|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
В СПбДА проходит методический семинар на тему «Разработка программ двух циклов для духовных учебных заведений на основе компетентностного подхода».14 декабря 2010 г. 13 декабря в Санкт-Петербургской православной духовной академии прошел первый день работы методического семинара на тему «Разработка программ двух циклов для духовных учебных заведений на основе компетентностного подхода». Перед началом семинара его участников приветствовал ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, который затем передал слово председателю Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректору Московских духовных школ архиепископу Верейскому Евгению. В своем выступлении владыка Евгений отметил, что подобный семинар уже был проведен в Киевской духовной академии, а в ближайшее время планируется проведение таких мероприятий в провинциальных духовных семинариях. По словам Его Высокопреосвященства, в настоящее время Русская Церковь переходит из стадии ознакомления в более глубокое погружение в саму Болонскую систему. После принятия Святейшим Патриархом окончательного решения о присоединении к Болонскому процессу вопрос стоит уже не о возможности перехода на новую систему образования, а о том, как он должен осуществляться. Далее с докладом на тему «Проблемы применения Болонских норм в православном богословском образовании» выступил заместитель председателя Учебного комитета архимандрит Кирилл (Говорун). Отец Кирилл отметил, что поводом для проведения нынешнего семинара стала поездка представителей духовных школ Русской Православной Церкви в крупнейшие православные учебные заведения Европы. Главным выводом из этой поездки стала констатация того факта, что все эти учебные заведения на сегодняшний день уже вошли в Болонский процесс; Русская Церковь вступает в него последней из всех Поместных Церквей Европы. Что касается других Поместных Православных Церквей, то также с запозданием в Болонский процесс вступает Грузинская Православная Церковь, в то время как другие Поместные Церкви, как например, Антиохийская, уже интегрировали в него свои системы богословского образования. Докладчик особо подчеркнул, что Болонский процесс является именно процессом, а не системой, поскольку он лишь задает рамки движения, а каждая Церковь создает свою модель его имплементации. При этом архимандрит Кирилл выделил ряд факторов, влияющих, способствующих формированию специфики каждой модели. К ним относятся:
При этом в разных странах сохраняются общие принципы образовательной системы, однако при этом существуют и отличия. Так, например, в Румынской Православной Церкви имеет место тенденция к унификации богословского образования, в то время как в Греции можно отметить стремление к сохранению различий между разными высшими богословскими учебными заведениями. Также отец Кирилл сделал акцент на том, что в настоящее время благодаря Болонскому процессу впервые в истории формируется единая система православного образования, что открывает широкие возможности для сотрудничества между богословскими вузами разных стран. При этом в Европе духовные школы Русской Православной Церкви рассматриваются как потенциальные лидеры в образовательном процессе. В рамках сотрудничества между православными высшими учебными заведениями станет возможным более эффективный обмен студентами, который должен осуществляться на уровне магистратуры, а не бакалавриата. Архимандрит Кирилл рассказал о существующей в странах Европейского Союза программе «Эразмус», обеспечивающей мобильность студентов: учащиеся могут осуществлять образовательные программы в разных университетах. Что касается России, то на нее распространяется другая программа – «Эразмус Мундус», которая позволит отправлять наших студентов в европейские высшие учебные заведения. Вместе с тем в некоторых Православных Церквях можно наблюдать и определенное сопротивление Болонскому процессу (как правило, в старых учебных заведениях), связанные с устойчивостью традиций богословских учебных заведениий, внедривших современные методики обучения еще до его начала. Взаимоотношения богословских факультетов Европы с государством также складываются различно. Так, в связи с особенностями греческого законодательства Церковь не имеет никакого влияния на образовательный процесс факультетов, состав профессорско-преподавательской корпорации и т.п. Противоположная ситуация наблюдается в Румынской Православной Церкви, оказывающей абсолютное влияние на богословское образование. После выступления отца Кирилла состоялось обсуждения доклада. Были подняты такие важные вопросы, как сохранение Церковью собственных критериев отбора абитуриентов и прием в духовные школы Русской Церкви студентов из стран, где семинарское образование является средним, а не базовым высшим. *** После перерыва, в рамках второго заседания семинара с докладами выступили помощник проректора Московской духовной академии по научной работе иеродиакон Родион (Ларионов) и секретарь Ученого совета МДА, главный редактор портала «Богослов.Ру» протоиерей Павел Великанов. Выступая с докладом на тему «Применение функционального анализа для формирования учебных планов в рамках Болонской методологии», иеродиакон Родион (Ларионов) попытался ответить на вопрос, зачем духовному образованию Болонский процесс. Отвечая на этот вопрос, докладчик назвал Болонский процесс «единым языком и правилами для сравнения различных образовательных систем», в отсутствии которых невозможно осуществить взаимное признание. Кроме того, отец Родион в качестве преимущества вступления в единую систему православного богословского образования, функционирующую на болонских принципах, привел такой аргумент: «В Болонском процессе активно действует и развивается система контроля качества образования». В следующем докладе «Опыт МПДА при разработке программ двух циклов для духовных учебных заведений на основе компетентностного подхода» протоиерей Павел Великанов обозначил основные проблемы действующего учебного плана учреждений духовного образования:
Рассуждая о реформах системы духовного образования в России, отец Павел высказал пожелания, которые, по его мнению, необходимо учесть при составлении нового образовательного стандарта духовных учебных заведений: обучение студентов навыкам написания научных сочинений, работе с информацией, публичным выступлениям перед церковной и светской аудиториями, социального служения. Кроме того, по убеждению докладчика, необходимо ввести целый ряд дисциплин, в частности, агиологию и пастырскую эстетику. Отец Павел подчеркнул, что особое внимание в образовательном процессе должно быть уделено объяснению содержания богослужебных текстов и песнопений, изложению основ духовной жизни и пастырского душепопечения, анализу современной духовной литературы. По утверждению протоиерея Павла Великанова, содержание реформ системы духовного образования будет напрямую зависеть от того, как мы сформулируем цель пастырского служения. Отец Павел поделился своим пониманием этой цели: «соработничество Христу в деле спасения человека». Аудитория проявила живое участие в обсуждении докладов, заслушанных в ходе второго заседания семинара, выступления вызвали интересную дискуссию. После обеда заседание продолжилось. Был заслушан доклад секретаря Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии доцента протоиерея Кирилла Копейкина «О Болонской системе». В своем сообщении протоиерей Кирилл Копейкин подчеркнул, что по своей суть Болонский процесс носит формальный характер, имея своей целью установление соответствия между вузами. Именно для этого в рамках этого процесса введена система особых зачетных единиц, или кредитов, определенное количество которых учащемуся необходимо получить для завершения того или иного образовательного курса, и модулей, включающих в себя по пять зачетных единиц. Предложив примерный перевод аудиторных часов в болонские кредиты, отец Кирилл отметил, что такого рода расчеты должны стать первым шагом в процессе перехода Русской Церкви на новую систему образования. В ходе оживленного обсуждения доклада было в очередной раз подчеркнуто, что зачетные единицы Болонской системы включают в себя не только аудиторные часы, но и часы самостоятельных занятий, написание письменных работ, практические занятия, семинары, сдачу зачетов и экзаменов и т.п. Кроме того, архимандрит Кирилл (Говорун) указал на наличие различных методик подсчета кредитов, а также предложил создать группу из представителей разных духовных учебных заведений для подготовки дискуссионной площадки на сайте «Богослов.Ру» для обсуждения вопросов, связанных с процессом перехода на новую систему образования. Группа должна будет определить методику подсчета кредитов и пересчитать программы духовных школ в зачетных единицах. Далее выступил руководитель проекта Единой Автоматизированной Информационной Системы Учебного комитета Русской Православной Церкви А.Б. Глозман с докладом «О внедрении ЕАИС». Докладчик в общих чертах рассказал о том, что представляет собой данная система. Ее разработка началась в 2008 году и в настоящее время фактически готова к внедрению. ЕАИС создана как инструмент автоматизации процессов духовных школ Русской Церкви и должна предоставлять Учебному комитету информацию о православных высших учебных заведениях, а духовным школам – сведения друг о друге. Завтра состоится презентацияя ЕАИС. В завершение первого дня работы семинара проректор СПбПДА по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич сделал сообщение на тему «Об использовании информационных стандартов при взаимодействии семинарий». В своем докладе отец Димитрий сделал акцент на преимуществах использования свободного програмного обеспечения для решения проблемы информационной стандартизации в духовных школах и затронул вопрос о синхронизации электронных каталогов библиотек богословских вузов. Работа семинара продолжится завтра и будет посвящена внедрению Единой Автоматизированной Информационной Системы в духовных учебных заведениях Русской Церкви. Сайт СПбДА/Пресс-служба МДА |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|