|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О пневматологическом аспекте перевода Священного Писания22 марта 2007 г.
В сложнейшем деле адекватного перевода Священного Писания немаловажным является правильное понимание богословского контекста, ведь каждый перевод есть толкование. В качестве примера можно рассмотреть вопрос правильного истолкования ряда пневматологических текстов Писания. В Синодальном переводе нередко можно заметить нерегулярное употребление большой буквы в случаях, когда речь идет о Духе Святом. Разумеется, большой буквы нет ни в Септуагинте, ни в Масоретском тексте. Используя ее в переводе, мы подразумеваем толковательное указание на третье Лицо Святой Троицы. При экзегетической работе мы должны тщательно различать дух человеческий, дыхание ветра и "pneuma" или "ruah" как Дух Божий. В одном из псалмов, повествующем о творении: "Словом Господа сотворены небеса, и духом (должно быть Духом — и. А.Т.) уст Его — все воинство их" (Пс.32:6), в виде параллельного высказывания говорится об одновременном действии Слова и Духа. Нередко отцы Церкви ссылаются на эти псалмы, указывая на двойное домостроительство Сына Божия и Духа Святого "Двух Рук Божиих", которыми Отец творит мир (мы можем найти это у сщмч. Иринея Лионского и свт. Василия Великого). Аналогично в псалме 103, 29–30 : "Скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются, пошлешь дух (должно быть Дух — и. А.Т.) Твой — созидаются..." Здесь параллелизм между оживотворяющем зрением лица Божия и действием благодати Духа Святого, дающего жизнь. В текстах Нового Завета Дух Святой нередко ошибочно принимается за дух человеческий. Например, Рим.8:1: "Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (должно быть Духу — и. А.Т.)", здесь вместо исповедания новой жизни в Духе "kata pneuma" и жизни ветхого человека "kata sarka" у апостола Павла,получается дуалистическое (в некотором смысле платоническое) противопоставление духа и плоти. Иногда встречается противоречие в одном стихе: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас" (Рим.8:9, также см. Гал.5:16 и др.). Недостаточное внимание к пневматологии в русском богословии XIX века (возникшим под влиянием схоластики) заставляет по-новому перечитывать тексты Писания в русле святоотеческой традиции. В переводе епископа Кассиана (Безобразова) употребление заглавной буквы, в смысле указания на третье Лицо Святой Троицы, во многих случаях более корректно. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|