|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Состоялась встреча студентов МДАиС с настоятелем подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве19 апреля 2008 г. 18 апреля 2008 года по благословению Ректора Московской Духовной академии и семинарии Архиепископа Верейского Евгения состоялась организованная Студенческим советом МДАиС встреча настоятеля храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе – подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве игумена Мелхиседека (Артюхина) со студентами Академии и Семинарии. Встреча была посвящена вопросам внутреннего устройства жизни прихода, общины и, в частности, месте и внутреннем мире настоятелей. Игумен Мелхиседек, приводя красочные примеры из своего опыта, призвал учащихся Академии и Семинарии к выработке навыков духовной жизни, начиная уже со студенческой скамьи. Настоятель оптинского подворья в Москве также рассказал собравшимся студентам о тех трудностях и искушениях, которые поджидают молодого священника, недавно вышедшего из семинарии на ниву Христову.
Пресс-служба МДА
Впечатления участника встречи Встреча должны была быть посвящена принципам организации современного прихода, но, вопреки ожиданиям, игумен Мелхиседек повел речь не о внешнем обустройстве прихода, а о внутреннем содержании жизни церковной общины, в особенности ее настоятеля. С чего начинать организацию прихода? Прежде всего, с самого себя, – отвечает о. Мелхиседек. Выпускник Семинарии и Академии, заметил он, склонен считать себя много знающим, и самооценка его завышена. Но знания, приобретенные за несколько лет обучения, не могут заменить бесценного опыта, терпеливо приобретаемого с годами. Поэтому начало священнического служения – духовная скромность, уважение к старшим по положению (особенно в многоштатных приходах), соблюдение несложного "духовного этикета". Нужно помнить, добавил о. Мелхиседек, что рукоположение само по себе не делает человека праведнее, мудрее, святее, выше других. Священнослужитель должен стойко переносить как похвалы, так и укоры и напраслины, имея твердым стержнем веру и упование и помня о цели своего призвания, - подчеркнул настоятель оптинского подворья в Москве. Пусть христиане не могут на данный момент преобразить мир (хотя зачастую от Церкви этого требуют), зато они могут дать миру то, чего он не имеет - опыт внутренней молитвенной жизни с Богом. Для молодого человека может быть очень соблазнительной внешняя социальная деятельность, но она не должна осуществляться в ущерб внутренней жизни, ведь устроить внешнюю жизнь сравнительно просто, а войти в молитвенную жизнь Церкви самому, а после этого и прихожан научить молитве, трезвению, хождению пред Богом - дело очень непростое. "Церкви нужны молитвенники, а не атлеты", - говорил патриарх Алексий I. Хотя и для молитвы нужна крепость сил, поэтому о. игумен поддержал открытие тренажерного зала в стенах семинарии. Вместе, добавил он, и "за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье". О. Мелхиседек призвал студентов начинать духовную жизнь уже в семинарии. По слову преподобного Нектария Оптинского, благочестие не должно мешать образованности и образованность не должна мешать благочестию. Духовная жизнь может начинаться с малого - например, регулярного, в меру усердия, посещения братских молебнов у раки преподобного. Духовная жизнь священника - это, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, "жизнь для Церкви и Церковью". О. игумен напомнил слушателям изречения апостола Павла, написанное на наперсном кресте иерея - "будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12). При этом «слово» стоит на первом месте. "Вся беда в Церкви от попов молчащих" - писал еще в XIX веке святитель Феофан Затворник, заметил лектор. Поэтому священник - это, в первую очередь, проповедник, но проповедник не одними словами, но и делами, ибо "слова назидают, но лишь дела влекут". Самая драгоценная составляющая духовной жизни священника, заметил игумен Мелхиседек, - молитва. Молиться сложно, но без молитвы нет духовной жизни, как без дыхания нет жизни телесной. На основании наставлений святых отцов и личного опыта многих современных пастырей, можно утверждать, что молитва доставляет наибольшую пользу миру. Это неудивительно, ведь "трудящихся - миллионы, а молящихся - единицы". И молитвенник никогда не останется без хлеба насущного, потому что о нем печется Господь. Поэтому нужно подводить людей к молитвенной жизни, а для этого священник должен сам любить молитву, любить храм. Не нужно спешить убегать из храма – и внешне, и мысленно. «Был бы огонек, а мотыльки налетят», - говорил один из опытных священнослужителей. Выступавший упомянул и о частом вопросе приходящих в храм: что нужно сделать, чтобы спастись? Чтобы спастись, нужно быть кем-то, а не сделать что-то, - отметил представитель Оптиной пустыни в Москве. Церковь – не «супермаркет», она не дает земных благ: здоровья, успеха в личной жизни, богатства. Но Ее цель не в этом, ее цель – спасение человека в вечности. Ее назначение – научить человека вере, несомненному упованию на Бога, подготовить к самому важному порогу земной жизни – переходу в вечность. Игумен Мелхиседек передал студентам Московских духовных школ три совета, которые он получил от опытных клириков, став 11 лет назад настоятелем храма Петра и Павла в Ясенево: Не забывай маленьких – большие сами напомнят о себе. Это значит, что нужно служить, помогать и заботиться о неприметных на приходе людях. Бабушки любят послушных батюшек. Это значит не быть упрямым, избегать споров, искать компромиссов, и, уступая в мелочах, оставаться непреклонным в главном. Иерей должен иметь внутреннюю уравновешенность и «уметь доставлять пользу всем в свое время». Слушай всех, а делай, что Бог велит. Это означает доверять советам других, прислушиваться к ним, особенно к старшим священнослужителям. Не считать себя умнее других, не своевольничать, но проявлять рассуждение и послушание. Не следует резко менять сложившуюся практику прихода ни под какими благовидными предлогами. Искушения в пастырской деятельности также не были оставлены без внимания. Они имеют два полюса: первый - ревность не по разуму, второй – лень и апатия. Неразумная ревность часто проявляется в том, что священник берется делать все сразу, и притом за счет собственной семьи. Но Амвросий Оптинский предупрежал: «Не надо строить большую Церковь, разоряя малую». Другая крайность – уклонение в светскую жизнь. Оно происходит от уныния и отчаяния, оттого, что мир пытается увести священника от молитвенной жизни. Оружие против этого – терпение: делать столько, сколько можешь, остальное же возлагать на Бога. Не следует отказываться от возлагаемых послушаний, но с верой принимать их, надеясь не на себя, а на помощь Божию. Предостерег о. настоятель молодых священников от женщин, ищущих в духовнике вождя, командира или приятного собеседника. «Мы воспитываем не рабов, но детей», поэтому священник должен избегать тоталитаризма, приводить паству не к себе, но ко Христу. Нужно воспитывать в себе и других строгость и благоговение и не давать повода к «обожанию» своей личности. В заключение встречи о. Мелхиседек напомнил собравшимся о высоте и трудности пастырского служения и дал еще один ценный совет – тратить побольше времени и сил на молодежь. Пусть сначала это будут два – три человека, но впоследствии вокруг них соберутся другие, и с их помощью можно будет решить множество вопросов современного прихода. Иллюстрируя свои слова, о. игумен показал короткометражный фильм о православном молодежном объединении «Покров», существующем при храме Петра и Павла в Ясенево уже более пяти лет. Под духовным руководством о. Мелхиседека молодежь ведет широкую деятельность – от паломнических поездок до служения заключенным. М. Вишняк (1 курс МДС, пресс-служба МДА) |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|