АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Вышел в свет новый том "Богословского вестника"

28 января 2010 г.

За период с 2003 по 2010 год вышло 8 номеров «Богословского вестника» в 6 томах общим объемом ок. 3600 страниц. Также были оцифрованы все материалы «Богословского вестника» и его предшественника «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе». В журнале (начиная с БВ 3. 2003) была возрождена пятичастная дореволюционная структура, в которой нашлось место и для святоотеческих переводов, для архивных материалов, и для хроник академической жизни, и для некрологов по почившим преподавателям МДА... Для того, чтобы соединить эти разрозненные материалы редакции «Богословского вестника» пришлось упорно потрудиться, совершенствуя как стилистику, так и внешнее оформление журнала. В этом отношении БВ 10 значительно отличается от предшествующих номеров. Он вышел в принципиально другом более строгом оформлении - для обложки его использован темнокоричневый кожезаменитель с золотыми буквами. Несмотря на отказ от элементов дореволюционного орнамента оно стало значительно более представительным. В конце журнала помещена цветная вклейка, на которой запечатлена профессорско-преподавательская корпорация МДА вместе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в весьма знаменательный для Академии день 26 мая 2009 года - день первого служения Святейшего Патриарха в академическом храме и первой встречи со всей корпорацией. И, наконец, все материалы журнала, которые и прежде подвергались тщательной библиографической и орфографической унификации, и на этот раз «сошлись» в единое целое с внедрением ряда новых принципов.

Предварительно нужно кратко охарактеризовать каждый из пяти отделов нового вестника. В первом отделе помещены переводы с древнегреческого, кафареусы и сирийского языков, а также продолжилась публикация греко-грузинской билингвы, на сей раз 2-го и 3-го обличительных слов против армян прп. Никиты Стифата. Публикация слов Стифата сопровождается двумя краткими богословско-историческими экскурсами в учение о пентархии и в историю интерпретации Трисвятой песни «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный» в Византии и за ее пределами. Два послания к Суккенсу свт. Кирилла Александрийского, помещенные в начале, являются одним из камней преткновения в его творчестве, поскольку будто бы дают повод представителям монофизитства считать св. Кирилла своим главным предшественником. Однако автор перевода иером. Феодор (Юлаев) предлагает в этом же томе свою статью, посвященную православной интерпретации наиболее контроверсионного выражения свт. Кирилла «одна природа Бога Слова воплощенного». Третий перевод «Слова на Вознесение» св. Николая Кавасилы вводит читателя в утонченный мир возвышенной византийской гомилетики. Автор гомилии, почти что не поддающейся переводу, предстает как ритор, богослов, литургист, молитвенник, опытный гомилет, однако он не состоял в клире (и возможно даже не был монахом). В «Похвальном слове архиерейскому достоинству», сочиненном прп. Никодимом Святогорцем, автор изображает картину идеального архиерея и требует абсолютного почтения перед ним. Данное сочинение - добрый образчик здорового (хотя и достаточно крайнего) клерикализма, который сочетает глубокое уважение к высшему церковному сану с осознанием ответственности архипастыря за своих пасомых. И, наконец, далее - в отрывке из известнейшего сирийского памятника IV в. «Книги степеней» говорится о том, как можно «превзойти великие заповеди благодаря любви», т. е. о высших этапах духовной жизни христианина.

Первая статья II отдела О. М. Лазаренко посвящена анализу особенностей греческого перевода Псалтири. Несмотря на ряд серьезных «отступлений» древнегреческого текста от гипотетического древнееврейского оригинала автор прежде всего пытается понять их логику и реконструировать среду, способствовавшую их появлению. Во второй предлагаемой публикации, написанной известнейшим богословом и апологетом православия на западе Ж. К. Ларше, - которая является одной из центральных глав книги «Исцеление духовных недугов: введение в аскетическую традицию Православной Церкви» (в настоящее время заканчивается перевод всей книги под эгидой МДА) - собран и проанализирован целый ряд святоотеческих свидетельств о главном Враче человеческого рода - Господе нашем Иисусе Христе. Сквозь уравновешенную призму своего общего подхода автор рассматривает земную жизнь Спасителя, основные этапы которой - каждый по-своему - имеют целительное значение для человечества, однако при этом Спасителю не приписываются греховные болезни, исцеленные Его личным подвигом в Себе Самом. После статьи иером. Феодора (о которой было сказано выше) следуют публикации архим. Макария Веретенникова и Д. В. Сафонова, повествующие одна о предыстории русской иерархии, а другая о ее кризисном, но тем не менее несломленном состоянии в пик безбожных послереволюционных гонений.

В следующем далее III отделе помещены слова Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, а также высокопреосвященнейших архиепископов Евгения и Феогноста. Должно быть, все студенты после призывов Святейшего Патриарха - «сегодня нам нужны войны, потому что ведется нешуточная битва за души человеческие», «остальное зависит ... от нашей способности постоянно учиться» - стали или станут более собранными и более целеустремленными. Слова Святейшего Патриарха, сказанные экспромптом, прежде всего поражают своей простотой и искренностью, особенно же поразили они читателей тогда. когда появились в печатном виде на страницах академического печатного органа: «...и да поможет всем нам Господь идти по пути [священства] во славу Его Пресвятого Имени, во спасение народа нашего...». И в стихах В. Л. Шленова (написанных кстати в том же 2006-2007 учебном году, что и публикуемая в конце хроника научной жизни Академии), одной из основных тем является надежда на духовное возрождение России, возможное не усилиями человеческими, но по милости Божией. Далее, в подразделе «Из архивных материалов», опубликовано послание афонских игуменов царю Алексею Михайловичу. Инициатором данной публикации явился Дмитрий Васильевич Зубов, потративший многие годы своей жизни на собирание и реконструкцию актов Русского Пантелеимонова монастыря. Отрадно, что именно публикация в БВ стала первым церковно-историческим результатом его бурной и самоотверженной деятельности. Другая публикация, следующая далее, переписки между реткором МДА св. Феодором (Поздеевским) и свщ. Павлом Флренским - уже не первая в ряду ряда материалов, посвященных последним годам дореволюционной Академии. В переписке приоткрывается ряд бытовых и вроде бы несущественных вещей, которые, тем не менее, вносят свою лепту в дальнейшую реконструкцию возвышенных научно-богословских исканий профессуры Академии в целом. В частности, в этой переписке обсуждались отдельные нюансы издания «Богословского вестника», которым занимался о. Павел при непосредственном и всегда живом участии со стороны Ректора. И, наконец, в подразделе «Памяти усопших» Академия еще раз простилась со дорогими профессорами Михаил Михайловичем Дунаевым и Иваном Васильевичем Воробьевым, которые совсем еще недавно были в ее рядах, а ныне перешли в мир, где более нет ни смерти, ни воздыхания...
В IV отделе БВ продолжена публикация библиографического указателя к «Деяниям Вселенских Собров», подготовленная А. Г. Бондачем, на сей раз читателю предлагается перечень основных актов IV Вселенского Собора (роспись актов первых трех Соборов была опубликована в предшествующих номерах БВ 7 и 8-9). Начиная с БВ 3 редакция БВ стала публиковать роспись Творений святых отцов в русском переводе, и вот уже после росписи творений мы, наконец, добрались до соборных актов сер. V в. Основная задача подобного труда - выявить основательно все первоисточники, сравнив их с имеющимися ныне у нас русскими переводами и очертив тем самым точное поле для дальнейшего перевода и исследования материала. В рецензии Г. М. Кесселя, преподавателя МДА, который в настоящее время проходит длительную командировку в одном из немецких университетов, предлагается краткая оценка материалов конференции, посвященной сирийскому переводу Библии. И, наконец, А. В. Усачева, сотрудник ГЛК Ю. А. Шичалина, в жанре краткой заметки (который несколько раз применялся в БВ самим Ю. А. Шичалиным) рассуждает о греческом термине «обличительный» (στηλιτευτικός), что неизбежно вступает в творческую перекличку с вышеопубликованными «обличительными» словами прп. Никиты Стифата.

Последний V отдел БВ на сей раз более краток - в нем опубликованы только отзывы на магистерскую диссертацию прот. Николая Балашова, а также кандидатские диссертации очередного 2006-2007 уч. г. Хотя данный пятый раздел «работает» с определенным запозданием, год от года задолженность редакции журнала по публикации хроник научной жизни и отчетов продолжает уменьшаться. Таким образом, в журнале становится все больше места для творческих публикаций без ущерба для более сухой, но весьма необходимой, академической летописи. А завершается номер отчетом о конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания», проводившейся кафедрой Библеистики МДА 29-30 ноября 2007 года.

В качестве краткого вывода можно констатировать, что академический журнал «Богословский вестник» не стоит на месте и достиг в своих трудах очередного скромного рубежа, хотя для его более периодичного издания требуется еще весьма много всеобщих усилий. Редакция журнала, написав сию краткую заметку о своем «детище», менее всего хотела бы услышать в ответ панигирики, но прежде всего как можно более нелицеприятную критику. Надеемся на отклики и реакцию со стороны непредвзятых читателей. В ближайшее время надеемся выложить на портале Богослов.ru ряд переводов и статей.

Пока что журнал БВ 10 (также как и все предшествующие номера) можно приобрести в коллекторе Учебного комитета (1-й этаж Центрального академического корпуса). О других местах распространения журнала в дальнейшем будет объявлено дополнительно.
 
Редакция «Богословского вестника»   

Новости за:
11.2024
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.