|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О необходимости самоотвержения и несения креста своегоЧтец Александр Романюк, студент 1-го курса (Отделение церковно-практических дисциплин) Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме 29 февраля 2012 года. 01 марта 2012 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры! В нынешние дни Святой Четыредесятницы каждый человек призван особенно глубоко задуматься о своей духовной жизни, о своем спасении. В наше время все больше и больше людей обращаются к Церкви: люди ходят в храмы, участвуют в богослужении, соблюдают посты. Однако, к сожалению, в жизни часто получается так, что и среди воцерковленных христиан очень мало тех, кто действительно старается жить по Евангелию. Многие христиане ограничиваются лишь исполнением каких-то внешних правил благочестия и при этом кардинально менять свою жизнь не желают. «Святитель Иоанн Златоуст в четвертом веке говорил, что в Антиохии из ста тысяч христиан, которые приняли крещение, регулярно посещают храм, спасаются всего лишь сто человек. То есть получается из тысячи – один человек.»[1]. А Святитель Тихон Задонский в восемнадцатом веке писал, что «у нынешних христиан жизнь по большей части противоположна Христу»[2]. Почему же так происходит? Почему большинство людей не хотят своей жизнью последовать за Христом? А не хотят потому, что путь в след за Христом – это путь самоотвержения и крестоношения. Сам Господь говорит нам: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною.” (Мк. 8; 34) У современного человека, привыкшего к спокойной и сытой жизни, эти слова вызывают неприятие, удивление и растерянность. Неужели все христиане должны идти в этой жизни узким скорбным путем? Может быть, возможно ограничиться какой-то «комфортной духовностью»? Богомудрые Отцы Православной Церкви однозначно отвечают нам на этот вопрос. Например, Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Скорбное положение во время земной жизни есть установление Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа. Установления этого, как установления Господня, невозможно отклонить никаким средством человеческим, никакою предусмотрительностью, никакою осторожностью»[3]. Да, душа христианина, предавшего себя воле Божией и пекущегося единственно о исполнении евангельских заповедей, созидается Господом для будущей вечной жизни именно скорбями. Скорбно нашему ветхому человеку распинать свою плоть, скорбно ему и исполнять заповеди Христовы. Наши пороки настолько крепко срастаются с душой, что удаление и врачевание их доставляет человеку скорбь и боль, как удаление больного зуба. Поэтому непросто, очень непросто кажется человеку отвергнуться себя и приступить ко кресту. Но выбора нет: или мы с крестом и со Христом, или мы с миром и вечной погибелью. Третьего не дано: невозможно совместить самоугождение, стремление поспокойнее и послаще устроиться в этой жизни со служением Богу. «Не можете Богу работати и маммоне» (Мф. 6:24), – говорит нам Господь. Поэтому у христианина должна быть четкая градация ценностей: на первом месте – Бог и евангельские заповеди, на втором – все остальное. К сожалению, в реальной жизни мы часто видим, что многие, очень многие приступают ко Христу, но последовать за Ним решаются единицы. Нам страшны скорби, страшен крестный путь, страшно самоотвержение. Современному человеку нужен комфорт, покой, вечная жизнь на земле. Грехопадение настолько повредило разум людей, что временная жизнь кажется им дороже вечной. Подобно тяжелоболящему умалишенному, болезнь которого явственна для всех окружающих, но не для него самого, падший человек не видит глубины своего греховного расстройства, а потому и не чувствует должным образом необходимости во Враче и в лекарстве – в своем кресте. Чтобы дать правильную оценку нашей земной жизни, чтобы правильно расставить в ней приоритеты, нам важно смотреть на нее реально. То есть понимать, что временная жизнь – действительно временная, что она только преддверие вечности. Человек, не решившийся в своей жизни на самоотвержение ради Христа и Евангелия, все равно вынужден будет отвергнуть себя насильно: когда придет неумолимая смерть и разлучит его душу от тела. «В той день погибнут вся помышления его» (Пс. 145:4): всё, чем он жил; всё, о чем мечтал; всё, ради чего тратил свои таланты и силы. И тогда такой человек осознает, что, реально, кроме его бессмертной души в мире ничего ценного не было, но этой-то драгоценной жемчужине он и уделял меньше всего времени, направляя все свое тщание на золу и на прах. И если посмотреть внимательней и разобраться, то так ли горьки скорби и жизненные испытания угодников Божиих? Конечно же нет. Как пишут святые Отцы, когда христианин возложит все свои попечения на Господа и даже в скорбях будет благодарить Его, тогда неизреченное духовное утешение является в сердце человека. В 33 псалме есть такие слова: «мнози скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». То есть говориться, что, действительно, праведным попускается много скорбей, но все эти скорби рассыпаются сами собою, не вредя праведнику, а только очищая и усовершенствуя его. А о тех людях, которые не хотят идти тесным путем спасения и ищут в первую очередь спокойствия и комфорта в этой жизни, в жизни непостоянной, которая длится 70-80 лет, а то и меньше, - о таких людях Господь говорит: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8;36) Этими словами, братья и сестры, Господь дает понять нам истинный смысл нашего бытия на земле и призывает всех нас следовать за Ним. И если мы последуем этому зову Доброго Пастыря, то в день Страшного Суда Он поставит нас одесную и скажет заветные слова: «Приидите, благословении Отца Моего, унаследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». Аминь. [1] «Слова». Т. 5 – Сибирская Благозвонница, 2004, - С. 457М.:. [2] «Настольная книга священнослужителя». Т.7 – Изд-во МП, 1991, - С. 341. [3] Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству. – М.: Изд.-во им. свт. Игнатия Кавк. – С.162. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|