АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Тезисы о Евхаристии


01 марта 2006 г.
Священное Писание нас учит, что в Евхаристии мы вкушаем Тело Христово, за нас ломимое и Кровь Христову, за нас изливаемую. Такова была вера Церкви на всем протяжении христианской истории. Эту веру ничто не могло поколебать. Даже платонические спиритуалисты Ориген, Евагрий и Ареопагит не отрицали реальнаго присутствия Тела и Крови Христовых в Евхаристии. В ХIV веке византийские латинофилы предприняли грандиозный труд перевода на греческий Фомы Аквинского. Знакомство с ним оживило антилатинскую полемику, которая, однако, не касалась учения о пресуществлении. Ее темами были латинские опресноки и необходимость тайносовершительнаго призывания Святаго Духа. Сам по себе греческий термин пресуществление возник еще в первой половине VI века в христологическом контексте как синоним преложения. Аристотелизм, вообще говоря, был у греческих отцов гораздо больше в чести, чем платонизм. Аристотеликами были богословы VI века, преподобный Иоанн Дамаскин, богословы ХIV-ХV веков. Первый патриарх после падения Константинополя свт. Геннадий Схоларий, тоже аристотелик, первым среди православных греков воспользовался термином пресуществление, излагая учение о Евхаристии. Протестантизм, появивишись на западе, оказал немалое влияние и на востоке. Даже патриарх Александрийский, а затем Константинопольский Кирилл Лукарис составил Исповедание веры в лютеранско-кальвинистском духе. Слово пресуществление очень хорошо помогло отразить протестантскую опасность. Очень долго слово пресуществление никого не смущало. Лишь в ХIХ веке Хомяков решил бороться против этого термина как несущего якобы латинское влияние. До революции, однако, церковное учение оставалось непоколебленным, а сочинения Хомякова издавались с указанием того, что он, не имея богословскаго образования, допускал неточности. Все смешалось после революции. Прот. С.Булгаков выступил с оригинальным евхаристическим учением, отвергая «пресуществление» и фактически варьируя старую протестантскую доктрину «вохлебления» или «сосуществления». Но если Лютер, утверждая, что в таинстве хлеб и вино остаются неизменными, принимал, однако, что в них сопребывают истинные, реальные Тело и Кровь Господни, то Булгаков, рассматривая Воскресение и Вознесение как своего рода дематериализацию, учил, что именно «эфирное» Тело Христово сосуществует с евхаристическими веществами. На Булгакова  прямо ссылается Н.Д.Успенский в своей «Анафоре». Не желая пользоваться теософской терминологией «эфирнаго Тела», Успенский упростил учение Булгакова. По новой версии, хлеб и вино Евхаристии остаются неизменными и принимаются в таинстве в Божественную Ипостась Сына Божия. На публикацию Успенского откликнулся диакон Андрей Юрченко, обратившись к Священноначалию с критикой нового учения о Евхаристии. Приснопамятный Святейший Патриарх Пимен предложил дать отзыв на евхаристическую полемику проф. В.Д.Сарычеву, который полностью подтвердил опасения д.А.Юрченко. В последнее время новые евхаристические теории развиваются проф. А.И.Осиповым и А.А.Зайцевым. Главный мотив этих построений – не интерес к Евхаристии как таковой, но антилатинская полемика. Защитники новых теорий противоречат Священному Писанию и святым отцам. Во всей богатейшей святоотеческой письменности нет ни одного текста, который бы подтверждал новыя теории, кроме послания псевдо-Хризостома Кесарию и одного места у Феодорита Кирскаго (PG 83, 168 С). Святые отцы или высказывались по занимающему нас вопросу с недостаточной определенностью, поскольку они не имели дела с учениями, появившимися в последние десятилетия, или же учили евхаристическому реализму, опровергая те тенденции, которыя в ХVI веке оформились в протестантизме, а в ХХ – в русской религиозной мысли. Новая теория не выдерживает и филологической критики, поскольку теория «халкидонскаго» соединения Сына Божия с веществами хлеба и вина предполагает, что эти вещества остаются неизменными, в то время как все термины, выражающие евхаристическое преложение, говорят об изменении хлеба и вина в Тело и Кровь.

Приложенные файлы:

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.