АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

В стремлении к духовной высоте


07 ноября 2018 г.

«Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что
многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и 
слышать, что́ вы слышите, и не слышали»

(Лк. 10, 23-24)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Мы совершаем Литургию апостола Иакова, брата Господня. В Новом Завете есть три Иакова: Иаков Зеведеев - старший брат евангелиста Иоанна, Иаков Алфеев - брат евангелиста Матфея и Иаков - брат Господень по плоти. Каждый из них принял мученическую кончину: Иаков Зеведеев был усечён мечом2, Иаков Алфеев был побит камнями или распят, а Иаков брат Господень был первым епископом Иерусалима, который был низвергнут с высоты Иерусалимского храма. Он принял мученическую кончину через низвержение с высоты храма, которая является для нас символом духовной высоты.

Для нас, дорогие братья и сестры, сегодняшний праздник великое торжество, напоминание нашим душам о важности духовного восхождения, - в стремлении «полагать» всегда «восхождения в своем сердце» согласно Псаломскому стиху3. Памятуя о данных словах, прп. Феодор Студит писал: «Но всегда идите вперед и преуспевайте, и полагайте добрые восхождения в ваших сердцах, восходя от славы в славу добродетели»4.

В одном Евангельском чтении, которое мы слышали сегодня, говорится о том что: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем»5. Эти слова означают духовную катастрофу, а именно, что Господь наш Иисус Христос Спаситель, Который мог сотворить множество сил и чудес, оказался без чести в Своем отечестве и тем самым Его слово не сотворило чудеса для тех людей, которые отказывались от них. Но разве эти слова обличают только то, что было когда-то на стыке Ветхого и Нового Завета? Эти слова, обличают нас с вами, то, что и мы с вами не отдаём должные честь и славу Спасителю. То, что мы, соприкасаясь со священным: с богословием, со святыми Церкви, оказываясь участниками Божественных и драгоценных Таинств, остаемся равнодушными затворяя равнодушием и безразличием свою душу. Мы впадаем в состояние раздвоенности, или «бесчувствия», как описывают это святые отцы и в частности преподобный Иоанн Лествичник. В этом состоянии человек «хвалит молитву и бежит от нее как от бича», «ублажает безмолвие и через многословие его хвалит», «милосердных прославляет и нищих поносит»6. Мы оказываемся теми, кто не принимает Спасителя.

Но разве это состояние нормальное? Разве это то состояние, которое может привести ко спасению? Если соотнести это состояние с духовной высотой, то мы получим крайний антипод – бездну собственного безразличия.

А в другом Евангельском чтении мы слышим о том, как Спаситель обращает Своё слово к ученикам и говорит: «блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали»7. Но и в данном случае, разве эти слова говорят только о том что было? Эти слова, дорогие братья и сестры, говорят нашей душе о духовной высоте, о том, что мы не только не должны быть равнодушными, но то что мы должны восходить на высоту. Эта высота не та, когда мы, покаявшись в храме, возвращаемся на круги своя, эта высота не та конечная точка, когда, изучив богословские истины, мы потом забываем применить их в своей жизни. Эта высота оказывается той начальной высотой, тем основанием, от которого святые начинали своё подлинное духовное восхождение!

Господь наш Иисус Христос, говоря о блаженстве встречи с Ним, призывает нашу душу к ревности, чтобы, узрев Спасителя, сохранить в себе образ Божий и раскрывать его всё более и более через подвиг очищения, через трепетный подвиг хранения и преумножения в себе Божественных заповедей и Божественных добродетелей, через то чтобы мы не были ни коим образом равнодушными к Божественным истинам, и чтобы истины веры, отзываясь в нашей душе, звали нас в небеса! Чтобы никакой подвиг ради Бога не был нам страшен, чтобы наша душа по примеру апостола Иакова и всех прочих апостолов готовая к подвигам и постоянно, или «ежедневно», как пишет Симеон Новый Богослов и другие отцы, находясь в постоянном дерзновенном устремлении к совершенству в сочетании с подлинным смирением, совершала подвиг покаяния.

Преподобный Никита Стифат пишет, что недостаточно выжечь покаянием всё то, что не верно в нашей жизни, недостаточно превратить нашу жизнь в пустыню для греха, нужно ещё оросить эту жизнь благодатью Святого Духа! «Многие с большой заботой возделали свои нивы и семя чистое на них сеяли, посекши сначала терния и сжегши волчцы огнем покаяния, но из-за того, что Бог не увлажнил их дождем Духа Святого от умиления, они ничего оттуда не пожали»8. Нужно источить в себе умиленные слёзы. Нужно сочетать в себе пустыню для греха с оазисом для Бога!

Сегодня в день памяти апостола Иакова, который показывает нам пример восхождения и мужественной смерти ради Бога, наша душа да наполнится ревностью и мужеством с тем, чтобы каждый наш день был не напрасным, с тем чтобы наша жизнь была не местом равнодушия к животворящей проповеди и чудесам Спасителя, но местом постоянной встречи и местом преумножения этой Божественной встречи. Аминь.

//проповедь заведующего библиотекой МДА на Литрургии апостола Иакова в ночь с 4 на 5 ноября 2018 года

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.