виде молящегося монаха перед Голгофой. Аналогичный подлинник панагии в музее СПИХМЗ) и крестом, в руке – жезл с сулком и ниспадающими кистями. Верхняя часть жезла в виде двух изогнутых навстречу друг другу змей, а также "яблоко" украшены драгоценными камнями. Высокая митра на голове. Этот эстамп одно из ранних гравированных изображений митрополита Платона, в бытность его архиепископом Московским. Коцовки, заставки различного рисунка. Инициалы. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. Л. Вольперга и Хр. Фр. Тр. Улеманн. Портрет Митрополита Московского и священно-архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Платона Левшина. Между 1787 и 1791 гг. Бумага, резец. Вторая половина XVIII века. Оттиск 1870 года. Петербург – Москва- Турин. Гравёр Ухлеман (UHLEMANN). Издано на средства князя Белосельского в мастерской Вальперса в Турине. Вероятно, лист является оттиском из числа сделанных в 1870 г. в ограниченном количестве с доски, находившейся в коллекции князей Белосельских – Белозерских. По указанию Д.А.Ровинского: «Аллегорические фигуры скопированы с портрета Королевы Елизаветы, работы Бернигерота, а этим последним заимствованы с гравюры Эдилинка (портрет Бертена). В Вифании в гостиной Платона, есть экземпляр этого портрета, с стихами Белосельского». Литература: 1. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1888.Т.3. СПб. 1795. № 2. 2. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999, с.118. (Фото 4, 5) По заказу князя Белосельского-Белозерского гравировался и портрет патриарха Филарета Романова, выполненный Иоганном Готлибом Зейфертом (1761—1824), который в 1780-х годах работал в Дрездене. Включен в эту серию исторических портретов и прижизненный портрет митрополита Платона, решенный как портрет-аллегория, в котором медальон с изображением окружен аллегорическими фигурами. Он выполнен, вероятно, двумя мастерами — туринским и гравером Л. Вальпергом и дрезденским гравером Ф. Улеманом, обычно создававшим аллегории. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. Гр. 610. ЦАК МДА. Размер: 18.0 х 13.5; 28.0 х 23.0 см., Мастер неизвестен. Вероятно, выполнен не позднее первой трети XIX в. Аналогичный - Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. В книге - Б-10/П 37-198460, Начертание жития Московского митрополита Платона: в 2 ч. / И. С. Ч. 1, 1831.- VII, 115, III с. Москва. Первой трети XIX в., Картон, фольга, бумага, резец, тиснение. Следующий портрет в медальоне с подписью митрополита Платона создан позднее, заключен в багетную рамочку, с двойным обрамленнием золоченой фольгой и кожей с рисунком в виде витиеватого цветочного орнамента и рыбками. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо и облачен в черную рясу с наперсным четырёхконечным крестом с Воскресшим Спасителем и звездой Св. Андрея Первозванногона груди и белым клобуком с четырёхконечным крестом на голове. Внизу fac-simile с подписи митрополита Платона. Сохранность хорошая. Надрывы, разводы от воды, мушиные засиды, внизу разрыв по центру и у левого глаза, потёртости. (Фото 6) Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. Александр Эрнестович Мюнстер — русский художник - литограф (1824—1908). Родился в Санкт-Петербурге в 1824 г. В 1839 г. поступил в учение к известному тогда в Санкт-Петербурге литографу Гиллису, в то же время посещая и классы Академии художеств. Затем Мюнстер поступил в известное художественное заведение Поля Пти и Гойе де Фонтена, а в 1846 Мюнстер отправился в Париж для усовершенствования по части литографского дела, которым занялся в Санкт-Петербурге с 1850 г. Одним из первых изданий, литографированных в его мастерской, был «Художественный Листок» В. Ф. Тимма. Сам Мюнстер издал «Портретную галерею русских деятелей», в которую вошло 200 превосходных портретов, с биографическими очерками (два тома, in-folio, СПб., 1865 и 1869). Исполнил множество таблиц по различным прикладным знаниям, много отдельных рисунков известных русских художников — Зичи, Микешина и пр. Ему принадлежит также книга: «Пятидесятилетний юбилей академика Н. И. Кокшарова. 6 июня 1887 г.», с краткой биографией юбиляра (СПб., 1887). На титульном листе- штамп - печати: 1. в прямоугольнике фиолетовым- библиотека / московской / православной духовной / академии / инв. №"; в овале - по периметру - "московская / епархиальная / библиотека". Литература: Мюнстер Александр Эрнестович //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Портрет изображен на фронтисписе. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо и облачен в черную рясу с панагией изображения Господа Вседержителя, орден на ленте и звезду Св. Андрея Первозванного и орден на ленте и звезду Св. Владимира II степени инаперсным четырёхконечным крестом с цепочкойна груди. Белым клобуком с четырёхконечным алмазным крестом на голове. Руки опущены вниз. Внизу fac-simile с подписи митрополита Платона в одну строку. Сохранность хорошая. Залом верхнего правого уголка. Литография обрезана по правому боковому краю. Затёртость корешка, отход обложки от блока, распадение книги на отдельные тетради, надрывы по краям обложки, разводы от воды. (Фото 7) Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. В книге - Б-10/П 37-015581, Начертание жизни и деяний Московского митрополита Платона: с прил. некоторых его писем и речей: в 2 ч. / Ч. 1кн. 1-2 / сост. И. М. Снегирев. - М. : [б. и.], 1818. - 61, 58 с. - Б. ц. - VII, 115, III с. /. Снегирев Иван Михайлович (1793-1868), проф. Моск. ун-та \ сост.\ . Размер изображения: 10.5 х 8.6 см., Размер с фоном: 20.2 х 11.7 см. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. В книге - Б-10/П 37-198460, Начертание жития Московского митрополита Платона: в 2 ч. / И. С. Ч. 1, 1831.- VII, 115, III с. Москва. Размер изображения: 10.5 х 8.6 см., Размер с фоном: 19.5 х 12.0 см. * Ческий Иван Васильевич (1777, (по другим сведениям 1782) — 17 июня (29 июня) 1848, Петербург) — русский художник- гравер. Академик Петербургской академии художеств (1807). Мастер резцовой гравюры на меди. По происхождению — крепостной крестьянин. Брат К. В. Ческого. * Эстеррейх Ермолай Иванович (1790 – после 1834) – живописец, акварелист, миниатюрист, рисовальщик, литограф. Сын скульптора И.Г. Эстеррейха. Учился в ИАХ по классу скульптуры (1801 – 1811); окончил со званием классного художника. Выполнял рисунки и литографии для изданий типографии И.П. Глазунова. В 1820 – начале 1830-х гг. литографировал портреты представителей русской культуры. Следующий портрет в овальном медальоне заключен с одинарным обрамленнием периметральной рамочкой. Вероятно, лист является оттиском, выполненным с гравюры в первой трети XIX в., не позднее 1831 г. Мастер неизвестен. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо, облаченным в черную рясу с наперсным четырёхконечным крестом с изображением Господа Вседержителя и звездой Св. Андрея Первозванногона груди и белым клобуком с четырёхконечным крестом на голове. Внизу fac-simile с подписи митрополита Платона в две строки. См. Аналогичный – Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. Без фотоснимка. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. В книге - Б-10/П 37- 198460, Начертание жития Московского митрополита Платона: в 2 ч. / И. С. Ч. 1, 1831.- VII, 115, III с. Москва. Размер изображения: 10.5 х 8.6 см., Размер с фоном: 19.5 х 12.0 см., Портрет святителя митрополита Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского. В вертикальном прямоугольнике книги Портрет в цвете. Б-10/П 37-856031, Снегирев И.М., проф. Моск. ун-та. Жизнь Московского митрополита Платона (Левшина): в 2 ч. Ч. 1. / И. М. Снегирев, проф. Моск. ун-та, М.,1890, 136, 265 с. с. типо- литография и. Ефимова. Большая Якиманка, дом Смирновой. 4-е издание Спасо-Вифанскогомонастыря. Принадлежала – А. Николаеву (подпись чернильная черного цвета). Портрет после предисловия. Литография И.И. Пашкова в Москве. Надпись: «I. И. Пашкова въ МосквѢ.». Справа по середине подпись художника: «Sprewitz 1860 (год)». 1860 год. Москва. Н.Д. Шпревич. Картон, гуашь, акварель. Размер изображения: 14.9 х 11.7 см., Размер с фоном: 22.8 х 15.6 см. (овал). Цветной портрет в медальоне, выполненным не позднее второй половины XVIII- первой трети XIX века. 1860 год. В целом коллекция ЦАК МДА ещё включает один подписной и два предположительных произведения кисти Шпревича митр. Свт. Филарета (Дроздова). Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. В книге - А-9/П 37-576830, Платон (Левшин), митр. Московский. Полное собрание сочинений [Текст] / Т. 1, Б. г. - 976 с. (Введено оглавление). (С портретом Платона). Полное собрание сочинений / Платон (Левшин), митр. Московский. Кн. 1: Поучительные слова. Христианское богословие: катихизис. - СПб.: Сойкин, 1913. - 876 с. - Б. ц. Вступ. ст.: "Платон Левшин, митр. Московский, и его сочинения". Бумага, картон, иск. кожа; печать, тиснение, фототипия. Размер изображения: 14.0 х 10.2 см., Размер с фоном: 21.8 х 14.8 см. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. В книге – Б-10. П 37. Платон, митрополит Московский и Спасо-Вифанский монастырь / сост. Д. С. Дмитриев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : [б. и.], 1900. - 67 с. - Б. ц. Описания святых икон. Путешествия по святым местам. Описания храмов, монастырей - Путешествия по святым местам. Описание храмов, монастырей (геогр. указ.) -- А-Я -- С ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Спасо-Вифанский монастырь.
Список приложенных файлов:
Надежда Махонина, научный сотрудник ЦАКа МДА Статья находиться в процессе доработки, если какие-либо будут предложения, - пишите на адрес: nadezhda.makhonina@mail.ru, вносите коррективы. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|