|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Любовь к Богу и людям в жизни святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона патриарха ВсероссийскогоИеродиакон Онисим (Бамблевский) студент 1-го курса (Отделение церковной истории) Проповедь, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника 9 октября 2011 года. 11 октября 2011 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего (1Ин. 4, 12-13). Возлюбленные о Господе, братия и сестры, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Также мы ныне прославляем святителя Тихона – патриарха Всероссийского. Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает наши сердца. Так и сегодня, 9 октября мы вспоминаем блаженную кончину любимого ученика Спасителя – апостола Иоанна Богослова. Однако в этот же день поистине удивительным Промыслом Божиим рядом с апостолом любви поставляется еще один святой муж – патриарх Московский и всея России Тихон. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти. Таким образом, ныне две свечи горят в Церкви, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Господа нашего Иисуса Христа в I веке христианства. Последнее звено – святитель-мученик Тихон, почти на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И стоит задать себе вопрос, почему Господь соединил память именно этих двух Своих избранников в одни день? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности, и на земле в памяти людей. Апостол Иоанн чистотой своей души столь сильно возлюбил Господа, что никакие земные привязанности не отяготили его в жизни. Он отдал Богу все сердце, полное ароматов чистой и святой любви только к Нему. Совсем юным он оставил дом и откликнулся на проповедь Предтечи Христова, призывающего людей Божиих приготовить путь Господу: «...прямыми сделайте стези Ему...» (Лк.3,4). Еще в юности Иоанн встал на этот путь в ожидании Грядущего за Крестителем, Который «...будет крестить вас [людей] Духом Святым и огнем...» (Мф.3,11). И вот святой Иоанн Предтеча указывает ученикам своим на Иисуса Христа и говорит им: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1,29). И, послушный слову учителя, ученик оставляет пророка Иоанна, чтобы идти за Величайшим Учителем и Спасителем рода человеческого. Но не так же ли загорелось сердце юного Василия Белавина в далекой от солнечного Израиля стране, холодной России? В тринадцать лет Василий оставляет отчий дом ради учебы в духовной семинарии. Как апостол Иоанн отдал Богу сокровище нерасхищенное – девственное свое сердце, так и Василий принес тот же дар Богу. И за их преданность Христос излил в их сердца неиссякаемый источник живой действенной любви. А они, достигнув в любви совершенства, смогли освещать и согревать ею и дальних, и ближних. Любовь Иоанна Богослова прошла сквозь века и светит нам, чадам Церкви и поныне, а любовь святителя Тихона не дала погибнуть Церкви Русской в лихую годину богоборческий гонений. Иоанн Богослов – один из трех – стал свидетелем воскрешения Иисусом дочери Иаира. Иоанн – один из трех великих – узрел славу преобразившегося Христа. Иоанн лежит на персях Спасителя на последней вечери в Сионской горнице, где снедается пасхальный агнец Ветхого Завета, законополагая навеки Христом – Агнцем Божиим – Новый Завет с людьми в Его Крови. Сердце ученика, преисполненное любовью, благодатно стало биться в такт с сердцем Божественного Учителя. Вся жизнь Божественного Учителя, все Его дела, вся непостижимая глубина нового учения отверзаются любящему сердцу. И юноша Иоанн за три года пришел в меру возраста Христова, созрел до полного самоотвержения, чтобы жить только в Боге, созрел для служения Богу и людям, созрел для крестного апостольского пути, став для всех всем. И Василий воспринял своей чистою и свободною душою любовь Христову. И, согретый ее лучами, он, как и апостол Иоанн, созрел до полного предания себя в волю Божию, созрел до готовности идти туда, куда позовет его Господь, и испить до дна чашу, которую уготовал ему Бог. И он сделал первый свой шаг за Господом на крест, преклонив в двадцать шесть лет выю под три высоких монашеских обета: девства, нищеты и послушания. И родился монах Тихон, для которого началась новая жизнь, с первого и до последнего дня отданная служению Богу, служению Русской Православной Церкви. А через шесть лет он стал уже епископом. Приведем один незначительный пример из жизни святителя Тихона, только год как вступившего тогда на высокое архиерейское служение. Всего год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем – плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так горячо ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину – православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы сопровождали святителя Тихона во всю его жизнь. Плакала Православная Америка, где и поныне его именуют апостолом Православия; плакал древний Ярославль, плакала Литва, расставаясь с архипастырем, ставшим для них родным отцом. Оба угодника Божия – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и Первосвятитель Тихон – многими болезнями и трудами потрудились «во благовестии Христове». Любовь этих учеников к своему Божественному Учителю оказалась сильнее страха перед врагами. Они так возлюбили Господа, что прошли крестным путем, взошли на крест и распяли себя и жизнь свою. Они жили не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего. Будем же, возлюбленные, братия и сестры, во всем стараться подражать великим угодника Божиим: святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и святителю Тихону патриарху Всероссийскому, а в особенности их искренней любви к Богу и людям, чтобы и нам достигнуть небесных обителей, где вечно пребывают Отец, Сын и Святой Дух в совете любви. Аминь. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Российское библейское общество. М. 2008 2. Мысли русский патриархов от начала до наших дней . «Ковчег». М. 1999. С. 141-254 |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|