АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Создание молодежного объединения на приходе


Доклад, прозвучавший на конференции, посвященной вопросам привлечения молодежи в духовных и светских учебных заведениях к социальной деятельности Русской Православной Церкви. Конференция проходила 14-17 мая в г. Новокузнецке.
23 июня 2011 г.

Анализ ситуации

Начиная с возвращения Церкви к активной общественной жизни (конец 80-х годов) задача по привлечению молодежи к православной вере постоянно звучала среди первоочередных проблем, которые, так или иначе, необходимо было решать. За семьдесят лет советской власти никаких особых методик по понятным причинам выработано не было и пришлось обращаться к наработкам конца 19-го начала 20-го столетий. Наработки эти и без того несколько ущербные из-за ненормального положения Церкви в государстве (в Синодальный период) во многом устарели. И, прежде всего, они не учитывали практического исчезновения православного уклада из повседневной жизни людей. Народ просто утратил понимание, как именно следует строить православную семью, быт, культуру и карьеру.

Таким образом, работа с молодежью в начале 90-х годов сводилась к интерпретациям опыта дореволюционных воскресных школ в рамках советского педагогического наследия. То есть, по сути, по-советски воспитанные люди пытались реконструировать некие педагогические системы не вполне понятные им самим.

Многочисленные попытки создать на формальной основе те или иные молодежные объединения при Церкви (ВПМД, православные следопыты, молодежные клубы) в основном заканчивались без видимого успеха. Живая работа велась лишь на тех приходах, где настоятель лично желал, имел возможность и был готов идти на определенные жертвы ради работы с молодежью.

Задача

Попробуем определить нашу задачу. Собственно говоря, какая цель может быть сугубо у молодежи, как возрастной группы, на православном приходе. Возможно, одной из базовых целей будет взращение и создание для молодых людей православного уклада в их личной жизни.Им совершенно необходимо понять, как православная вера на деле выстраивает всю жизнь человека — семью, круг общения, интересы, общественную жизнь и т.д. Тем более что именно нынешнее поколение молодежи родилось уже в России (а не в СССР) и гораздо меньше подвержено «родимым пятнам» социалистического мировоззрения. Это поколение не терпит формализма, фальши, «мертвых дел», и старые «пионерско-комсомольские» методы в ее среде недопустимы.

Проблемные точки

Тут мы и сталкиваемся с двумя основными проблемами (не основных — бесчисленное множество).

Человеческий фактор. На приходе настоятель весьма занят и в редких случаях готов лично заниматься молодежным вопросом. Подготовленных кадров у него нет. Второй священник обыкновенно также загружен (требы, окормление воинских частей, детских домов, сбор средств на строительство и т.д.), в воскресной школе работают дамы, которые более-менее справляются с ребятами до 12 лет. Это значит, что любому приходу требуются координаторы (не организаторы) молодежной жизни из среды самой молодежи.

Материальные средства. Реальная работа, как это ни печально, экономически не выгодна, ведь настоящая жизнь молодежи (и детей) на приходе требует реальных затрат. Понятно, что это «инвестиции в будущее» — молодые люди станут взрослыми и, возможно, сторицей воздадут приходу, делая пожертвования. Но до этого еще надо дожить. Выходом могло бы стать разрешение правящих архиереев «списывать» расходы на работы с молодежью с приходского налога, отсылаемого в епархию (сумма здесь может быть фиксированной).

Содержание работы

Церковной молодежи зачастую нечем себя занять, хотя и желание реализовать на практике свои убеждения существует. Это отличный потенциал для миссионерской работы, для того, чтобы молодые люди несли в свою повседневную школьную и студенческую среду свет Евангелия и приводили своих друзей в Церковь. Но для этого надо не только быть верующими, но и занимать активную общественную позицию, быть носителями более сильной и живой культуры, созданной в церковной среде, на приходе, которая, по сути, могла бы стать альтернативой молодежной субкультуре и при этом быть адекватной обществу.

Молодые люди должны быть вовлечены в реальное дело. Дело это должно быть настоящим, полезным, интересным и приносить ощутимые плоды. Главное — оно должно формировать православное миропонимание. Так как люди, обстоятельства, возможности и потребности приходов весьма различаются, то и дела эти будут весьма различны.

Виды деятельности должны развиваться по двум направлениям — образование (самообразование) и реализация знаний и умений на практике.

Например, для темы «уклад жизни в православной современной семье» можно поискать таковые семьи, обсуждать, как налаживать отношения, воспитывать детей на реальных (и литературных) примерах, съездить и помочь (хотя бы в саду-огороде) многодетной семье и т.д.

Другая сторона самообразования — семинары по истории и культуре, просмотр фильмов, посещение выставок, изучение и овладение ремеслами и многое другое. Очень важно также собираться на семинары по богословским проблемам (пусть даже не слишком глубоким), по истории Церкви, устраивать паломничества (в том числе и для помощи в восстановлении святынь). И здесь самообразование и жизнь «внутри» перетекает в жизнь «во вне», где слова о том, что «вера без дел мертва» становятся определяющими.

Причем, помогая в работе с детьми и пожилыми людьми, устраивая приходские праздники, молодые люди постепенно сами будут проживать разные житейские ситуации в православном контексте.

Создание среды

Для этого у молодежи на приходе должна быть создана здоровая культурная питательная среда, участвуя в которой молодые люди могут вести полноценную жизнь. Такая среда, как любая система жизнеобеспечения создается постепенно. Она формирует участников, но и участники формируют ее. Поэтому логично начинать такую работу не только со старшеклассниками и студентами, но и с подростками, начиная со среднего школьного возраста.

Поскольку в рамках нашей конференции мы говорим о молодежном социальном служении, то хотелось бы подчеркнуть, что организация и создание объединения подростков на приходе — прекрасная возможность для молодежного служения. Служения не где-то там, на стороне, где надо идти и срочно являть свет миру (чего от нас часто пытаются добиться), а служения здесь, для начала в своем храме, своим ближним, братьям и сестрам, друзьям, которые постепенно могут стать и нашими соратниками.

При создании такого объединения перед нами стоит два вопроса: 1) каким содержанием наполнить эту жизнь на приходе (помимо участия в богослужении); 2) какую форму работы выбрать, чтобы она была адекватна поставленным задачам.

Формы работы с подростками на приходе

Воскресная школа для подростков: ее плюсы и минусы. Она дает минимальный базовый образовательный уровень, который требует определенного профессионализма от преподавателя. Соответственно не каждый старший школьник или студент может преподавать в ВШ, а организовать учебный процесс куда сложнее. Кроме того всем известен феномен «выгорания» выпускников ВШ, поскольку нравственные дисциплины преподаются зачастую на весьма детском уровне, что уже не устраивает подростка в 14-15 лет. ВШ часто не может перестроиться под его требовательные запросы, поскольку сам принцип занятий построен на классно-урочной системе и не предполагает особых отклонений от тем и персонального подхода к участникам.

Молодежные клубы для юношей и девушек от 15-16 лет и старше часто сводятся к посиделкам за чаем, просмотру фильмов - пространство, но еще не «среда».

Существуют и другие формы работы. Нам известны различные клубы, кружки, братства и сестричества и даже спортивные секции при храме. Не будем ограничиваться той или иной конкретной формой. Назовем их условно - объединение.

Такое объединение может быть разновозрастным, т.е. не замкнутым в определенных возрастных категориях (классах ВШ). Таким образом, участники смогут попробовать себя в разных ролях от самых простых помощников до координаторов объединения, постепенно принимая на себя новые компетенции и овладевая новыми навыками и знаниями.

Идея совместного воспитания

Молодежное объединение призвано решать педагогические задачи. Первые воспитатели — это родители. И полностью перевешивать эту функцию с семьи на приход или на кого-то еще не правильно. В современной, пусть даже православной семье, далеко не всегда хватает времени, знаний, умений и того самого уклада жизни, которые необходимы для полноценного воспитания детей. Объединение усилий родителей, священства, добровольцев и наиболее инициативных ребят на приходе поможет создать этот уклад и в самих семьях, наладить более доверительные отношения с подростком в семье. Проще говоря, у родителей и детей откроются общие интересы (помимо бытовых), будут дополнительные поводы для общения в семье и вне ее.

Важно понимать, что процесс такого совместного воспитания невозможен без самовоспитания его участников. Важным принципом нашего объединения будет понимание каждым его участником от мала до велика необходимости самовоспитываться и развиваться. Не только в духовном смысле, но и с точки зрения знаний и умений. (Чтобы кому-то из старших ребят провести игру или занятие по теме, необходимо подготовиться, порыться в материале и т.д. Пусть это будет не профессиональным изучением этого предмета, но приоткроет человеку область нового знания).

Посильный вклад для каждого

Степень участия каждого, кто задействован в организации жизни объединения может и должна варьироваться по необходимости в силу наших возможностей и занятости. Поэтому мы говорим не об организаторах, которые тянут на себе непосильную ношу, но о «координаторах» объединения. Координатор должен уметь помочь людям найти подходящую им нишу, выработать конструктивную логистику приходской молодежной жизни. Такому планированию и организации деятельности необходимо учить в методических центрах и на специальных курсах. 

Личные ступеньки для участника объединения 

- Навыки общения со сверстниками. Возможность для более полного общения в семье — участие родителей в объединении. 

- Опыт «дела». К сожалению, большинство детей и подростков (особенно городских) не умеют доводить начатое дело до конца. И в повседневной жизни, и в учебе. Отсюда часто развиваются различные комплексы и т.д. Опыт небольших, но реализованных начинаний поможет почувствовать в себе силы и ответственность за соработников.

- Образовательная функция объединения не сводится к жесткому набору знаний. Конечно, должен быть определенный минимум, который задаст ступенчатую и наглядную систему знаний и умений (подростку важно видеть реальный результат своей работы). Но образовательная задача не сводится к факту их освоения, они являются лишь векторами в разных предметных областях, которые помогут молодому человеку выбрать и свой профессиональный, и жизненный путь.

- Приобретение опыта организации, планирования, руководства. Человек, который умеет довести дело до конца, может и других организовать. Даже если у него нет харизмы или организаторских талантов, то хотя бы может скоординировать действия других. Благодаря опыту «доведенного до конца дела» и приобретенному набору умений, молодой человек постепенно становится воспитателем не только себя, но и своих младших братьев и сестер.

- Возможность найти свое место. Молодому человеку свойственно искать себя. И в определенный момент большинство из наших ребят поступят в вузы, у них появятся новые компании. Возможно, они не захотят больше участвовать в наших общих делах. Но это — не неудача. Человек дела, который умеет правильно оценивать свои поступки и происходящие события — это уже большой результат. А если он еще познакомился в нашем объединении с православием (ведь наши дети не всегда из церковных семей), если у него есть опыт веры и дела, то в него заложено доброе зерно, которое может спать до поры до времени, но, когда наступит момент самоопределения или придет время воспитывать собственных детей, у этого человека будет образец и вектор. И, будем надеяться, что нашими общими усилиями этот вектор будет обращен к Церкви.

Заключение

Только честная работа для самих себя, а не для галочки или отчета может принести добрые плоды. Какими бы не были хорошими методики работы, но если мы попытаемся навязать приходам работу с детьми и молодежью как «обязаловку», то мы получим диаметрально противоположный результат. Думаю, те, кто имеет власть и средства, это понимают. Оставим им решать, как глобально поступить в организации общецерковной молодежной работы.

Задача нас — простых прихожан, клириков и всех неравнодушных — помочь молодым людям организоваться, помочь с методиками, тем более что желание послужить ближним у православной молодежи есть. Не всегда есть понимание, что такое служение ближним и как его практически реализовать.

На что опереться? Здесь важно не просто заимствовать чьи-то наработки или реконструировать какие-то пионерские организации или «потешные полки». Они если и были актуальны, то для своего времени.

Сейчас создан межрегиональный проект по изданию серии методических пособий, которые рассматривают различные аспекты организации детской и молодежной работы на приходах силами самих прихожан. Мы опираемся на опыт и методики работы наиболее успешных детских и молодежных объединений, работавших на поприще православного воспитания как минимум последние 60 лет. Первое пособие уже издано, книга называется «Дети на приходе: опыт создания подросткового объединения». Готовится еще четыре книги.

Конечно проблем много. Мы уже говорили, что необходима система методических центров или курсов. Но, будем надеяться, что наши пособия помогут тем, кто хочет создать детское или молодежное объединение у себя на приходе.

См.также:
Дети на приходе [Издание] [23 июня 2011 г.]
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.