|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О прощенииЧтец Димитрий Степаненков, студент 1-го курса (Отделение богословия) Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Всенощным бдением 25 февраля 2012 года. 27 февраля 2012 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братия и сестры! В сегодняшний день Святая Церковь воспоминает один из самых трагичных дней в истории человеческого бытия: изгнание прародителей из рая. За богослужением неоднократно слышим мы стенание Адама уже напротив врат Эдемского сада: «Увы мне, увы!»[1]. Прародители осознали всю тяжесть вины и последствия нарушения единственной заповеди, но также понимали они невозможность возвращения их к первоначальному блаженству. И вплоть до воплощения Христа люди не могли пройти сквозь врата, охраняемые Херувимом с огненным мечом, по причине греховности своей природы. Схождение Бога на землю было свершением домостроительства Божия ради спасения человека. Смерть Христа сняла проклятие с людского рода, отныне врата рая отверсты для живущих по заповедям. Совсем скоро услышим мы, как это воспевает Церковь Христова в пасхальном богослужении: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало!»[2] Но чтобы мы смогли наследовать рай, необходима внутренняя духовная работа над собой. С самого момента творения первого человека, он был наделен свободной волей, но воспользовался он ей не так, как стоило бы это сделать. Человеческое естество пало, и теперь природа наша имеет склонность к греху. Сегодня мы вновь и вновь воспоминаем невоздержание Адама, но Церковь не призывает осудить его за это. Мы должны побороть в себе греховные наклонности и очистить наши разум и сердце от следов этих наклонностей. Завтра вечером православные христиане будут испрашивать друг у друга прощение, чтобы в мире и единомыслии начать Великий пост. Пост этот вместе со Страстной седмицей длится 50 дней, до праздника Светлого Христова Воскресения и имеет своей целью помочь нам очистить душу от греха. Грех отдаляет человека от Бога, и каждый грех, неочищенный покаянием, лишает нас возможности быть с Богом. Что происходит в Таинстве Покаяния? Господь прощает нам наши грехи при видимом свидетельстве священника. В молитве Господней мы каждый день многократно просим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Если Господь прощает нам наши падения и не вспоминает о них, то точно также должны поступать и мы с нашими обидчиками. Если же мы так не поступаем, то нам надо читать молитву Господню без строчки о прощении долгов. Все мы помним историю с пресвитером Титом Печерским, память которого вместе со всеми преподобными отцами, в подвиге поста просиявшими, совершала вчера Церковь. У преподобного Тита была большая дружба с диаконом Евагрием, но потом эта дружба, как нередко бывает, обратилась в сильную вражду. Когда преподобный Тит тяжко заболел и был уже при смерти, он послал к Евагрию просить прощения, но Евагрий не хотел примириться. Печерская братия насильно привела его к умирающему. Преподобный Тит со слезами просил его о прощении, но Евагрий сначала молчал, а потом вдруг стал яростно говорить, вспоминая свои застарелые обиды, и, все более ожесточаясь, сказал, что не простит Тита ни в этом веке, ни в будущем. После этих слов он упал замертво, пораженный ангелом, а преподобный Тит в тот же миг получил исцеление[3]. На протяжении всего поста мы будем слышать покаянные молитвы, но особое умиление вызывает молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В заключительном третьем прошении мы просим Господа не только видеть – «зрети» наши прегрешения, но и не осуждать ближнего. Будем помнить слова апостола Павла: «Тот, кто не ест, не укоряй того, кто ест» (Рим. 14:3). Пост наш должен заключаться не только в телесном, но и в душевном воздержании. Не будем походить на книжников и фарисеев, лицемерно постящихся пред окружающими. Пусть пост наш не станет нам поводом к осуждению ближних. Пост есть великое и сильное лекарство, действительно исцеляющее душевные недуги человека. Не будем пренебрегать этим спасительным инструментом очищения души, простим обидчиков наших и в мире вступим на поприще Великого Поста! Христе Боже наш, по несказанному милосердию Твоему сподоби нас райской сладости и помилуй, ибо Ты один Человеколюбец. Аминь.
[1] Стихиры на Господи воззвах, на стиховнах, седален, на хвалитех [2] Из канона Святой Пасхи. [3] Киево-Печерский патерик. http://bibliotekar.ru/rus/81.htm |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|