АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Индия: Религиозная потребность в православии


Часть исследовательской работы над материалами кандидатской диссертации на тему «История православной миссии в Индии» проводилась в ходе научной командировки в эту страну. Автор, студент II курса Московской духовной академии Кирилл Малевич, встретился с консулом Российской Федерации Алексеем Михайловичем Мзареуловым. Встреча проходила 2 марта 2011 года в здании генерального консульства в городе Мумбаи.
27 сентября 2011 г.

Алексей Михайлович: есть ли у народа Индии здесь в Мумбаи и в целом по стране религиозная потребность в православии?

Религиозная потребность в православии у русских и нерусских в Индии огромна. В полуторамиллиардной Индии не построено ни одной православной церкви, по крайней мере в последние 70 лет. Я не уверен, были ли при царской России, однако точно знаю, что в то время полагалось на территории дипломатической миссии строить церковь, потому что и тогда, и сегодня, и всегда территория дипмиссии любого государства является территорией этого государства. И сейчас вы, находясь в здании генерального консульства, находитесь в России, вы перешли границу Индии, проходя ворота. Вопросом о создании православного храма занимались все послы России в Индии, и прежде всего Александр Михайлович Кадакин. Но ничего не получается, и мой вывод: Индия забыта Русской Православной Церковью, словно нет этого многочисленного индийского народа с русской душой. Я подчеркиваю: с русской душой, у нас одна душа; если бы в Индии была зима, то индийцы были бы русскими, а если бы у русских был экватор, то они были бы индийцами.

Индийцы очень любят и ценят русскую литературу: вот уже на протяжении ста лет самый популярный зарубежный писатель у индийцев — Максим Горький. Я проработал в Германии 20 лет и скажу точно: если другим нациям, как, например, немцам, несмотря на то что мы с ними долгое время воевали, нужно многое объяснять в фильме «Баллада о солдате», индийцам же ничего объяснять не надо, они всё понимают, они плачут. Индийцы для русских на удивление родной народ! Радж Капур популярен только в двух странах — в Индии и в России. Притяжение русских людей к Индии начиная с 1469 года, когда на побережье в ста сорока километрах южнее Мумбаи высадился русский купец Афанасий Никитин (который на самом деле был отправлен русским царем исследовать новые торговые пути), огромно, и оно было всегда.

В новое время, в современной России повсеместным стало такое явление, как индо-российские браки, и чаще всего на уровне среднего класса. Моя школьная одноклассница Мария Арбатова, написавшая книгу «Дегустация Индии», вышла замуж за индийца из Мумбаи.

Каждый год в Гоа приезжает на отдых все больше россиян, и русские в Индии уже заняли первое место по числу туристов, обогнав англичан и всех остальных. В этом году ожидается более 60 тысяч российских туристов только в Гоа.

Итак, потребность русских людей в православной церкви здесь огромна. В нашем консульском округе, штат Махараштра — 200 миллионов русских, в городе Мумбаи — 15 миллионов, в штате Гоа — три миллиона, в штате Гуджарат, граничащем с Пакистаном, — 50 миллионов, а также еще три штата и одна союзная территория — русское население в Индии велико, представляет весьма большую общину. В посольстве Российской Федерации в Индии есть храм Русской Православной Церкви, в котором служит отец Геннадий Мороз. Но по сути, - это домовой храм, весьма малый по площади — небольшая комната. У русских православных людей в Индии проходит жизнь: здесь они рождаются, умирают, женятся, но, к сожалению, церковного обслуживания нет никакого. По индийскому закону, если офицер индийской армии или флота женится на иностранке, его жена обязана принять индийское гражданство. Однако русские женщины, которые часто выходят замуж за «цвет нации», «витрину нации», «гордость нации» — офицеров индийской армии и флота, принимая таким образом индийское гражданство, сообщают мужу, что их ребенок будет православным. Женщина приходит сюда, мы ей меняем гражданство, то есть она отказывается от гражданства России, но как только она рожает ребенка, крестит его в православии. И она не едет для этого в храм Русской Православной Церкви в Нью-Дели, а специально с новорожденным летит к себе в Россию. Не только потому, что там живут ее родственники, но и потому, что там таинство крещения происходит в храме — здании, которое каждый представляет себе как традиционную русскую православную церковь. Там это все происходит в храме, а не в комнате.

Владыка Кирилл, нынешний патриарх Московский и всея Руси, был в Индии в 2006 году. Его принимала братская Маланкарская Церковь, и он посетил города Дели и Ченнаи. С тех пор ни одного визита представителя Русской Православной Церкви, я это подчеркиваю — ни одного, даже не на высшем, а на среднем уровне, не было. И я рад, что вы, Кирилл Борисович, первый. Нельзя забывать о полутора миллиардах людей Индии, тысячи из которых — православные!

В ноябре 2010 года исполнилось 110 лет генеральному консульству Российской Федерации в Мумбаи. Это первая дипломатическая миссия России в Индии, открытая еще в колониальной Индии, по договоренности с Англией, в 1900 году здесь в Мумбаи; первым консулом был Василий Фонклемм. В прошлом году по согласованию с послом России Александром Михайловичем Кадакиным было организовано празднование 110-летия первой дипмиссии России в Индии. На торжества мы пригласили многих людей из России: из Тверской области (оттуда родом Афанасий Никитин), из города Санкт-Петербурга — побратима Мумбаи (партнерские связи между городами очень активны — Валентина Ивановна Матвиенко хорошо понимает важность для России Индии, и в частности Мумбаи). Мы пригласили Виктора Феликсовича Вексельберга. Юбилей первой дипломатической миссии в Мумбаи — большое событие, по этому случаю министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров направил в генеральное консульство поздравительное послание. И как работники госучреждения, и просто по-человечески все сотрудники нашего консульства и других российских организаций в Мумбаи, которые являются православными людьми, очень хотели, чтобы на торжества приехала делегация Русской Православной Церкви. Ведь в некоторой степени это событие имеет значение и для православия. Афанасий Никитин был православным человеком, Василий Фонклемм тоже был православным. И мы с сожалением и пониманием отмечаем, что никто к нам не приехал. Мы хотели бы, чтобы представитель Русской Церкви поучаствовал в нашем празднике, освятил бы наконец здание генерального консульства (здание построено в Мумбаи в конце восьмидесятых годов прошлого века, по сей день не освящено). Никто не приехал. И главное: мои слова не являются упреком в адрес Русской Православной Церкви, это упрек в адрес всех структур и институций России, кроме президента и премьер-министра, потому что и президент и премьер-министр практически ежегодно приезжают в Мумбаи с официальными визитами, поскольку, я уверен, прекрасно осознают, что значит Индия для нас, а значит она очень многое.

Складывается впечатление об Индии как о забытой и оторванной от России стране. Еще раз повторю: весьма обидно, что в Индии нет ни одного храма (церковного здания) Русской Православной Церкви, в то время как армянских храмов в Индии — три, при неуклонном сокращении армянского населения Индии, особенно после террористической атаки 2008 года; в Мумбаи, например, осталось всего три армянина. Патриарх Кирилл в 2006 году совершил закладку камня в фундамент будущей церкви апостола Фомы в Нью-Дели на территории посольства России в Индии, и индийскому правительству совершенно нет дела, что происходит на территории российского посольства, но строительство храма проходит очень медленно. Во всей Индии нет ни одной церкви в ведении Московского Патриархата.

При изучении русского контингента в штате Гоа нам стало известно о постепенном сокращении времени пребывания туристов в штате, по причине краткосрочного визового обеспечения. Насколько долго и в каком количестве российские туристы проживают в Индии? И верно ли предположение, что отдыхающие в Индии русские туристы совершенно не интересуются православием или христианством в целом, а, наоборот, увлекаются нехристианскими местными верованиями и культами?

На сегодняшний день максимальный срок туристической визы для граждан России составляет два месяца, и, кроме экстренных случаев, туристическая виза не подлежит продлению. Бизнес-виза для граждан России выдается на шесть месяцев, въехать по данной визе можно не более двух раз. Однако из всего многочисленного, как я говорил ранее, потока русских туристов в Индии ничтожная часть приезжает сюда, чтобы проникнуться языческой индийской духовностью, и таких людей не более одного процента от всего русского туристического контингента. Русских, рожденных в православии и воспитанных в православных традициях, но увлекающихся в Индии откровенным язычеством, я считаю не совсем душевно здравыми. Я не против свободного выбора каждого человека, но, при всем моем гуманизме, когда из России приезжает голубоглазый человек, ходит в шлепках на босу ногу с точкой на лбу, завернутый в традиционные индийские одеяния, у таких людей, я считаю, произошел психический сдвиг. Но могу сказать, что такая ситуация прослеживается в отношении не только русских, но и других иностранных туристов в Индии. Абсолютное большинство русских людей, которые приезжают в Индию, в частности в штат Гоа, где по количеству и по статусу весьма значимая сплоченная русская община, на долгосрочное проживание (а это наиболее креативный средний класс: дизайнеры, компьютерщики, программисты, люди творческих профессий, имеющие возможность заработка как в Индии, так и в России, те, у которых здесь собственные фирмы), никакой связи с языческой индийской духовностью не имеют. Но у них крепкая душевная связь с Индией. Ведь многим русским людям очень комфортно, в том числе и в душевном плане, жить в Индии, потому что индийцы — как мы. Поэтому в Гоа есть наша многочисленная община, она сильная, она активная, это сильный средний класс. И генеральное консульство с ними общается, потому что как бы негласно они вносят большой вклад в развитие дружбы России и Индии, между нашими двумя великими народами; сейчас это называется стратегическим партнерством. В целом же я с уверенностью скажу, что русские туристы в основном приезжают в Гоа за морем и солнцем, и только один процент увлекается индийским язычеством. Гоа считается святой землей, культовым местом для так называемых хиппи, здесь это движение зародилось, и все белые люди это знают и помнят.

В завершении беседы хочу сообщить следующее: налажено взаимодействие между Министерством иностранных дел России и Русской Православной Церковью. Это взаимодействие очень тесное: в вопросе возвращения к традициям русская внешняя политика всегда шла вместе с церковью. Русские воевали не столько за Босфор и Дарданеллы, сколько за освобождение славян. Регулярно министр иностранных дел России Сергей Лавров проводит встречи и обсуждения с представителями Русской Православной Церкви. Главное взаимодействие — это взаимопомощь ради интересов России в целом. Но здесь, в Мумбаи, мы этого не видим, складывается впечатление, что в отношении Индии Русская Православная Церковь не слишком активно помогает МИДу. При этом роль и место Индии во внешней политике России возрастает с каждым годом: российские военные ведомства не случайно только Индии продают свои новейшие разработки, которые пока не взяты на вооружение даже российской армией, потому что Россия и Индия доверяют друг другу и имеют теплые взаимоотношения. Ведь во всех военных конфликтах с участием Индии Россия всегда была на стороне Индии, наши отношения с Индией ничем не обременены.

Однако в девяностых годах прошлого века, когда у власти в России де-факто были молодые реформаторы, когда министром иностранных дел России был Андрей Владимирович Козырев, сложилось представление, что нам Индия не нужна. Тогда дружеские взаимоотношения России и Индии ослабли в одночасье: товарооборот с Индией упал в несколько раз, нам оказались ненужными дешевые для народа индийские чай, продукты питания, зато тогда стали нужными дорогие недоступные для народа западные продукты. Но посчастливилось, что в то время в Индии были послы Кадакин и Трубников, которые делали все возможное, чтобы сохранить теплые отношения России и Индии. Сегодня товарооборот с полуторамиллиардной Индией составляет около шести миллиардов долларов, в то время как со стомиллионной Турцией — сорок миллиардов долларов.

Мы все, кто работает в российских государственных учреждениях, призваны сюда в Индию для развития взаимоотношений, но без Русской Православной Церкви нам очень трудно.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.