|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Любовь к ближнимИлья Беломытцев (1 курс магистратуры) Проповедь произнесена за Божественной литургией в Покровском академическом храме 17 сентября 2017 года. 17 сентября 2017 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня в Евангелии мы слышали о том, как фарисеи задали Христу вопрос: «какая заповедь в законе наибольшая?» Господь отвечал словами Второзакония (Втор 6:3): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» указав, что это — «первая и большая заповедь» и прибавил, что «вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:40). В ветхозаветном законе много постановлений, и среди учителей народа был давний спор – какие из них важнее, ответ же Христа оказался выше этих споров – Он указал истинный смысл и цель всего закона, и Ветхого и Нового завета. Эти две заповеди неразрывно связаны друг с другом: каждый человек – это образ Божий, невозможно любить Бога, не любя ближних, а возрастая в любви к людям, мы возрастаем и в любви к Богу. Авва Дорофей предлагает простой образ круга: все люди – на его границе, а в центре Бог. Он пишет: «насколько мы входим внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, становимся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаемся к Богу, столько приближаемся и друг к другу»[1]. Об исключительной важности любви в жизни человека Апостол Павел говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий…если имею всякое познание и всю веру, а не имею любви, - то я ничто…. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:1-3). Идеал любви в христианстве очень высок – это жертвенная любовь, которую явил сам Христос, приняв крестную смерть за каждого человека. К жертвенной любви призваны и мы, ибо сказано Спасителем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя » (Ин. 15:13). Эти слова, конечно, не означают исключительно жертву самой жизнью – положение души за ближнего означает самоотречение во имя ближнего, которое возможно и необходимо в нашей обычной повседневной жизни. Известные слова апостола Павла раскрывают это понятие жертвенной любви, объясняют нам, что такое любовь – не в отвлеченных понятиях, а в конкретных действиях, доступных каждому из нас: « Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится,…не гордится, не раздражается, не мыслит зла,…все покрывает, …все переносит » (1 Кор 13:4). Вот то, к чему каждый из нас должен стремиться. На первый взгляд кажется, что эти слова – о долгих, прочных отношениях с действительно близкими нам людьми, но на самом деле к таким взаимоотношениям мы должны стремиться со всеми, кто нас окружает. Начать же стоит с простых дел в повседневной жизни: научиться не быть эгоистом, не отвечать злом на зло, быть снисходительным и уметь прощать. Ведь то, что всегда считалось добродетелью, да и просто признаком воспитанного, интеллигентного человека, - забывается, люди становятся эгоистичны, нацелены на себя, нетерпимы к ближним. Нам, загнанным бегом по жизни, часто и в голову не приходит думать о ком то еще, кроме себя. Прощение и терпение - это самые важные качества, которым мы должны учиться в отношениях с людьми. Мы ведь у Бога постоянно просим - "прости нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим". Митрополит Антоний Сурожский говорил: «простить – не значит забыть, простить - значит с состраданием и болью в душе сказать - когда придет страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи»[2]. Очень сложно бывает именно так простить, чтобы ничего внутри нас уже не «кипело» и не отравляло отношения. Сложно бывает покрывать свое недовольство и раздражение терпением и снисхождением, но это единственный возможный путь, который указан нам Спасителем. И когда сил наших не хватает, а идеал кажется недостижимым – не будем забывать, что Господь, видя наши усилия и стремления, обязательно придет на помощь и умягчит в первую очередь наше собственное черствое сердце. Да поможет всем нам Господь, молитвами Пречистой Своей матери и всех святых, возрастать в любви к ближним и учиться ценить и беречь друг друга! Аминь!
[1] Авва Дорофей, прп. Поучение шестое. О том чтобы не судить ближнего. // Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Сергиев Посад, 2000, 131 с. – с. 35. [2] Митрополит Антоний Сурожский. Труды. Книга 2. Москва, 2012 г. С. 245. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|