![]()  | 
	
		
		 
		
  | 
||||||||||||||||
	
 
 Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
        [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
         
        
        07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
        [сщмч.  Серафим (Чичагов)]
         
        
        
        
    10 мая. 2016 г.  | 
  Тезисы о Евхаристии01 марта 2006 г. 
 
Священное Писание нас учит, что в Евхаристии мы 
вкушаем Тело Христово, за нас ломимое и Кровь Христову, за нас изливаемую. 
Такова была вера Церкви на всем протяжении христианской истории. Эту веру ничто 
не могло поколебать. Даже платонические спиритуалисты Ориген, Евагрий и Ареопагит 
не отрицали реальнаго присутствия Тела и Крови Христовых в Евхаристии. В ХIV веке византийские 
латинофилы предприняли грандиозный труд перевода на греческий Фомы Аквинского. 
Знакомство с ним оживило антилатинскую полемику, которая, однако, не касалась 
учения о пресуществлении. Ее темами были латинские опресноки и необходимость 
тайносовершительнаго призывания Святаго Духа. Сам по себе греческий термин пресуществление 
возник еще в первой половине VI века в христологическом контексте как синоним преложения. Аристотелизм, 
вообще говоря, был у греческих отцов гораздо больше в чести, чем платонизм. Аристотеликами 
были богословы VI века, преподобный Иоанн Дамаскин, богословы ХIV-ХV веков. Первый патриарх после падения 
Константинополя свт. Геннадий Схоларий, тоже аристотелик, первым среди 
православных греков воспользовался термином пресуществление, излагая учение о Евхаристии. 
Протестантизм, появивишись на западе, оказал немалое влияние и на востоке. Даже 
патриарх Александрийский, а затем Константинопольский Кирилл Лукарис составил Исповедание 
веры в лютеранско-кальвинистском духе. Слово пресуществление очень хорошо 
помогло отразить протестантскую опасность. Очень долго слово пресуществление 
никого не смущало. Лишь в ХIХ веке Хомяков решил бороться против этого термина как несущего якобы 
латинское влияние. До революции, однако, церковное учение оставалось непоколебленным, 
а сочинения Хомякова издавались с указанием того, что он, не имея богословскаго 
образования, допускал неточности. Все смешалось после революции. Прот. 
С.Булгаков выступил с оригинальным евхаристическим учением, отвергая «пресуществление» 
и фактически варьируя старую протестантскую доктрину «вохлебления» или «сосуществления». 
Но если Лютер, утверждая, что в таинстве хлеб и вино остаются неизменными, 
принимал, однако, что в них сопребывают истинные, реальные Тело и Кровь 
Господни, то Булгаков, рассматривая Воскресение и Вознесение как своего рода дематериализацию, 
учил, что именно «эфирное» Тело 
Христово сосуществует с евхаристическими веществами. На Булгакова  прямо ссылается Н.Д.Успенский в своей «Анафоре». 
Не желая пользоваться теософской терминологией «эфирнаго Тела», Успенский упростил учение Булгакова. По новой версии, 
хлеб и вино Евхаристии остаются неизменными и принимаются в таинстве в Божественную 
Ипостась Сына Божия. На публикацию Успенского откликнулся диакон Андрей Юрченко, 
обратившись к Священноначалию с критикой нового учения о Евхаристии. Приснопамятный 
Святейший Патриарх Пимен предложил дать отзыв на евхаристическую полемику проф. 
В.Д.Сарычеву, который полностью подтвердил опасения д.А.Юрченко. В последнее время 
новые евхаристические теории развиваются проф. А.И.Осиповым и А.А.Зайцевым. Главный 
мотив этих построений – не интерес к Евхаристии как таковой, но антилатинская 
полемика. Защитники новых теорий противоречат Священному Писанию и святым 
отцам. Во всей богатейшей святоотеческой письменности нет ни одного текста, 
который бы подтверждал новыя теории, кроме послания псевдо-Хризостома Кесарию и 
одного места у Феодорита Кирскаго (PG 83, 168 С). Святые отцы или высказывались по занимающему нас вопросу с 
недостаточной определенностью, поскольку они не имели дела с учениями, 
появившимися в последние десятилетия, или же учили евхаристическому реализму, 
опровергая те тенденции, которыя в ХVI веке оформились в протестантизме, а в ХХ – в русской религиозной мысли. 
Новая теория не выдерживает и филологической критики, поскольку теория 
«халкидонскаго» соединения Сына Божия с веществами хлеба и вина предполагает, 
что эти вещества остаются неизменными, в то время как все термины, выражающие евхаристическое 
преложение, говорят об изменении хлеба и вина в Тело и Кровь. 
 
 
Приложенные файлы: | 
	
 15 февраля 2019 г. 
            15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона. 
        
        15 февраля 2019 г. 
            Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д. 
        
        14 февраля 2019 г. 
            13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий. 
        
        13 февраля 2019 г. 
            12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины. 
        
        Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья] 
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья] 
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь] 
Чтец Сергий Палий [Проповедь] 
Чтец Андрей Мачак [Проповедь] 
 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||