|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Осознание своего положения в Теле ЦерквиИеродиакон Ермоген (Бурыгин), студент 4-го курса (Бакалавриат) Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Понедельник Светлой седмицы 16 апреля 2012 года. 16 апреля 2012 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! «Вчера спогребохся Тебе , Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мяспрослави, Спасе, во Царствии Твоем ». Каждый раз, празднуя Светлое Христово Воскресение, всякий христианин с трепетом ждет торжественных и ликующих слов канона Святой Пасхи. Но, поя эти строки, каждый человек получает различную меру радости. «Вчера спогребохся тебе, Христе…». За этими словами мы вспоминаем те труды, которые старались прилагать к своему нравственному исправлению, приобщаясь скорбям и страданиям Спасителя. И вот, Господь, видя произволение каждого, подает нам сейчас по Своей милости великую радость быть участниками этого торжества. Но какую бы суровую мы не проводили жизнь, какие бы не налагали на себя добровольные лишения, какие бы не терпели скорби, все это будет лишь ничтожным подобием того, что пережили апостолы в Иерусалиме тогда, больше чем две тысячи лет назад. Они, простые деревенские рыбаки, до самой Пятидесятницы так и не могли понять того, участниками каких великих событий стали. После распятия Спасителя они спрятались от страха в доме, кто-то из них голышом убегал от пытавшихся схватить его стражей, а кто-то и прямо отрекся от своего Учителя. До этих событий они спрашивали Христа о выгодах, какие их ждут за то, что они оставили все и пошли за Ним, некоторые хотели сидеть по правую и левую сторону от Него в Его Царстве, ожидая, очевидно, светских титулов и санов. Одним словом сказать, они совершенно не верили в Него как в Сына Божьего, что хорошо видно из слов, сказанных по пути в Эммаус: « мы же надеяхомся, яко сей есть хотя избавити израиля… » (Лк. 24.21). То есть как бы так говорят: «А мы-то надеялись, что это был ожидаемый Израилем Мессия, но увы…». Пробыв рядом со своим Учителем достаточно времени, полюбив Его и по-человечески привязавшись к Нему, видя те чудеса, которые Он совершал, они, конечно же, имели какие-то надежды и упования. И вот, за короткое время весь мир для них перевернулся. Поругание, насмешки, оплевания, распятие и позорная смерть всех их надежд. Можно себе представить, что творилось у них на душе. Но Господь, зная слабость и невежество человеческого естества, эти их сердечные терзания, скорбь, которая разрывает душу и помрачает разум, приложил такую радость, что «горели их сердца»[1]. Но все ли сердца бились этой радостью любви? К сожалению нет. Деяния Святых Апостолов, чтение из которых мы слышали сегодня на Литургии, несмотря на торжественное настроение всей Церкви, напоминает нам об Иуде, « бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса » (Деян. 1.16). Разве Иуда не был со Спасителем все время Его жизни? Не видел ли он исцеления больных, прозрение слепых, изгнание бесов, воскресение мертвых? Не ел ли и не пил ли из одной чаши с Господом? Не был ли свидетелем укрощения бури и умножения хлебов. Ответ очевиден. Он все это видел, слышал и знал. Но сердце, пораженное страстями, наглухо закрыто для божественной любви и милости. Сребролюбие, алчность, лесть и гордыня выстроили непробиваемую стену между этим сердцем и тихим и кротким веянием Божества. Участь этого сердца, испорченного и обезображенного грехом нам хорошо известна и неутешительна. Когда сердца Апостолов горели любовью и пасхальной радостью, сердце Иуды остывало в холодном теле самоубийцы. И вот апостолы, без всякой злобы и осуждения вспоминая об этом человеке, сошлись вместе, чтобы с помощью недавно сошедшего на них Духа Божия выбрать того, кто сможет достойно понести подвиг апостольства вместо Иуды. Этим человеком стал апостол Матфий. Как всем нам, дорогие отцы, братья и сестры, известно, в правилах и уставе Православной Церкви, как и в жизни любого христианина, нет мелочей. Все находится на своем месте и даже незначительные, на первый взгляд, вещи несут глубокий смысл и пользу для человека. Казалось бы, зачем сейчас, в этот светлый и радостный день напоминать нам о предателе Воскресшего Спасителя? Зачем снова возвращать мысль верующих в трагедию уничижения тварями собственного Творца? Какую пользу это может принести сейчас нам, испытывающим на себе всю радость воспоминания о Славном Воскресении Христовом? Великую пользу и прекрасный пример. Каждый христианин, побыв то или иное время в Церкви, поборовшись с собой и пережив первое воодушевление Божественной благодати, рано или поздно подвергается опасному искушению считать себя как бы «заслуженным членом» Церкви. Он уже не совершает каких-то грубых грехов, знает чинопоследования Богослужений, соблюдает церковные постановления, любит восторженно читать о подвигах древних отцов, всегда готов учительствовать, философствовать о высоких богословских вопросах, наставлять младших на «истинный», как ему кажется, путь. Словом, чувствует себя в Церкви, если не начальником, то очень авторитетным человеком. Но его сердце бывает глухо и холодно к Божественной любви, он чужд смирения и настоящей духовной радости. Трагедия такой псевдодуховной жизни может длиться десятками лет. Дорогие отцы, братья и сестры! Нам, людям, считающим себя верными чадами Церкви Христовой, нужно всей душой бояться этого страшного душевного окаменения, словно духовного самоубийства. Нужно каждый миг своей жизни помнить о том, что все то, что у нас есть, начиная от простого глотка воздуха, от каждого удара сердца в нашей груди и заканчивая той неизреченной радостью, которую мы испытываем в эти Пасхальные дни, даровано нам Богом не за наши заслуги, но исключительно по Его великому милосердию и любви к человеку. Даровано точно так же, как было даровано Апостолам и Иуде. И будь мы самыми суровыми подвижниками, своими никчемными силами мы никогда не сможем достойно отблагодарить Воскресшего Подателя милости. Мы должны с трепетом осознавать, что если своей жизнью не будем являть себя истинными подражателями Спасителя, отвернемся от Бога в своем горделивом самодовольстве, то и на наше место в теле Церкви Святой Дух поставит человека более достойного и Она не потерпит от этого никакого урона, мы же погибнем. Поэтому постараемся, дорогие отцы, братья и сестры, получивши, по словам апостола Павла, « от Господа милость быть Ему верными »(1 Кор. 7.25) соответствовать высокому званию христианина, не порабощаясь подобно Иуде соблазнам греховного мира, но духовно сопереживая Великую победу Жизни над смертью, проводить эту короткую, словно сегодняшний день, земную жизнь так, чтобы в завтрашнем дне жизни вечной с чистою совестью и радостным сердцем дерзновенно сказать Воскресшему Спасителю: «…сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». Аминь. Библиография 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издание Московской Патриархии. М., 1976. 2. Рудинский, Н., свящ. Жизнь и труды святого Апостола Павла. Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. – М.: «Правило веры», 2002. – 576 с. [1]Ср. Лк.24.32: «не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама писания?» |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|