АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Обзор событий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви

11 октября 2011 г.

Обзор за 3-11 октября 2011 года подготовлен по материалам официальных сайтов учебных заведений Русской Православной Церкви.

Состоялось заседание ученного совета КДА

3 октября 2011 года, под председательством ректора КДА архиепископа Бориспольского Антония состоялось заседание Ученого Совета КДА.

Ученный Совет рассмотрел и внес поправки в проект «Положение о бакалаврских работах». Также на заседании заслушан отчет проректоров по учебной и научно-богословской работе о процессе реформирования кафедральной структуры, и состоявшихся выборах глав кафедр.

В ходе заседания участники слушали информацию ученного секретаря протоиерея Владимира Коцабы о состоянии подготовки к научной конференции, которая будет проходить 17-18 октября 2011 в стенах КДАиС

Завершился Ученный Совет рассмотрением тем кандидатских диссертаций, дипломных и бакалаврских работ.

КДА

Аккредитована Смоленская духовная семинария

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ № 2000 от 21 сентября 2011 года принято решение о государственной аккредитации Смоленской Православной Духовной Семинарии по направлению «Теология».

Получение государственной аккредитации семинарией представляется сегодня актуальным для духовного образования в России. Исторические реалии XX века вынесли за рамки образовательной системы богословское образование в нашей стране, что не позволяло ему долгие годы в полной мере развиваться в соответствии с требованиями общества. Аккредитованные духовные семинарии и академии могут подняться на иную качественную ступень своего развития, интегрируя традиционный опыт богословского образования с достижениями современной науки. Это в целом сформирует новую модель выпускника духовных школ, будущего священнослужителя, способного проповедовать о Евангельских истинах и свидетельствовать о присутствии Православной веры в мире, благодаря своей разносторонней образованности обращаться к современному человеку на понятном, доступном ему языке.

В практическом плане получение выпускниками Смоленской Православной Духовной Семинарии дипломов государственного образца открывает перед ними самые широкие перспективы применения полученных знаний и опыта. Прежде всего, это касается пастырской деятельности: священник, имея диплом государственного образца, сможет осуществлять свою деятельность не только в рамках прихода, но и в различных образовательных и социальных учреждениях. До настоящего момента выпускники семинарии, имеющие желание заниматься преподавательской деятельностью, были вынуждены получать дополнительное высшее образование.

Также открываются новые возможности и для научного возрастания. Лучшие выпускники семинарий традиционно продолжают обучения в стенах Духовных Академий, защищая магистерские и кандидатские диссертации по богословию. Имея диплом семинарии государственного образца, выпускники (священники) смогут получать научную специализацию по истории, философии, психологии, педагогике и другим направлениям, что представляется важным и для пастырского служения, и для духовного просвещения людей.

Смоленская духовная семинария

Стартовал ІХ международный фестиваль православного кино «Покров»

В Киеве по благословению Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всей  Украины прошла торжественная церемония открытия международного кинофестиваля «Покров». На церемонии присутствовал ректор КДАиС архиепископ Бориспольский Антоний.

Приветственное слово от Предстоятеля организаторам и всем участникам прочитал архиепископ Переяслав-Хмельницкий Александр. Также прозвучали приветсвия от Президента и Премьер-министра Украины.

В этом году зрителям будут представлены более пятидесяти кинолент, которые раскрывают разнообразную православную тематику. В фильмах задействованы известные русские и зарубежные актеры и режиссеры. Начался фестиваль с показа киноленты «Пеликан», а завершится эксклюзивным показом новых серий к известному сериалу «Достоевский» 9 октября.

КДА

Представитель Общецерковной аспирантуры принял участие во Всероссийской конференции, посвященной тюремному служению

6-7 Октября 2011 года докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Олег Скоморох принял участие во Всероссийской конференции «Социальная реабилитация заключенных в понимании гражданского общества и Русской Православной Церкви - духовно-нравственные аспекты и инструменты ресоциализации».

Конференция проходила в Московской Духовной Академии, а также в Общественной Палате Российской Федерации и ее главной задачей являлось рассмотрение различных программам ресоциализации, для создания сети православных реабилитационных центров в первую очередь на базе имеющихся исправительных и воспитательных колоний, а в дальнейшем – организации альтернативных учреждений различных форм в перспективе деятельности государственной службы пробации.

Протоиерей Олег Скоморох выступил с докладом на тему: «Практика пастырской и духовно-просветительской деятельности православных священников и мирян в пенитенциарных учреждениях».

Общецерковная аспирантура и докторантура

На Фестивале СМИ состоялась презентация журнала «Академический Летописец»

В последний день работы Фестиваля студент ІІІ курса КДА Олег Надь презентовал присутствующим студенческий журнал Киевских духовных школ «Академический Летописец».

Четвёртый день работы форума начался с мастер-класса «Написать новость так, чтобы все ее прочитали: в поисках сочетание журналистской сенсационности и церковного консерватизма». Ведущей мастер-класса выступила - выпускающий редактор портала «Православие в Украине» и организатор фестиваля СМИ Юлия Коминко, которая акцентировала внимание участников фестиваля на профессионализме материала, который подаётся как новость или статья.

Далее выступил диакон Николай Лысенко, который презентовал медиа-проект Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ - передачу «Православие в Украине», которая отныне каждую пятницу выходит на украинском радио.

Также медиа-проект презентовали представители Сарненской епархии, после чего состоялся круглый стол «Коммуникации Церкви в кризисных ситуациях. Что говорить и что делать, когда у нас проблемы?», который возглавил специальный корреспондент газет «Коммерсант» и «Зеркало недели» Олег Гавриш.

По окончании дискуссии состоялся ещё один мастер-класс, ведущим которого выступил диакон Дмитрий Николаев, сотрудник Синодального отдела УПЦ по работе с молодёжью. Его мастер-класс был посвящён современным технологиям продвижения и оптимизации интернет-сайтов.

После мастер-класса продолжились презентации участников Фестиваля. В частности, студент ІІІ курса КДА Надь Олег выступил с презентацией журнала «Академический Летописец». В ходе мультимедийной презентации, представитель Киевских духовных школ рассказал присутствующим об истории создания журнала, темах предыдущих номеров, а также о перспективах и планах на будущее.

Вечером, участники форума поделились своими впечатлениями, остановившись на преимуществах и недостатках IV ФестЗМИ, и получили на память памятные подарки.

КДА

В СПбПДА открылась вторая сессия III Международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы богословских исследований»

5 октября 2011 г. в актовом зале СПбПДА открылась вторая сессия III Международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы богословских исследований», посвященной 65-летию возрождения Ленинградских – Санкт-Петербургских духовных школ (видео).

В начале конференции к собравшимся обратился ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий. В своем приветственном слове он отметил исключительную важность события возрождения Ленинградских духовных школ в 1946 г. Нынешняя конференция – знаменательное событие для развития отечественной научной и богословской мысли, построенное на возможности взаимного диалога и обогащения.

В конференции принял участие архиепископ Тульчинский и Брацлавский Иоанафан.

Участники и гости конференции заслушали три пленарных доклада:

  • кандидата богословия, профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова - «Практика трех чиноприемов инославных: историческая ретроспектива и сегодняшняя ситуация»;
  • доктора философских наук, проректора по научной работе и заведующего кафедрой философии РХГА, профессора СПбПДА Д.В. Шмонина - «Богословие в образовании: пример схоластики»;
  • кандидата богословия, ректора Смоленской духовной семинарии протоиерея Георгия Урбановича «Толкование Откр 2:13 в свете археологических исследований Пергама».

В своем выступлении профессор протоиерей Максим Козлов обратился к вопросу отношения к инославию, который на данный момент рассматривается на уровне Межсоборного присутствия. Это связано с возрастающим процессом глобализации, возможностью больших взаимных пересечений. Вопрос чиноприемов актуален по той причине, что современные, в частности, протестантские, христианские деноминации сильно изменились в своих дисциплинарных традициях.

Вопрос приема отделившихся сообществ возникал, по сути, с самого начала бытия Церкви. Римская Церковь придерживалась практики единственности Крещения, кем бы оно ни было совершено, если совершено правильно. Эта практика позже распространилась практически повсеместно. I Вселенский Собор прояснил, как должны приниматься кафары (новициане). VI Вселенский Собор окончательно определил принципы принятия иноверных, которые актуальны и поныне. Крещеных неверно принимали через Крещение. Крещеных в инославии принимали через миропомазание, миропомазанных – через покаяние. На Руси применялись все три способа, согласующихся с древней практикой. В период Смуты был закреплен обычай перекрещивания как католиков, так и лютеран. Позже, на Соборе 1666-1667 гг., эта практика была упразднена.

Через миропомазание принимались представительницы лютеранства из числа императорских домов, которые вступали в брак с нашими наследниками и представителями знати. Современное состояние протестантских деноминаций заставляет нас пересматривать принципы чиноприемов, так как изменились принципы христианской этики, появились женские ординации, есть тенденции к либеральному отношению к вероучению и т.п.

Современные религиозные деноминации могут быть классифицированы по заблуждениям триадологии, христологии, онтологии, экклезиологии и сакраментологии.

 В своем выступлении профессор Д.В. Шмонин поставил вопрос о том, следует ли искать рациональных знаний о мире для обретения вечности. Образование из процесса формирования «образа» человека стало системой технологий, компетенций, методов. Это некое непрерывное повышение квалификации, не обращающее внимание на личность человека. Прагматизм вытесняет фундаментальность образования. Схоластика является хорошим примером для размышления над этой проблемой. Схоластики теперь не существует в ее прежней форме. Однако это тысячелетний опыт построения целостного мировоззрения. Образование – то, что гарантирует сохранение интеллектуальной и духовной культуры. Проблема сейчас в отсутствии междисциплинарного подхода. Схоластика пыталась именно целостно, в универсальном порядке познать мир. Это была, по сути, практическая философия. Она играла роль просвещения, гуманитарного образования. Схоластика смогла переосмыслить античный опыт и дать его современникам. При Карле Великом приоритет образования дал множество научных учреждений и традиций (Алкуин, Раббан Мавр). Петр Димиани говорит, что наука не должна мыслить себя абсолютным инструментом познания всех вещей, в том числе Божественных. Философия – квинтэссенция знаний, подводящая к богословию. Схоластика вбирает в себя естественную теологию, которая увенчивает ее содержательный компонент. Делается акцент на обращение к первоисточникам, авторитетным и священным текстам. Состязательность – одна из образовательных форм схоластики. Такой прием актуален и по сей день. Схоластика давала возможность гибкого отношения комментатора к авторитетным текстам. Собственные логические выводы стали ценностью. Истолкование текстов становится более содержательным в процессе развития схоластики.

В университетской среде с возвращением Аристотеля схоластика снова актуализируется. Это комплекс школьных наук (тривиум и квадривиум). XII век приносит замечательные учебники (например, «Сентенции» Петра Ломбардского), XIII век известен Фомой Аквинатом и его полемикой с аверроистами. В XVI веке происходит новый подъем, связанный с реформой, вызванной доминиканцами и иезуитами (Ф. де Витторе заменил Петра Ломбардского на Фому Аквинского в курсах теологии). Здесь очевидна настоящая модернизация. Иезуитская модель пережила и протестантские модели, оказалась наиболее стойкой и эффективной. Иезуиты создали конкурентоспособную форму получения образования, делая упор на философию. Эта система распространяется в Европе, имеет огромную популярность.

В 1599 г. создается «Ratio Studiorum» – регламент, которым пользуются иезуиты и по сей день. Ими реализуются и воспитательные, и образовательные задачи. Высшая задача – теология, а пропедевтика к ней – схоластическая философия. Аристотель считался наиболее авторитетным мыслителем, остальные философы – его комментаторы. О Фоме Аквинском необходимо говорить с почетом и идти за ним.

Схоластическое знание обладает серьезным и обширным опытом, к которому необходимо прислушаться и сейчас, тем более русский опыт использования такой системы в прошлом имелся.

Доклад протоиерея Георгия Урбановича был построен на анализе фрагмента строки Откр. 2:13 «…ты живешь там, где престол сатаны». Пергам в конце I века был столицей Ассийского региона, а также языческим культовым центром. Престол сатаны – это, быть может, храм Асклепия, или алтарь Зевса, храм Сераписа и Изиды – имеются разные версии. Но теперь все гипотезы поставлены под сомнение из-за раскопок XX века. Этот вопрос более сложен, чем просто ссылка на различные культы. Скорее всего, такая ситуация связана с имперским культом, имевшим начало в Пергаме.

В городе находился Некрополь. Хранительница города – Афина, ей был посвящен храм. В городе был театр и библиотека. В IV веке там построено святилище Асклепия. Есть подробное описание этого храма, оставленное Галеном. Пергам первый город-неохорос (хранитель храма). Именно здесь была высокая концентрация антихристианских сил.

Раскопки на этом объекте начались в XIX веке. Там работало несколько экспедиций, которые работают до сих пор. Культ Асклепия являлся тем, что смущало христиан (Христос – Спаситель, Исцелитель, а Асклепий был богом врачебного дела). Асклепион был, по сути, санаторием, впоследствии медицинской академией. Поныне сохранились фундаменты зданий, расположенных в Асклепионе. Священный источник – центральное лечебное место. В нем применялось лечение снами, которые потом толковались. Археологически подтверждены реальные случаи исцелений. Этот санаторий существовал и в христианские времена. Причем не было каких-то противостояний. Асклепион – не престол сатаны. От этой идеи отказались.

Храм Сераписа и Изиды – еще одна гипотеза. Считалось, что это христианская базилика IV века. Но раскопки показали, что это храм I-II веков, посвященный египетским богам Серапису и Изиде. Восточная часть храма – темная, на возвышении. Западная – светлая, там стояли статуи богов. Изваяние главных богов сохранилось почти полностью. Эта статуя полая – там есть помещение для человека. Все части храма соединены подземными ходами. В источниках нет данных о противлении этому культу со стороны христиан. При Феодосии все статуи вынесли, храм перестроили. Комплекс имел внутренний двор, имел бассейны, окружен стеной. Здесь можно сказать уверенно, что это не престол сатаны. Община была закрытой, не зафиксировано крупных противостояний.

Гипотеза по храмам Акрополя. На высоте был храм Траяна. При раскопках найдены статуи Траяна и Адриана. Ниже располагался храм Афины. Там была установлена статуя Октавиана – отсюда распространялся культ императора. Рядом был и престо Зевса. Ныне разрушен.

Согласно материалам раскопок можно сказать, что престол сатаны подходит под описание жертвенника Зевсу, который входил в комплекс Пергамского Акрополя. Однако Плиний Младший писал о кризисе язычества в то время. Он вряд ли мог претендовать на престол сатаны. Скорее это есть указание на новый страшный вызов – культ императора, который широко распространялся в начале I века. Пример – гонения Домициана. В Пергаме так были расположены культовые места, что почитая Афину, почитали одновременно и императора. Храмы императоров и являются престолами сатаны, так как там зафиксированы происходившие столкновения с христианами. Таким образом, книга Откровения, предчувствуя это противостояние, назвала Пергам престолом сатаны.

В завершение пленарного заседания проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич выступил с презентацией трех новых выпусков журнала «Христианское чтение».

СПбДА

Состоялось заседание библейской секции в СПбДА

6 октября 2011 г. в рамках второй сессии III Международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы богословских исследований», посвященной 65-летию возрождения Ленинградских – Санкт-Петербургских духовных школ, состоялось заседание библейской секции.

На заседании секции была прочитана лекция-доклад одного из ведущих израильских археологов, сотрудника Израильского департамента (министерства) древностей Яны Чехановец на тему: «Археология библейского Иерусалима: старые споры и новые перспективы».

Лекция была посвящена археологии «Города Давида» (Я. Чехановец является соруководителем раскопок данного археологического объекта) периода железа II и затрагивала вопросы археологии другого, недавно раскопанного объекта – Хирбет Кайафы. В первой части сообщения докладчица обратила особое внимание на актуальность исследования города Давида данного археологического объекта, поскольку от правильной интерпретации как его сооружений, так и датировки найденных на его территории артефактов, во многом зависит ответ на вопрос об историчности существования царя Давида и его царства. В связи с этим Я. Чехановец указала на целый ряд трудностей, связанных с ответом на данный вопрос:

·        Излишняя вольность реконструкции фортификационных сооружений (в частности реконструкция т. н. «дворца царя Давида» Эйлат Мазар).

·        «Нестерильность территории» объекта из-за отсутствия пола сооружений, что привело в свою очередь к перемешиванию различных культурных слоев (с VII в. до Р. Х. –  I в. по Р. Х.).

·        Отсутствие слоя Железа IIА на вершине теля, датирующегося периодом правления царя Давида, из-за частого «срезания» верхнего слоя как породы (верха скалы), так и культурных слоев в ходе частого перестраивания Иерусалима на протяжении десятка столетий.

В связи с этим докладчица обратила внимание на другой археологический объект – тель Хорват-Хирбет Кайафа (Khirbet Qeiyafa), расположенный в 12-ти километрах от некогда филистимского города Гефа, т. е. на границе библейских Палестины и Филистеи. Принципиально то, что данный тель является однослойным (Железо IIА, т. е. времени правления царя Давида).

При раскопках было найдено двое четырехкамерных ворот – показатель монархического строительства, а также казематные стены, являющиеся, в свою очередь, задней стеной пристроенных к ней домов, что свидетельствует в пользу единовременной планировки города. При этом интересно, что упоминание города с двойными воротами, или «Шаарима», встречается в 1 Цар 17:52 (бегство филистимлян после победы Давида над Голиафом).

Самый важный, принципиальный пункт – в каждом из домов был найден исключительно иудейский поднос (поддон) для выпечки хлеба. Также было обнаружено большое количество практически полностью сохранившейся посуды – свидетельство в пользу быстрого разрушения города, причем на ручке каждого сосуда сохранился знак-клеймо в виде оттиска большого пальца – свидетельство импорта товаров.

Радиоуглеродный анализ шести различных найденных на его территории органических предметов, проведенный в шести ведущих различных лабораториях мира, дал на удивление одинаковую датировку 1050-971 гг. до Р. Х. – т. е. начало царства Давида.

Докладчица сделала предположение, что если такой мощный укрепленный город периода начало царства Давида существовал на самой границе с Филистией (а, возможно, и не один такой город) с налаженным импортно-экспортным товарным оборотом (возможно, со столичным городом), то его наличие может являться доказательством в пользу существования единого могущественного царства Давида.

Далее прозвучали доклады д.и.н., проф. Смоленского государственного университета и Смоленской духовной семинарии М.М. Казакова на тему «Раннехристианский Родос», к.б., доцента Минской академии В.В. Акимова на тему «Дреевнегипетское «Пророчество Нефертити» и библейская книга Экклезиаста».

В унисон докладу Яны Чехановец вниманию слушателей были предложены доклады заведующего кафедрой библеистики Тобольской духовной семинарии иеромонаха  Варлаама (Горохова) на тему «Проблема формирования политического института монархии в древнем Израиле (по данным современной зарубежной историографии)» и заведующего кафедрой библеистики СПбПДА, протоиерея Димитрия Юревича: «Археология Вифании заиорданской и ее значение для экзегезы Евангелия от Иоанна».

Доклады сопровождались наглядными презентациями и оживленными дискуссиями.

В конце лекции Яна Чехановец преподнесла в дар библейскому кабинету небольшую коллекцию артефактов VII в. до Р. Х. – I в. по Р. Х.

СПбДА

Митрополит Волгоградский и Камышенский Герман передал в дар СПбПДА ценную рукопись

Рукопись кандидатской диссертации Владимира Сергеевича Веревкина, будущего исповедника игумена Варсонофия, является важным документом.

Диссертация свидетельствует о том, что Петроградская духовная академия после ее закрытия в 1918 году продолжала жить и плодоносить. Так было, по крайней мере, до арестов в июне 1922 года митрополита Вениамина и отцов Александро-Невского братства Иннокентия, Гурия и Льва.

Тайно обучаться в Духовной академии на дому у профессоров Владимир Сергеевич начал в 1920 году и сразу же приступил к написанию кандидатской диссертации.

Закончена была работа в марте 1921 года, причем 80% ее выполнено за последние три с половиной месяца. Писать приходилось сокровенно, поэтому в рукописи не сказано, что это диссертация и кто ее автор. Более того, в ней только римскими цифрами, внутри сплошным образом идущего текста, осуществлено разбитие диссертации на 16 глав. Названия же им не даны.

Знаменитый профессор Петроградской духовной академии Александр Александрович Бронзов в отзыве на эту рукопись 5 июля 1921 года написал: «Как кандидатская диссертация сочинение господина Веревкина не только вполне удовлетворительно, но и заслуживает особого внимания Совета академии».

В 2002 году, по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, эта диссертация тиражом 5000 экземпляров была опубликована в Рыбинске, а в 2011 году была переиздана тем же тиражом.

СПбДА

В ПСТГУ завершила свою работу международная конференция «Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский: задачи христианства и христианство как задача»

3 октября состоялись первые модули международной конференции «Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский: задачи христианства и христианство как задача». В первой половине дня были прочитаны четыре доклада, два из которых раскрывали проблему Образа Христа в творчестве Ф.М.Достоевского, а два других анализировали различные аспекты религиозной философии Л.Н.Толстого.

В докладах постоянно звучало сравнение двух великих писателей в вопросе отношения к Христу, христианскому богословию и современной им церкви. Первый доклад, представленный директором Института итальянской культуры в Москве проф. Адриано дель Аста, был посвящен образу Христа в главе «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского. Разговор о понимании писателем сущности Христа и способах преображения человека получил развитие в докладе Т.А.Касаткиной «Христология Ф.М.Достоевского», где исследователь настаивал на адекватности понятия «богословие Достоевского».

После краткого перерыва участники конференции обратились ко взглядам Л.Н.Толстого. Анализу мировоззрения писателя был посвящен доклад с. н. с. ИМЛИ А.В.Гулина «Духовно-нравственный идеал Л.Н.Толстого в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». На религиозные взгляды Л.Н.Толстого было обращено внимание и профессора Бернского университета Мартина Георге. В докладе «Церковь без церквей? Отрицание Л.Толстым всех институализированных церквей и его представление об альтернативном религиозном сообществе» проф. М. Георге говорил о том, что критика церкви в творчестве писателя обращена на все институализированные религиозные собрания, а не только на Русскую Православную Церковь.

Доклады второй половины дня были посвящены анализу исторического контекста эпохи, в которой жили два писателя. Доклад доцента ПСТГУ Ю.В.Зудова «Идейный контекст эпохи: немецкое либеральное богословие в 19 веке» вызвал острую дискуссию о современном состоянии церкви, культуры и молодежи в мире.

Завершением модуля стало выступление преподавателя ПСТГУ, кандидата философских наук, К.И.Уколова, посвященное творчеству Ф.М.Достоевского как источнику ранней диалектической теологии.

После трех модулей прошел круглый стол, на котором были вновь подняты вопросы, не получившие разрешения из-за нехватки времени. Вела круглый стол профессор ИМЛИ А.Г.Гачева.

Неожиданным подарком для участников конференции стал концерт, организованный музеем "Ясная Поляна". Но это мероприятие не стало завершением дня, т.к. вечером после ужина доцент Богословского факультета Бернского университета Христиан Мюнх рассказал о распространенных в науке ложных взглядах на философию Л.Н.Толстого.

Второй день работы конференции открыла доктор церковной истории Н. Ю. Сухова докладом «Творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого в работах представителей русских духовных академий». Докладчиком была проделана огромная работа по сбору данных о кандидатских сочинениях выпускников духовных академий, посвященных творчеству двух писателей.

Вторым стал доклад Т. А. Касаткиной «Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский: богословие на языке современности», в связи с которым возник разговор о принципах современного учительства.

Священник Георгий Ореханов выступил с докладом «Отлучение Л. Н. Толстого в контексте проблемы церковного обновления», в котором была предпринята попытка связать синодальный акт 20-22 февраля 1901 г. с вопросом о церковных реформах. В этом же модуле сотрудник музея-усадьбы «Ясная Поляна» Г.В. Алексеева предложила сообщение «Восприятие религиозной доктрины Л. Н. Толстого в США и Британии».

В последнем модуле конференции были представлены доклад профессора ИМЛИ А. Г. Гачевой «Эсхатологическая концепция Ф. М. Достоевского в контексте русской религиозно-философской мысли конца ХIХ – первой трети ХХ в.» и доклад кандидата философских наук, доцента Н. А. Вагановой «Апокалиптика и теургия в русской религиозно-философской мысли накануне 1917 года».

Завершением трех модулей стал круглый стол, на котором участники смогли обсудить вопросы, выходившие за рамки предложенных тем.

После ужина, по уже сложившейся традиции, кандидатом исторических наук Ф. А. Гайдой была прочитана лекция «У истоков Достоевского: вера и служение в представлении русской интеллигенции середины 19 века». В центре обсуждения оказалось понятие интеллигенции.

ПСТГУ

Новости за:
07.2024
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.