![]()  | 
	
		
		 
		
  | 
||||||||||||||||
	
 
 Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
        [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
         
        
        07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
        [сщмч.  Серафим (Чичагов)]
         
        
        
        
    10 мая. 2016 г.  | 
  К вопросу об онтологических основах учения о Евхаристии02 марта 2006 г. 
Католическое богословие в своих многовековых поисках ответа на этот вопрос, в конце концов догматизировало концепцию транссубстанциации или пресуществления. Эта концепция была сформирована в стремлении обосновать именно физическую или субстанциональную идентичность евхаристических Даров земной биологической плоти Спасителя. Для этого Католическая Церковь использовала восходящее к Аристотелю, а применительно к Евхаристии впервые использованное Фомой Аквинским различение понятий «субстанция» и «акциденция». Эта пара понятий предполагает, что каждая реальность нашего мира кроме качеств или акциденций, по которым мы составляем о ней свое представление, имеет еще и реально отличную от этих качеств бытийную основу – субстанцию. Субстанция существует сама по себе, акциденции обретают свое существование только в субстанции. Акциденции изменчивы, субстанции неизменны. Таким образом получается, что Тридентский собор, догматизируя томистское понимание Евхаристии, фактически догматизировал и очень, с христианской точки зрения, специфическую онтологию, ибо вне этой онтологии все католическое евхаристическое учение рушится (впрочем, как и классическое лютеранское). Возникает первый вопрос, готовы ли православные богословы, которые настаивают на истинности евхаристических формулировок, восходящих к положениям Фомы Аквинского и Тридентского собора, признать, что и стоящая за этими формулировками онтология также истинна? Сразу оговоримся, что апелляции к «Философским главам» преп. Иоанна Дамаскина в данном случае, на наш взгляд, некорректны. Во-первых, это все-таки философские, а не богословские главы: у Дамаскина понятия «субстанция» и «акциденция» имеют гносеологический, а не онтологический характер. Философские главы – это упражнение для ума, введение в богословие, а не само богословие. И как нам кажется, совсем не случайно, что преп. Иоанн не использует этих аристотелевских категорий применительно к учению о Евхаристии. 
 
Так что же 
есть субстанция? В томистских представлениях – это есть некая бескачественная 
основа вещи, ее субстрат, ее неизменное бытийное ядро, которое в своей 
явленности облекается изменчивыми акциденциями, то есть свойствами, которые по 
отношению к субстанции вторичны. Еще раз повторю: готовы ли мы догматизировать 
такую онтологию? Очевидно, нет. 
 
 
 Например, в Шестодневе св. Василия Великого представление о субстанции как подлежащем качеств или акциденций отвергается как совершенно несостоятельное. Св. Василий многократно подчеркивает, что природа вещей нам неизвестна и потому призывает не любопытствовать о сущности вещей, «не тратить времени на умствования, исследуя само подлежащее, не доискиваться какого-то естества, которое лишено качеств и само в себе взятое бескачественно, но твердо помнить, что все свойства, усматриваемые в земле, будучи восполнением сущности, входят в понятие бытия. Покусившись отвлечь разумом от земли каждое из находящихся в ней качеств, придешь ни к чему (к ничто). Ибо если отнимешь черноту, холодность, тяжесть, густоту, качества земли действующие на вкус или и другие, какие в ней усматриваются, то подлежащим окажется ничто»[1]. Не вдаваясь в подробности заметим, что если последовательно применить эту цепь рассуждений св. Василия к евхаристическим хлебу и вину, то в результате придется признать, что тридентская евхаристология, настаивающая на реальном различении потаенной субстанции и видимых качеств, учит о приобщении к пустоте, к онтологическому ничто. Ведь если, например, вкус вина, его цвет, его способность пьянить, его химический состав, наконец, являются случайными и несущественными свойствами, тогда что же такое вино? Может ли вино быть не пьянящим? И вино ли это будет? 
 
Таким 
образом, последовательно совлекая с вещей мира сего их природные свойства мы, 
согласно логике св. Василия Великого, обретем не какую-то их сокровенную 
субстанцию, а ничто, пустоту. И Евхаристия в таком случае становится пустой. В 
ней остается одна только докетическая видимость. В итоге получается парадокс: 
тридентское богословие, отстаивая в Евхаристии вещественный реализм, на самом 
деле приходит к евхаристическому докетизму. Святые Дары превращаются в одну только 
видимость, не обладая при этом реальным бытием. Так не являются ли безвкусные 
опресноки католической мессы символическим выражением этого евхаристического 
докетизма? 
 
 
 
 
 [1] Беседы на Шестоднев I // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1. М., 1845. С. 14. 
  | 
	
 15 февраля 2019 г. 
            15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона. 
        
        15 февраля 2019 г. 
            Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д. 
        
        14 февраля 2019 г. 
            13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий. 
        
        13 февраля 2019 г. 
            12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины. 
        
        Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья] 
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья] 
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь] 
Чтец Сергий Палий [Проповедь] 
Чтец Андрей Мачак [Проповедь] 
 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||