|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Успение Пресвятой Богородицы28 августа 2006 г.
Сегодня Московская духовная академия молитвенно празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Накануне в Покровском храме ректором архиепископом Верейским Евгением в сослужении преподавателей и студентов в священном сане было совершено торжественное Всенощное бдение, по академической традиции соединённое с чином Погребения Божией Матери.
В самый день праздника студенты молились и пели в разных храмах Троице-Сергиевой Лавры за Божественной Литургией. За богослужением в Успенском соборе Московского Кремля, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, пел Объединённый хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных академии и семинарии под управлением заслуженного профессора МДА архимандрита Матфея (Мормыля). Фото: Пётр Королёв, журнал "Встреча" * * * Телесными страстьми многими оскверних тело же и слово и душу, како Твою, Чистая, добродетелей воспою красоту? Недоумею и устрашаюся; но Сама мне буди Твоими молитвами помощь. (Октоих, глас1, в понедельник на повечерии, песня 7,3). Торжество и радость наполняют тексты церковных песнопений. Казалось бы, что ум человеческий должен, встречая смерть кого-то из наших близких или знакомых, сжиматься от страшной тяжести бренности бытия, от невыразимых мучений духа, постоянно ищущего смысла жизни, но разбивающегося об ужасную логику смерти. Но именно сегодняшний праздник, как никакой другой, свидетельствует и уверяет нас в истинности, в непревзойденной, превосходящую смерть, красоте жизни каждого из нас. Существование Бога и наша собственная причастность Ему, достижимость для нас жизни в Боге, в божественной жизни обуславливают смысл всех наших действий и поступков. Вся наша деятельность выстраивается при признании Божественного бытия в стройную и гармоническую последовательность, во всем находящую пользу и добро для приобретения единого на потребу – Царствия Божия, райской обоженой блаженной жизни. Природа человеческая облеклась в бессмертие после Воскресения Христова. Пришествие в мир Бога, снисходительное Его воплощение и смирение, спасительная страсть и животворящая смерть Его ради нас, но и превыше нас, открыли дорогу к победе над смертью. «Обожествился я, человек, — пишет св. И. Дамаскин, — и тленный обессмертился... снял с себя тление и оделся в нетление одеждою Божества». По причине исправления человеческой природы Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, смерть больше не властвует над богозданными и богоподобными сосудами человеческого естества. Явственно благоухающий цвет нетления ощущается в святых, а особенно, в Пречистой Деве. Кончина святого человека уже не подпадает под категорию смерти, а определяется как переселение или вселение к Господу, как Божественное преставление. Но если это дается всем богоносным служителям Божиим, то как не дастся еще больше Матери Божией? И действительно, смерть Матери Господа настолько превосходит понятие смерти, что больше и не называется смертью, но Успением. Церковь устами святых своих говорит: «разве может быть подвластна смерти Та, Которая источила всем истинную жизнь? Матерь Ипостасной Жизни, исполненная энергией Духа... и родившая Отчее Благоволение — Ипостась Бога Слова, Которым все наполняется, как же Она может быть поглощенной смертью? Как Ее может принять ад? Как дерзнет нетление приблизиться к живоприемному Ее телу? Все это чуждо богоносной душе и телу Ее. Смерть убоялась даже и смотреть на Нее, ибо от своего нападения на Сына Ее смерть опытом научилась и от этого опыта стала мудрее» (св. И. Дамаскин). Но тот же святой автор в одном из церковных песнопений на настоящий праздник говорит, что Пресвятая Дева действительно умерла: «Аще и непостижный Сея Плод, имже небеса быша, погребение прият волею, яко мертв, како погребения отвержется неискусомужно Рождшая?». Имея высочайшую святость и личную безгрешность по благодати, но не по природе, Богоматерь не была изъята из общего удела всех людей - смерти, как следствия первородного греха, присутствующего в самой природе человека, смерти, ставшей как бы законом природы человека. Только Богочеловек Христос, безгрешный по природе и непричастный первородному греху, не был причастен смерти по телу. И смерть принял Он добровольно за нас, для нашего спасения. Богоматерь же подчиняется законам природы и, умирая, восстает для вечной жизни с Сыном. « От мертвых чресл произведшися, естеством подобна, Чистая, исхождение разреши, рождши же сущую Жизнь, к Жизни преставися Божественной и Ипостасней. (Произойдя из омертвевших чресл, Чистая, Ты получила кончину сообразно природе, но, родивши действительную Жизнь, Ты преставилась к Жизни Божественной и Ипостасной) ( Успение, утреня, 2-й канон. Песнь 3,1). Церковь молитвенно переживает тайну смерти Пречистой Богородицы: «О, дивное чудо! Во гробе полагается Та, Которая дала Источнику жизни Христу Свою плоть». Пренепорочная Дева не могла избежать смерти. Таков закон Божий и такова правда! Она, чистая и нескверная Голубица, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим, давшая миру Христа, не избежала общечеловеческой участи. Взаимоисключения, наблюдаемые нами в живоносной смерти Богоматери, соединяющей подчинение закону естества и вышеприродное, сверхъестественное, таинственное, благодатное преодоление границ тварного и тленного естества, побуждают, как это бывает свойственно, стоящим у смертного одра, остановить мысленный взор на прожитой жизни и характерные личные качества, отшедшей в мир иной. Пресвятая Дева родилась из благороднейшего и царственнейшего корня Давидова, из корени Иесеева. По молитве и обещанию родители Ее, Иоаким и Анна, получают от Бога Богородицу. Святая Дева еще с детства в трехлетнем возрасте по обету Своих праведных родителей, который стал и Ее обетом, оставляет Свой дом и приводится в храм Божий, посвящая Себя на всегдашнее служение единому Богу. По внутреннему стремлению Своего преданного Богу сердца Она хранила совершенную чистоту и девство. По словам св. Амвросия, «Она была девою не только телом, но и духом Своим. Дева была телом, соблюдши цвет чистоты Своей нетленным; дева была и духом, никогда не помыслив о браке». Святой Иоанн Дамаскин говорит, что Богоотроковица Мария «столько желала и любила девство, что им Она исполнилась всецело, как некоторым чистейшим огнем и стала обиталищем Божественного Огня – Святого Духа». Воля Ее и все силы души и тела Ее были Богу и Владыке посвящены и Она не имела никаких личных грехов. Ее подвиг жизни лучше и чище других, включая в этих других даже и ангелов. Ибо в человеческой плоти Святая Дева явила, через Свое сугубое девство, святость превыше Херувимов и Серафимов, так как и душу девственной сохранила не меньше тела. Не меньше девства Пресвятая Богородица украшается глубочайшим смирением, служением другим, трудом и любовью к Богу. Пищей Ее души была непрестанная молитва и поучение в слове Божием. В преданности Богу и любви к Нему и лежит источник всех Ее добродетелей — Ее совершенства. Но верх блаженства и славы Пресвятой Богородицы в бессеменном зачатии, Божественном вселении и нетленном рождении Второго Лица Святой Троицы, ибо Она была сосудом не энергии Божией, но существенно ипостаси Сына и Бога. Всей Своей жизнью Дева Мария явила нам пример тем, что как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было, Она каждое слово о Христе и каждое слово Христа складывала в Своем сердце, заповедав и нам исполнять все то, что бы ни сказал Христос (Ин.2,5). По преданию сохраненному в Иерусалимской Церкви Богоматерь по воскресении Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь (Деян. 12:1-3); затем переселилась с ап. Иоанном Богословом в Ефес; отсюда Она посетила прав. Лазаря на о. Кипре и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до кончины Своей Она возвратилась на жительство в Иерусалим. Здесь Она часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, гроб Христа, Гефсиманию, Елеон. Там она усердно молилась, причем деревья Елеонской горы одновременно с Ней склоняли верхи свои к земле и выпрямлялись. Здесь иудеи покушались убить Ее, для чего даже поставили стражу у гроба Христова; но она была ослепляема при посещении Богоматерью гроба. Она пребывала в постоянном желании поскорее отойти к Своему Сыну. Во время молитвы Ее на Елеоне за три дня о смерти Ей была возвещена кончина архангелом Гавриилом, который вручил Ей райскую светящуюся ветвь — символ победы над смертью и нетления. Эту ветвь Святая Дева завещала ап. Иоанну нести перед Ее гробом. О дне близкой кончины Ее ап. Иоанн известил ап. Иакова, брата Господня, тогдашнего епископа Иерусалимской Церкви, а последним об этом заблаговременно были оповещены иерусалимские и окрестные христиане. Богородица пересказала собравшимся на Ее погребение слова архангела, показала им райскую ветвь и сделала предсмертные распоряжения. Свое скудное имущество, состоявшее из двух хитонов, она завещала двум бедным вдовам, усердно служившим Ей; похоронить Себя Она завещала в Гефсимании между могилами Своих праведных родителей и обручника. Во время предсмертных распоряжений Святой Девы послышался шум, напоминавший по силе раскаты грома, и в дом ворвался вихрь: это по велению Божию ангелы восхитили и принесли на облаках расшедшихся по концам вселенной апостолов. Сами апостолы, видя друг друга, выражали изумление необычайному собранию. Собраны были не только 12 апостолов, но и 70. Позже других явился ап. Павел. 15 августа Святая Дева возлежала на одре, усыпанном цветами, ожидая пришествия Своего Сына. Вдруг воссиял несказанный свет, помрачивший светильники; кровля горницы открылась и сошел Сам Христос с тьмами ангелов, со святыми праотцами и пророками. Она обратилась к Сыну со словами: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея», «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 56:8) и просила Его благословить чтущих Ее память. Богородица просила также защитить Ее от темной сатанинской силы, т.е. от воздушных мытарств. Затем Богоматерь безболезненно предала душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение, в котором часто повторялись слова благовещенского приветствия: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» (Лк. 1:28). Апостолы провожали очами уносимую Господом душу Богородицы. От благоухающего тела Ее больные получали исцеление. Началось торжественное перенесение тела Ее со свечами и кадилами руками апостолов из Иерусалима в Гефсиманию с пением псалмов и молитв. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл за процессией до самого места погребения, при чем раздавалось немолчное пение ангелов. За процессией, дивясь ей, шли иудеи, не веровавшие во Христа. Узнав об этом, архиереи и книжники пришли в ярость и послали слуг и воинов разогнать процессию, убить учеников Христа и сжечь тело Богоматери. Когда преследователи стали настигать процессию, облачный венец спустился на землю и, как стеною, окружил процессию. Преследователи слышали пение, но ничего не видели за облаком. К тому же парившие ангелы поразили их слепотою: одни разбивали головы о городские стены, другие искали проводников. Встретившийся иудейский священник Афоний, коснувшийся одра, чтобы опрокинуть его, чудесно наказан отсечением рук, которые повисли на одре, но после раскаяния получил исцеление. Получили исцеление и ослепшие после раскаяния. Положив тело Богоматери в гроб, апостолы пробыли при гробе трое суток и воспевали днем и ночью псалмы. И все это время в воздухе слышалось пение небесных сил. Затем для опоздавшего ап. Фомы открыта была гробница: тела Богоматери там не оказалось. Но в этот же день, после вечерней трапезы, апостолы услышали ангельское пение и увидели в воздухе стоящую Богоматерь, сияющую и окруженную ангелами. Они невольно, вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого апостолы опять на облаках возвратились в те места, откуда были взяты. Божия Матерь телесно воскресла силой и действием Христа Бога, Которого Своей верой, чистотой, святостью Она ввела в мир. И это уже начало общего воскресения, это уже воочию виденное нами наше будущее. Смерть Ее не есть нечто бесславное для Нее, ибо через этот путь смерти уже прошел Сын Ее, и как Бог и Спаситель Он разрушил смертию смерть, и предтечей за нас телесно вошел во внутреннеишее за завесу, в Святую Святых превыше небес ( Евр. 6, 19—20). Поэтому Он Сам как Сын Ее и Спаситель приходит в час Успения Матери Своей, и, служа Пресвятой и Божественной Матери, принимает владычными руками святую душу Ее, и так, сопровождаемый всеми Ангелами и всеми Святыми, возносит Ее не просто на небо, но до самого престола Своего, вовнутрь сверхнебесной Святой Святых. При святом же погребении живоначального и богоприемного тела Богоматери Он тоже, как новый Соломон — начальник мира, собирает в церковный собор все небесные чины Ангелов и Святых и Апостолов Нового Своего Завета, со всем святым народом в Иерусалиме, и так пресвятое и богоприемное тело полагается во всеславный и сверхприродный гроб, откуда после трех дней, в нетленности своей, возносится в небесные обители — к Единородному и возлюбленному Сыну Ее и Богу. Праздник Успения Богоматери был установлен с целью прославления Пресвятой Девы Марии и Ее Успения, а так же в обличение еретиков, посягавших на достоинство Богоматери. Этот праздник возвеличивает достоинство и славу Пресвятой Девы, подвигом жизни достигшей величайшей святости и непорочности, послужившей Боговоплощению и нашему спасению. Ввиду органической связи всего мира, то, что произошло с Богоматерью при Успении и по Ее Успении, не могло не отразиться во всех областях мира. В Ней весь мир препобеждает смерть. Мир как бы сделал в этом отношении еще один шаг после того, как он сподобился Воскресения Христова, как бы еще больше приблизился к всеобщему воскресению. Поэтому-то столько неотъемлемой радости несет в себе настоящий праздник и одною только памятью о нем много дает верующим, утверждая нас в вере, укрепляя в наших трудах и заботах. Матерь Божия преставляется ныне к Своему Сыну, чтобы стать для нас постоянной Ходатаицей. Для Нее с Успением открылась возможность мощного ходатайства за мир, а мы получили в Ней залог вечной жизни и обрели в Ней Ходатаицу к Богу. Никто теперь не должен унывать, имея в лице Богоматери постоянную любовь, теплое ходатайство, безмерное милосердие и вечное заступничество. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|