|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Жизнь в Богечтец Михаил Вишняк, студент 5-го курса (Бакалавриат) Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 8 февраля 2012 года, в день памяти мученика Иоанна Попова. 08 февраля 2012 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы с вами, братья и сестры, празднуем память нашего профессора, святого мученика Ивана Васильевича Попова. Этот святой особенно дорог для нас. Почему же? Дело в том, что в церковной среде достаточно распространено мнение, что люди, занимающиеся церковной наукой – богословы – народ чуть ли не неверующий, или, по крайней мере, маловерующий. К сожалению, такое мнение имеет под собой основание. Еще в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право – смех! да и только); эти степени даются людям... Случись с этим богословом какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких – доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!»[1] Да, не секрет, что дореволюционным академиям был присущ сильный дух рационализма и недостаток живой сердечной веры. Профессора по большей части не интересовались жизнью духа, ни в себе, ни в других. И все же, на фоне такого общего упадка всегда были люди, способные доказать обратное – знание о Боге может и должно стать основанием знания Бога, опытного и подлинного богопознания. Такие люди как бы оправдывают церковную науку, оправдывают само знание. Святой мученик Иоанн был как раз одним из таких людей. Он соединял в себе прекрасное знание своего предмета с непоколебимой верой во Христа. О его учености священномученик Иларион (Троицкий) говорил: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича»[2]. А живые свидетели его ссылок и изгнаний вспоминали, что в крайне трудных условиях жизни он никогда не терял стойкости и бодрости духа, перенося лишения с мужеством мученика древних времен. Факты его внешней жизни довольно обычны. Сын священника, он окончил Смоленскую семинарию, потом Московскую академию, учился в Германии, потом преподавал патрологию в нашей академии. В годы начавшихся гонений Иван Васильевич Попов являл деятельную заботу о пользе Церкви, что не могло остаться ненаказанным. Пятнадцать лет своей жизни он провел в заключении и ссылках. В протоколах его допросов слышится необычная духовная мощь. Его следственное фото, сделанное незадолго перед расстрелом, похоже на икону древнего мученика, только без нимба. Откуда он брал такую силу? Без сомнения, много повлияли на него те творения святых отцов, которые он старательно изучал, будучи профессором патрологии. Проникнувшись их духом, он воплотил в себе идеал христианина-ученого. Один из очевидцев жизни мученика в соловецком узилище писал о нем: «В светском звании Иван Васильевич был истинным монахом, безбрачным и девственником, смиренным тружеником, воздержником в пище и питии, благоговейным молитвенником к Богу. Сему все знавшие его – свидетели. Имея дар благодати Божией – слово знания (1 Кор. 12, 8), он трудами удесятерил талант, послужил им Церкви с великой пользой и прославил ее своей мученической кончиной»[3]. Конечно, мученик Иоанн черпал свою силу в Боге, служению которому он был беззаветно предан всю свою жизнь. В Боге был центр его стремлений, и Бог не лишил его мученического венца – итога и свидетельства его самоотверженной жизни. Современниками святого мученика Иоанна, с которыми он боролся, были обновленцы, которые своими делами отреклись от Христа. Они тоже изучали богословскую науку, тоже читали творения святых отцов. Почему же так получилось, что для него эти писания стали правилом жизни, а для них – чуждыми, мертвыми словами, или, что еще хуже, средством к оправданию собственного беззакония? Почему одни стали мучениками, другие – гонителями? Где та граница, которая разделила их? Эта граница проходит в глубине человеческого сердца. Все существование человека определяется его внутренним стержнем, тем, что человек полагает в основу своего бытия. В сокровенной от всех глубине своего сердца человек определяет себя в отношении к Богу. Одни полагают центр своих стремлений в Боге, другие в служении своему «Я»; третьего не дано. Кто положил в основание Бога, тот, чем бы ни занимался – угождает Богу, живя ради Него. Напротив, работающий своему «Я», что бы ни делал, не может угодить Богу, потому что пытается работать двум господам: Богу и своему «Я» – а эти господа требуют взаимно противоположного. Из такого человека никогда не получится настоящий христианин, потому что Господь сказал: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною(Мк. 8,34). Отвергнуться себя – значит жить не для себя, а для Бога, как апостол Павел писал: Живу уже не я, но живет во мне Христос (Гал. 2,20)… Для того Христос и умер, чтобы мы жили для Него (2 Кор. 5,15). И в молитве по Святом Причащении говорится: Не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю[4].А если человек живет не себе, а Христу, то ему нечего уже бояться за себя, не нужно много о себе заботиться, одна у него забота – как бы не отпасть от источника и подателя всех благ, духовных и телесных, Господа нашего Иисуса Христа. Такому уже и жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Фил. 1,21). Что же значит отвергнуться себя? Это значит – переместить центр, опору и надежду своей жизни в Бога. Это проявляется в том, чтобы ни в чем не слушаться своей падшей греховной воли, сообразовывать всю свою жизнь с евангельскими заповедями, всякое дело делать как для Бога и перед Богом, а во всяком нарушении заповедей искренне каяться перед Богом. Кажется, что все мы, здесь собравшиеся, самим своим жизненным выбором уже решили, что целью нашей жизни является служение Богу и Его святой Церкви. Но человек так слаб, подвержен колебаниям, забвению, греховным увлечениям, что склонен забывать о своем высоком назначении, увлекаться суетными, временными вещами…Путник, идущий в далекое странствование, должен постоянно проверять свой маршрут: той ли дорогой он идет, не сбился ли он с пути? Так и мы всегда должны помнить нашу главную цель, и как можно чаще спрашивать себя: для чего я здесь? Для чего я живу? Для чего я делаю то или иное дело? Угодно ли оно Богу? И таким образом направлять наше шествие к Господу. Братья и сестры, близится Великий пост – время особого внимания к своей внутренней жизни. Многие стараются в пост об особенно частой исповеди и причащении Святых Христовых Таин. Святитель Феофан Затворник советовал при подготовке к исповеди обращать внимание на три аспекта: первое – греховные поступки, дела, второе – на наши душевные расположения, чувства, мысли, желания, и третье, самое важное – на основное содержание нашей жизни, на ее дух: в чем он – в богоугождении или в самоугождении? Стремимся ли мы искренне к Богу? Вот об этом-то последнем святитель советует иметь всегда особое попечение, потому что этим определяется и весь наш духовный облик. Погрешности и неисправности неизбежны на пути всякого христианина, но если центр его жизни – в Боге, то они смываются искренним покаянием. Будем же просить Бога, чтоб Он принял наше искреннее стремление к Нему, чтобы всегда покрывал нас Своей благодатью. Да поможет нам в этом своими молитвами святой мученик Иоанн. Аминь.
[1] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад, 1917. С. 78-79. [2] Цит. по: Святой мученик Иоанн Попов. Конспект лекций по патрологии. Булат, Тверь:2006. С. 21. [3] Цит. по: Святой мученик Иоанн Попов. Конспект лекций по патрологии. Булат, Тверь:2006. С. 38. [4] Молитва 1-я по Святом Причащении. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|