АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Игумен Адриан представил книгу «Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита "Путеводитель"»

06 октября 2018 г.

5 октября 2018 г. в Малом актовом зале МДА состоялась презентация книги доцента кафедры богословия игумена Адриана (Пашина) «Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита "Путеводитель"».

Игумен Адриан кратко рассказал о преп. Анастасии Синаите и его трудах. О жизни преп. Анастасия известно очень мало. Большую путаницу в проблему составления достоверного жизнеописания и правильной идентификации трудов святого отца внес патриарх Константинопольский (1350-1353, 1355-1364) Никифор Каллист Ксанфопул.



Родился преп. Анастасий Синаит в начале VII в. По происхождению он был, предположительно, киприотом, родом из Амафунта. Вероятно на Кипре же он и начал иноческий путь. Преподобный отец получил достаточно основательное школьно-богословское образование, как он сам свидетельствует в «Путеводителе»: «Мы же, при содействии Христовом, с младых лет воспринимали по частям из Отеческого Предания наставление в определениях».

Затем, как повествуют источники, преп. Анастасий был насельником монастыря вмч. Екатерины на Синае, где одно время находился под духовным руководством преп. Иоанна Лествичника, бывшего в то время настоятелем этой обители. Свт. Димитрий Ростовский говорит, что «после святаго Иоанна Лествичника и брата его Георгия святый Анастасий был игуменом Синайской горы».



Все источники о жизни преп. Анастасия согласно говорят, что бурные события VII в. – нашествия персов и арабов, а также горячие догматические споры, – заставили его покинуть монастырь. Для участия в диспутах с монофизитами и монофелитами Синаит выезжал в соседние с Синайским полуостровом Египет, Палестину и Аравию, а также, возможно, и в Сирию. Сам Синаит в X главе «Путеводителя» свидетельствует о четырех таких диспутах, бывших в Александрии. Из «Душеполезных повествований» преподобного отца также можно почерпнуть ряд автобиографических подробностей: в частности он описывает пленение в 649–650 гг. «сарацинами» многих тысяч своих земляков-киприотов, которым преп. Анастасий оказывал посильную помощь.



Дата кончины преподобного указывается в разных источниках различная. Современные исследования его трудов говорят о том, что он умер не ранее 701 г. Память святого ныне празднуется Русской Церковью 20 апреля, Греческими Церквами – 21 апреля.

Преподобный Анастасий Синаит оставил достаточно обширное наследие. Самым объемным творением, сохранившимся под именем преп. Анастасия Синаита, является труд «Вопросы и ответы на разные темы». Жанр святоотеческой литературы, известный как «вопросо-ответы», получил широкое распространение в Византии и странах христианского Востока. Для ответов на догматические, экзегетические и нравственные вопросы приводятся обычно цитаты из Священного Писания и Святых Отцов. 



Недавно вышло в свет критическое издание «Вопросов и ответов». А.И. Сидоров опубликовал перевод этого труда на русский язык отдельным изданием. Это сочинение преподобного, пройдя весьма сложную эволюцию в рукописной традиции, было переведено на славянский язык, видимо, в Болгарии при царе Симеоне в начале X в. и составило сердцевину выдающегося памятника древнерусской книжности – «Изборника Святослава 1073 г.». «Вопросы и ответы» охватывают широкий спектр проблем: догматических, экзегетических, аскетических, эсхатологических и пр., ставя, однако, наиболее сильные акценты на проблемах нравственного богословия (грех и покаяние, возможность спасения для благочестивых иудеев или неверующих, милосердие и т.п.).

Экзегетико-догматическим творением преп. Анастасия являются «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию». В этом произведении святой отец ярко и четко излагает свои антропологические воззрения, неразрывно связанные с христологией и сотериологией. «Слова» посвящены полемике против последней христологической ереси – монофелитства.К «Трем словам об устроении человека по образу и по подобию Божию» по смыслу примыкают еще два антимонофелитских догматических сочинения преп. Анастасия: «Флорилегий против монофелитов» и «Главы против монофелитов».



К аскетическим творениям преп. Анастасия Синаита принадлежат «Душеполезные повествования», которое сохранилось в трех рукописных сборниках. Опубликованными являются лишь небольшие отрывки. Используемая преп. Анастасием форма «монашеских историй» легко доступна для любого читателя, подобно и таким лучшим образцам этого вида монашеской письменности, как «Лавсаик», «Луг духовный» Иоанна Мосха и др.

Под именем «Анастасиана» условно объединяют ряд приписываемых преп. Анастасию Синаиту творений, либо ему не принадлежащих, либо чья атрибуция не выяснена. Важнейшим из «Анастасианы» является «Учение отцов о Воплощении Слова» (Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi). Это важнейший сборник диофизитских и дифелитских цитат Святых Отцов, прежде всего Каппадокийцев и свт. Кирилла Александрийского, в котором содержится систематическое изложение триадологии и христологии. Сборник составлен в кон. VII – нач. VIII в.

Главным догматическим произведением преп. Анастасия Синаита является «Путеводитель». В «Путеводителе» представлены различные литературные жанры: духовно-нравственные основы для занятия богословием, правила ведения богословских диспутов, сборники библейских и отеческих цитат и основные принципы их герменевтики, вопросо-ответы, апории, диалоги (иногда вымышленные или составленные из цитат), этимология богословско-философских понятий, конспективное изложение Соборов и историй ересей и даже сатирический «набросок трагедии» против теопасхизма монофизитской секты дамианитов.

«Путеводитель» является одной из первых попыток полного систематического описания святоотеческой христологии, предшественником «Источника знания» преподобного Иоанна Дамаскина. Игумен Адриан ответил собравшимся на ряд вопросов об аскетических трудах преп. Анастасия, о рукописной традиции «Путеводителя», о подготовке монографии к печати, о планах на новые публикации переводов преп. Анастасия. В конце презентации игумен Адриан подарил присутствующим экземпляры книги со своим автографом.


Пресс-служба МДА

Новости за:
05.2024
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.