АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Успение Пресвятой Богородицы

28 августа 2006 г.

Сегодня Московская духовная академия молитвенно празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Накануне в Покровском храме ректором архиепископом Верейским Евгением в сослужении преподавателей и студентов в священном сане было совершено торжественное Всенощное бдение, по академической традиции соединённое с чином Погребения Божией Матери. 

     

    

В самый день праздника студенты молились и пели в разных храмах Троице-Сергиевой Лавры за Божественной Литургией. За богослужением в Успенском соборе Московского Кремля, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, пел Объединённый хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных академии и семинарии под управлением заслуженного профессора МДА архимандрита Матфея (Мормыля).

Фото: Пётр Королёв, журнал "Встреча"

*   *   *

Телесными страстьми многими оскверних тело же и слово и душу, како Твою, Чистая, добродетелей воспою красоту? Недоумею и устрашаюся; но Сама мне буди Твоими молитвами помощь. (Октоих, глас1, в понедельник на повечерии, песня 7,3).

Торжество и радость наполняют тексты церковных песнопений. Казалось бы, что ум человеческий должен, встречая смерть кого-то из наших близких или знакомых, сжиматься от страшной тяжести бренности бытия, от невыразимых мучений духа, постоянно ищущего смысла жизни, но разбивающегося об ужасную логику смерти. Но именно сегодняшний праздник, как никакой другой, свидетельствует и уверяет нас в истинности, в непревзойденной, превосходящую смерть, красоте жизни каждого из нас.

Существование Бога и наша собственная причастность Ему, достижимость для нас жизни в Боге, в божественной жизни обуславливают смысл всех наших действий и  поступков. Вся наша деятельность выстраивается при признании Божественного бытия в стройную и гармоническую последовательность, во всем находящую пользу и добро для приобретения единого на потребу – Царствия Божия, райской обоженой блаженной жизни.

Природа человеческая облеклась в бессмертие после Воскресения Христова. Пришествие в мир Бога, снисходительное Его воплощение и смирение, спасительная страсть и животворящая смерть Его ради нас, но и превыше нас, открыли дорогу к победе над смертью.  «Обожествился я, чело­век, — пишет св. И. Дамаскин, — и тленный обессмер­тился... снял с себя тление и оделся в нетление одеждою Божества». По причине исправления человеческой природы Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, смерть больше не властвует над богозданными и богоподобными сосудами человеческого естества. Явственно благоухающий цвет нетления ощущается в святых, а особенно, в Пречистой Деве.  Кончина святого человека уже не подпадает под категорию смерти, а определяется как переселение или вселение к Гос­поду, как Божественное преставление. Но если это дается всем богоносным служителям Божиим, то как не дастся еще больше Матери Божией? И действи­тельно, смерть Матери Господа на­столько превосходит понятие смерти, что больше и не называется смертью, но Успением. Церковь устами святых своих говорит: «разве может быть подвластна смерти Та, Которая источила всем истин­ную жизнь? Матерь Ипостасной Жизни, испол­ненная энергией Духа... и родившая Отчее Благоволе­ние — Ипостась Бога Слова, Которым все наполняется, как же Она может быть поглощенной смертью? Как Ее может принять ад? Как дерзнет нетление приблизиться к живоприемному Ее телу? Все это чуждо богоносной душе и телу Ее. Смерть убоялась даже и смотреть на Нее, ибо от своего нападения на Сына Ее смерть опы­том научилась и от этого опыта стала мудрее» (св. И. Дамаскин).

Но тот же святой автор в одном из церковных песнопений на настоящий праздник говорит, что Пресвятая Дева действительно умерла: «Аще и непо­стижный Сея Плод, имже небеса быша, погребение при­ят волею, яко мертв, како погребения отвержется неискусомужно Рождшая?». Имея высочайшую святость и личную безгрешность по благодати, но не по природе, Богоматерь не была изъята из общего удела всех людей - смерти, как следствия первородного греха, присутствую­щего в самой природе человека, смерти, ставшей как бы законом природы человека. Только Богочеловек Христос, безгрешный по природе и непричастный первородному греху, не был причастен смерти по телу. И смерть принял Он добровольно за нас, для нашего спасения. Богома­терь же подчиняется законам природы и, умирая, восстает для вечной жизни с Сыном. « От мертвых чресл произведшися, естеством подобна, Чистая, исхождение разреши, рождши же сущую Жизнь, к Жизни преставися Божественной и Ипостасней. (Произойдя из омерт­вевших чресл, Чистая, Ты получила кончину сообразно природе, но, родивши действительную Жизнь, Ты пре­ставилась к Жизни Божественной и Ипостасной) ( Успение, утреня, 2-й канон. Песнь 3,1). Церковь молитвенно переживает тайну смерти Пречистой Богородицы: «О, дивное чудо! Во гробе полагается Та, Которая дала Источнику жизни Христу Свою плоть». Пренепорочная Дева не могла избежать смерти. Таков закон Божий и такова правда! Она, чистая и нескверная Голубица, Честней­шая херувим и Славнейшая серафим, давшая миру Христа, не избежала общечеловеческой участи.

  Взаимоисключения, наблюдаемые нами в  живоносной смерти Богоматери, соединяющей подчинение закону естества и вышеприродное, сверхъестественное, таинственное, благодатное преодоление границ тварного и тленного естества, побуждают, как это бывает свойственно, стоящим у смертного одра, остановить мысленный взор на прожитой жизни и характерные личные качества, отшедшей в мир иной.

Пресвятая Дева родилась из благороднейшего и царственнейшего корня Давидова, из корени Иесеева. По молитве и обещанию родители Ее, Иоаким и Анна, получают от Бога Богородицу. Святая Дева еще с детства в трехлетнем возрасте по обету Своих пра­ведных родителей, который стал и Ее обетом, оставляет Свой дом и приводится в храм Божий, посвящая Себя на всегдашнее служение единому Богу. По внутреннему стремлению Своего преданного Богу серд­ца Она хранила совершенную чистоту и девство. По словам св. Амвросия, «Она была девою не только телом, но и духом Своим. Дева была телом, соблюдши цвет чистоты Своей нетленным; дева была и духом, никогда не помыслив о браке». Святой Иоанн Дамаскин говорит, что Богоотроковица Мария «столько желала и любила девство, что им Она исполнилась всецело, как некоторым чистейшим огнем и стала обиталищем Божественного Огня – Святого Духа». Воля Ее и все силы души и тела Ее были Богу и Владыке посвящены и Она не имела никаких личных грехов. Ее подвиг жизни лучше и чище других, включая в этих других даже и ангелов. Ибо в человеческой плоти Святая Дева явила, через Свое сугубое девство, святость превыше Херувимов и Серафимов, так как и душу девственной сохранила не меньше тела. Не меньше девства Пресвятая Богородица украшается глубочайшим смирением, служением другим, трудом и  любовью к Богу.  Пи­щей Ее души была непрестанная молитва и поучение в слове Божием. В преданности Богу и любви к Нему и лежит ис­точник всех Ее добродетелей — Ее совершенства. Но верх блаженства и славы Пресвятой Богородицы в бессеменном зачатии, Божественном вселении и нетленном рождении Второго Лица Святой Троицы, ибо Она была сосудом не энергии Божией, но существенно ипостаси Сына и Бога. Всей Своей жизнью Дева Мария явила нам пример тем, что как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было, Она каждое слово о Христе и каждое слово Христа складывала в Своем сердце, заповедав и нам исполнять все то, что бы ни сказал Христос (Ин.2,5).

По преданию сохраненному в Иерусалимской Церкви Богоматерь по воскресении Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь (Деян. 12:1-3); затем переселилась с ап. Иоан­ном Богословом в Ефес; отсюда Она посетила прав. Лаза­ря на о. Кипре и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до кончины Своей Она возвратилась на жи­тельство в Иерусалим. Здесь Она часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, гроб Христа, Гефсиманию, Елеон. Там она усердно молилась, причем деревья Елеонской горы одновременно с Ней склоняли верхи свои к земле и выпрямлялись. Здесь иудеи покушались убить Ее, для чего даже поставили стражу у гроба Христова; но она была ослепляема при посещении Богоматерью гроба. Она пребывала в постоянном желании поскорее отойти к Своему Сыну. Во время молитвы Ее на Елеоне за три дня о смерти Ей была возвещена кончина архангелом Га­вриилом, который вручил Ей райскую светящуюся ветвь — символ победы над смертью и нетления. Эту ветвь Святая Дева завещала ап. Иоанну нести перед Ее гробом. О дне близкой кончи­ны Ее ап. Иоанн известил ап. Иакова, брата Господня, тогдашнего епископа Иерусалимской Церкви, а послед­ним об этом заблаговременно были оповещены иеруса­лимские и окрестные христиане. Богородица пересказа­ла собравшимся на Ее погребение слова архангела, показала им райскую ветвь и сделала предсмертные рас­поряжения. Свое скудное имущество, состоявшее из двух хитонов, она завещала двум бедным вдовам, усердно слу­жившим Ей; похоронить Себя Она завещала в Гефсимании между могилами Своих праведных родителей и обручника. Во время предсмертных распоряжений Свя­той Девы послышался шум, напоминавший по силе рас­каты грома, и в дом ворвался вихрь: это по велению Божию ангелы восхитили и принесли на облаках расшедшихся по концам вселенной апостолов. Сами апо­столы, видя друг друга, выражали изумление необычай­ному собранию. Собраны были не только 12 апостолов, но и 70. Позже других явился ап. Павел. 15 августа Святая Дева возлежала на одре, усыпанном цветами, ожидая пришествия Своего Сына. Вдруг воссиял несказанный свет, помрачивший светильники; кровля горницы откры­лась и сошел Сам Христос с тьмами ангелов, со святыми праотцами и пророками. Она обратилась к Сыну со сло­вами: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея», «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 56:8) и просила Его благосло­вить чтущих Ее память. Богородица просила также защи­тить Ее от темной сатанинской силы, т.е. от воздушных мытарств. Затем Богоматерь безболезненно предала ду­шу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение, в котором часто повторялись слова благовещенского приветствия: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» (Лк. 1:28). Апостолы провожали очами уносимую Госпо­дом душу Богородицы. От благоухающего тела Ее боль­ные получали исцеление. Началось торжественное пере­несение тела Ее со свечами и кадилами руками апостолов из Иерусалима в Гефсиманию с пением псалмов и молитв. Над од­ром появился облачный круг в виде венца, озаренный си­янием. Этот венец плыл за процессией до самого места погребения, при чем раздавалось немолчное пение анге­лов. За процессией, дивясь ей, шли иудеи, не веровавшие во Христа. Узнав об этом, архиереи и книжники пришли в ярость и послали слуг и воинов разогнать процессию, убить учеников Христа и сжечь тело Богоматери. Когда преследователи стали настигать процессию, облачный венец спустился на землю и, как стеною, окружил процес­сию. Преследователи слышали пение, но ничего не виде­ли за облаком. К тому же парившие ангелы поразили их слепотою: одни разбивали головы о городские стены, дру­гие искали проводников. Встретившийся иудейский свя­щенник Афоний, коснувшийся одра, чтобы опрокинуть его, чудесно наказан отсечением рук, которые повисли на одре, но по­сле раскаяния получил исцеление. Получили исцеление и ослепшие после раскаяния. Положив тело Богоматери в гроб, апостолы пробыли при гробе трое суток и воспева­ли днем и ночью псалмы. И все это время в воздухе слы­шалось пение небесных сил. Затем для опоздавшего ап. Фомы открыта была гробница: тела Богоматери там не оказалось. Но в этот же день, после вечерней трапезы, апостолы услышали ангельское пение и увидели в воздухе стоящую Богоматерь, сияющую и окруженную ангелами. Они невольно, вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого апостолы опять на облаках возврати­лись в те места, откуда были взяты.

Божия Матерь телесно воскресла силой и действием Христа Бога, Которого Своей ве­рой, чистотой, святостью Она ввела в мир. И это уже начало общего воскресения, это уже воочию виденное нами наше будущее. Смерть Ее не есть нечто бесславное для Нее, ибо через этот путь смерти уже прошел Сын Ее, и как Бог и Спаситель Он разрушил смертию смерть, и предтечей за нас телесно вошел во внутреннеишее за завесу, в Святую Святых превыше небес ( Евр. 6, 19—20). Поэтому Он Сам как Сын Ее и Спаси­тель приходит в час Успения Матери Своей, и, служа Пресвятой и Божественной Матери, принимает владычными руками святую душу Ее, и так, со­провождаемый всеми Ангелами и всеми Святыми, воз­носит Ее не просто на небо, но до самого престола Свое­го, вовнутрь сверхнебесной Святой Святых. При святом же погребении живоначального и богоприемного тела Богоматери Он тоже, как новый Соломон — начальник мира, собирает в церковный собор все небесные чины Ангелов и Святых и Апостолов Нового  Своего Завета, со всем святым наро­дом в Иерусалиме, и так пресвятое и богоприемное тело полагается во всеславный и сверхприродный гроб, откуда после трех дней, в нетленности своей, возносится в небесные обители — к Единород­ному и возлюбленному Сыну Ее и Богу.

Праздник Успения Богоматери был установлен с целью прославления Пресвятой Девы Марии и Ее Успения, а так же в обличение еретиков, посягавших на достоинство Богоматери. Этот праздник возвеличивает достоинство и славу Пресвятой Девы, подвигом жизни достигшей величайшей святости и непорочности, послужившей Боговоплощению и нашему спасению. Вви­ду органической связи всего мира, то, что произошло с Богоматерью при Успении и по Ее Успении, не могло не отразиться во всех областях мира. В Ней весь мир препобеждает смерть. Мир как бы сделал в этом отноше­нии еще один шаг после того, как он сподобился Воскресения Христова, как бы еще больше приблизился к всеобщему воскресению. Поэтому-то столько неотъемлемой радости несет в себе настоящий праздник и одною только памятью о нем много дает верую­щим, утверждая нас в вере, укрепляя в наших трудах и заботах.

Матерь Божия преставляется ныне к Своему Сыну, чтобы стать для нас постоянной Ходатаицей. Для Нее с Успе­нием открылась возможность мощного ходатайства за мир, а мы по­лучили в Ней залог вечной жизни и обрели в Ней Ходатаицу к Богу. Никто теперь не дол­жен унывать, имея в лице Богоматери постоянную любовь, теплое ходатайство, безмерное милосердие и вечное заступничество.

Новости за:
11.2024
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.