АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Пост как участие в постном опыте Христа


Чтец Алексей Воронин (III курс Московской духовной академии)
Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме на Великом каноне прп. Андрея Критского 29 февраля 2012 года.
21 марта 2012 г.

Невозможно представить себе Великий пост без пощения. Однако, пощение, или воздержание от пищи, не является исключительно христианской практикой. Оно существовало и до сих пор существует в других религиях и даже вне религии. Поэтому важно разобраться в специфически христианском значении поста. Это значение раскрывается нам через внутреннюю связь между двумя событиями, о которых рассказано в Библии: об одном - в начале Ветхого Завета, о другом - в начале Нового.

Сатана пришел к человеку в раю, он же пришел ко Христу в пустыне с искушающим предложением: ешь, человек, потому что ты всецело зависишь от пищи; ешь, человек, потому что в пище - твоя жизнь. Один из них поверил и стал есть, а второй отверг эту всемирную ложь, которую диавол сделал основой всего человеческого мировоззрения и которая заключается в том, что человек есть плоть и только плоть.

Священное Писание повествует нам о том, что Бог сотворил этот удивительный мир для человека и поставил его хозяином в нем. Бог предложил человеку жизнь с его Создателем, жизнь, основанную на любви и доверии. Но человек отверг такую жизнь, поколебался в вере и вкусил от запретного плода. Безмерная трагедия Адама состояла в том, что он, по навету диавола, воспринял пищу как «жизнь в себе». Он поверил, что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог. Он вкусил, скрываясь от Бога и для того, чтобы быть независимым от Него, но стал зависимым от сего тленного мира. Он стал испытывать не только телесный, но и духовный голод. Человек обрек себя на одиночество и добывание хлеба насущного в поте лица своего, на страдания и смерть.

Поэтому Христос, как Новый Адам, пришедший для того, чтобы уничтожить болезнь, вселенную ветхим Адамом в мир, и «возвести от тли живот наш» (из Вел. Канона прп. Андрея Критского) начинает свое земное служение с поста. И взалкав от сорокадневного пощения в пустыне Иудейской, т.е. в высшей степени испытав то состояние, когда остро осознается зависимость от чего-либо, когда срочно, насущно нужна пища, во исправление прародительского согласия Христос отвечает древнему змию: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4,4), то есть верой в Бога, доверием всякому слову, которое говорит Бог.

Дорогие братья и сестры! Своим постным опытом Христос освободил нас от совершенной зависимости от материи и мира. Часть нашей пищи уже стала райской «пищей бессмертия» - Телом и Кровью Самого Христа, вкушая от которой мы утоляем голод нашей бессмертной души. Но даже ежедневный «насущный хлеб», который мы получаем от Бога, может в этой жизни быть тем, что поддерживает и укрепляет наше общение с Богом, а не отдаляет нас от Него.

Таким образом, христианский пост состоит в том, чтобы через скромное подражание постному опыту Христа взалкать и спросить себя: от чего зависит моя жизнь, только ли от «хлеба единого»? И, задавшись этим очень важным вопросом, открыть, что зависимость от пищи не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога как источника жизни.

В спасительные дни святой Четыредесятницы мы находимся в храме Божием, потому что понимаем, что пост как физическое лишение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной, стороны. Мы понимаем, что телесный пост, как он ни важен для великопостного подвига, становится не только бессмысленным, но действительно опасным, если он не соединен с духовным усилием, молитвой, мыслью, сосредоточенной в Боге. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем ежедневно очищать наше сердце, поучаться в словесах Божиих и через участие в постном опыте Господа нашего Иисуса Христа совлекаться ветхого Адама и облекаться в Нового, живущего «не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (см. Мф. 4,4). Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.