|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О преданности в волю Божиючтец Михаил Вишняк, студент 5-го курса (Бакалавриат) Проповедь в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского. 02 декабря 2011 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сегодня Русская Церковь чтит память своего великого предстоятеля – святителя Филарета, митрополита Московского. С именем святителя Филарета связана целая эпоха в жизни нашей Церкви. Он занимал Московскую кафедру в один из сложнейших периодов в ее истории – синодальный период, когда при видимом внешнем благополучии Церковь находилась под жесточайшим гнетом со стороны государства. И служение самого Святителя было исполнено скорбей и трудностей. Одни не любили его, другие боролись с его влиянием, многие не понимали. Находясь в таких обстоятельствах, и сам Святитель был вынужден скрывать свои душевные движения под покрывалом строгого обращения и внешней неприступности. Но иной суд Божий, и иной человеческий. Господь очевидным для всех образом являл благоволение к Своему избраннику как при его жизни, так и по кончине. И если вся Россия сегодня празднует день памяти митрополита Филарета, то тем более наша духовная академия – любимое детище Святителя. Старания Московского митрополита по устроению нашей академии не пропали даром – она до сих пор пропитана его духом и верна его заветам. Святитель Филарет важен для академии тем, что в его лице мы видим идеальный образ и гармоничное сочетание пастыря, администратора и богослова. Поэтому начальствующие могут учиться у Святителя его мудрости и рассудительности; богословы – чистоте учения, точности и обдуманности выражений, проницательности ума; а учащиеся могут учиться у него его беззаветному служению Церкви Христовой. И конечно, все мы считаем Святителя помощником в учении и молитвенником за нас перед Богом. Но есть в жизни Святителя одна черта, которая совершенно необходима тем, кто хочет, чтобы его труд на церковном поприще был прочен и долговечен. Эта черта – безграничное доверие Богу и самозабвенное следование Его воле. Известно, что после принятия пострига монах Филарет желал всю жизнь быть «гробовым» священником у преподобного Сергия, то есть тем иеромонахом, который сегодня читает акафист и записки при раке Преподобного. И это при его-то незаурядных способностях! Но Господь не хотел оставить светильника под спудом, но очень скоро поставил его на подсвечнике Московской кафедры, чтобы светил всем. И всю жизнь Святитель безропотно нес этот крест. Он был аскетом по своей натуре, но принужден был вращаться в высших кругах тогдашнего общества. И его не могло это не тяготить. К этому прибавлялись еще постоянные интриги, обиды со стороны властей и влиятельных лиц, а также обилие и сложность дел. Несомненно, его посещали мысли об уходе на покой для безмолвия. Но он писал своему духовнику, преподобному Антонию Радонежскому: «Желательно, чтобы не запустевал путь совершенного безмолвия, но имел ходящих по нему и подвизающихся и ради нас, обуреваемых морем житейским. Только было бы удобнее, если бы безмолвствовали не призванные к общественному деланию; а когда призванный к общественному деланию заключается в безмолвие собственное, как стрещися будет общественное безмолвие?»[1] Очевидно, Святитель понимал общественное служение как путь спасения, как долг, возложенный на него Богом. И это – пример для всех нас! Вся наша жизнь – созидание Царства Божия, или – созидание тела Церкви Христовой.В этом созидании каждый имеет свое положенное место, свое Богом определенное поле деятельности. В этом великом деле нет ненужных людей, как нет в теле ненужных членов. Здесь нет занятий высоких и низких, нет, как сказали бы сегодня, престижной и непрестижной работы, потому что все совершается по воле Божией и при Его благодатной помощи. Если человек не нашел свою стезю в жизни, не нашел себя – это большая трагедия. Но невозможно, решительно невозможно человеку не найти себя в Церкви, если он искренне хочет творить волю Божию, а не свою. А для этого нужны два условия: самоотречение и безграничная преданность в волю Божию. Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне. Повинися Господеви, и умоли Его(Пс. 36,5-7). Эти слова, по объяснению святителя Василия Кинешемского, значат следующее: «В выборе пути или главного дела твоей жизни оставь в стороне личные твои желания и иди тем путем, на который поставил тебя Господь, заботясь лишь об одном, чтобы не уклониться от воли Его, ясно выраженной в заповедях»[2]. Ведь Господь лучше нас знает наше сердце, знает, на что мы способны и какой путь спасения для нас наилучший. Счастлив тот человек, который понял это, и, найдя свое место, скромно выполняет наложенное на него Богом послушание. Тогда он действительно начинает видеть в своей жизни промыслительную руку Божию, помогающую ему во всех делах, дающую ему силы. Так говорят люди, опытно узнавшие об этом; таков был и святитель Филарет, считавший свой крест спасительным и пронесший его до конца. Да поможет нам Господь найти свою стезю в жизни и идти по ней до конца, молитвами святителя Филарета и всех святых. Аминь.
[1] Филарета, митрополита Московского и Коломенского творения. «Отчий дом», 1994, с. 13. [2] Святитель Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. Беседа на главу X, стихи 46-52. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|