АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в престольный праздник Покровского храма Московских духовных школ

15 октября 2010 г.

14 октября 2010 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Покровском академическом. По окончании Литургии обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокопреосвященный владыка ректор! Дорогие отцы, братья и сестры, все учащие и учащиеся, гости юбилейного торжества!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, за добрые слова, которые напомнили нам о замечательном стечении исторических обстоятельств, связанных с сегодняшним днем. Я хотел бы также поблагодарить Вас за дар, который Вы мне преподнесли.

День Покрова Пресвятой Богородицы занимает очень важное место в моей жизни, потому что в канун праздника скончался мой отец — я хорошо помню этот день. А на второй день после Покрова родился владыка митрополит Никодим, который стал для меня духовным отцом.

Память о событии, бывшем 1100 лет назад в Константинополе, заставляет нас подумать о том, что такое Покров Пресвятой Богородицы. Видел святой Андрей видение — простертый над молящимися людьми омофор; в честь этого видения и последующего освобождения Константинополя и был установлен на Руси этот праздник. Но что означает Покров Пресвятой Богородицы? Простирается ли он над нами всегда и при любых обстоятельствах? Защищает ли он нас от всяких бед и зол? А как же тогда революция, гражданская война, закрытие храмов, низвержение крестов, национальное богоотступничество? А как же, в нынешние времена, господство греха в общественной сфере, которое так очевидно проявляется через средства массовой информации? Как уживаются с заступничеством Божией Матери все кошмары человеческой истории?

Совершенно ясно, что Божия Матерь не покрывает постоянно Своим Покровом всех и вся. Если б было так, то нарушалась бы Божественная справедливость и дар Божественного покровительства через Пресвятую Деву получали бы те, кто этот дар отвергает, кто борется с самой возможностью для людей верить в этот дар. Говоря на эту тему — тему безбожия, мы обычно вспоминаем атеистические времена. Да, действительно, мы прожили трудную историю, когда атеизм был государственной политикой. Атеистическая идеология стала основой политики — и внешней, и внутренней; и потому богоотступничество, надругательство над святыней стали частью того, что совершала власть и к чему она принуждала народ.

Эти тяжкие времена прошли. Но можно ли сказать, что в ту пору Покров Пресвятой Богородицы не покрывал тех, кто верил в Ее силу, кто обращал к Ней свою молитву, кто во имя веры в Ее Сына восходил на Голгофу, проходил через все мучения, лишался жизни? Конечно, этот Покров оставался. Он не простирался над всеми, защищая всю страну и всю народ, но он простирался над теми, кто в самых тяжких обстоятельствах призывал имя Пречистой Царицы Небесной.

Сегодня времена изменились. Мы наслаждаемся религиозной свободой, многие из тех, кто стоит во главе страны, являются православными людьми. Поддержка духовного возрождения народа становится сегодня как в России, так и во многих других странах, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, важной частью усилий государственной власти. Но разве можем мы сказать, что все пространство, которое мы называем своей канонической территорией, становится пространством Святой Руси? На этом пространстве идет невидимая духовная брань, потому что никогда диавол не смирится с тем, чтобы слово Божие усваивалось людьми и воплощалось в жизнь. Поэтому и Церковь наша земная именуется Церковью воинствующей — потому что участвует в этой брани между добром и злом, между правдой и ложью.

Иногда, встречаясь с архиереями, с духовенством, я слышу такие жалобы: «Почему же, владыка, так плохо говорят о Церкви? Ведь мы не делаем ничего плохого». Я обычно отвечаю так: «Если о Церкви перестанут говорить плохо те, чья деятельность и мировосприятие не соответствуют религиозным убеждениям, значит, Церковь ведет себя неправильно; значит, ошибаются архиереи, недостойно ведут себя священники. Но если мы идем узким путем, ведущим в Царствие Небесное, то всегда найдутся люди, которым это будет не нравится». А сегодня любые утверждения — правильные и ложные, важные для человека и совершенно безразличные, проверенные и просто слухи — становятся достоянием гласности через современные средства массовой информации. Раньше бабушки на скамеечках сплетничали, а теперь сплетничают в Интернете. Непроверенные слухи, страхи, глупости — все точно то же, что и раньше, — присутствуют теперь в так называемых социальных сетях. Но если раньше люди занятые мимо бабушек, сидящих на скамеечке, проходили с вежливой улыбкой, то теперь часами сидят, читая то, что бездумно может написать каждый.

Говоря обо всем этом, я не призываю людей отказываться от работы в Интернете. Но я призываю всех вас иметь остроту духовного зрения, не верить словам, которые выплескиваются в общественное пространство без всяких доказательств, когда поливаются грязью люди, особенно известные. Все те, кто хоть что-то делает сегодня для страны, непременно будут облиты грязью. Достаточно почитать то, что пишут о государственных деятелях, о вождях, о правительстве, о Патриархе, об архиереях, чтобы быть свидетелем этой брани. Но есть очень важное отличие всех тех, кто прямо или косвенно служит диаволу, от тех, кто служит Богу. Если мы служим Богу, то мы находимся с Ним в прямых отношениях, мы обращаемся к Нему с молитвой, мы обращаемся к Нему с верой и надеждой. Тогда Господь приклоняет к нам Свою милость, тогда над нами простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, и все эти человеческие страхи и интриги отходят в сторону, потому что нет ничего сильнее, чем Покров Божией Матери и благословение Божие над человеческой жизнью.

Вот почему Церковь молится о властях и воинстве, вот почему Церковь молится о Патриархе и иерархах. Вот почему Церковь вспоминает в молитвах страждущих, гонимых, всех тех, кто переживает тяжкие обстоятельства жизни, — потому что мы верим, что в ответ на эту молитву совершается то, что мы не видим своими очами, но что видел святой Андрей, взирая на небо в самый страшный, быть может, момент истории Константинополя. Он видел, как в ответ на молитву людей, собравшихся во Влахернском храме, Пречистая Царица Небесная простерла над ними Свой Покров.

А как еще можно объяснить эту 325-летнюю историю Московской духовной академии, которая начиналась во славе, в силе — в центре Москвы, под покровительством царей, с привлечением выдающихся ученых, которая была главным учебным заведением страны, а затем прошла тернистым путем исповедничества и даже была закрыта? Кто-то, наверное, очень надеялся, что никогда более в Троице-Сергиевой лавре не вспыхнет этот огонь богословского ведения. Но покров Пречистой Царицы Небесной в ответ на кровь мучеников, на молитву исповедников, на труды наших иерархов, богословов, клириков и верующего народа был простерт и над этой духовной школой, и сегодня мы в радости празднуем ее 325-летие.

Из прошлого нужно делать уроки. Про того, кто не делает уроков из прошлого, мы говорим, что это человек немудрый, не умеющий учиться на опыте других. Церковь обладает великой мудростью, потому что она сохраняет историческую память. И памятуя о том, что случилось с нами, в том числе с Московской духовной академией, вспоминая ее крестный исторический путь, будем помнить о том, что Покров Пречистой Царицы Небесной как великая защита и мощная крепость простирается над каждым, кто с глубокой верой и с надеждой обращает к Ней свое сердце.

Вот почему мое слово в этом храме в ответ на ваши приветствия я хотел бы закончить сегодня простым призывом — к профессорам, к преподавателям, к учащим, к учащимся, к тем, кто, постоянно посещает этот храм. Пусть в центре вашей жизни будет молитва, ясное сознание того, что силой молитвы приклоняется милость Божия и силой молитвы над каждым в отдельности и над всеми нами простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. А наша общая задача заключается в том, что, несмотря на грехи, заблуждения, падения наших современников, мы как Церковь должны непрестанно молиться, чтобы Покров Пречистой Царицы Небесной пребывал над всей исторической Русью, над страной нашей Российской, над всеми, кто сознательно или, может быть, еще недостаточно сознательно готов принять Божие заступление и Покров Пречистой Царицы Небесной над собой. Верю, что Господь и Матерь Божия услышат наши молитвы.

В память о сегодняшнем торжестве я хотел бы преподнести вам, владыка, для академического храма это драгоценное Евангелие, украшенное Богородичными цветами, с тем, чтобы в праздничные дни, особенно посвященные памяти Царицы Небесной, всегда именно это Евангелие было на престоле и чтобы из него читались Божественные, вечные, спасительные словеса.

С праздником, дорогие мои!

Патриархия.ru/Пресс-служба МДА

См.также:
Под знаком 325-летия академии [Статья] [03 августа 2011 г.]
Традициям верны [Издание] [06 декабря 2010 г.]
Новости за:
11.2024
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.