АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Снисхождение и любовь к кающемуся грешнику


Чтец Ярослав Геращенко (4 курс бакалавриата)
10 сентября 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня Церковь чтит память преподобного Моисея Мурина. Житие этого святого поражает восприятие каждого читающего не менее, чем житие преподобной Марии Египетской. Сначала нам представляется человек, полностью погрязший во грехе, с убийствами, разбоями и блудом, затем идет долгий путь покаяния и подвигов, и, наконец, по милости Божий, перед нами предстает святой[1].

Да, Моисей Мурин из предводителя разбойников стал святым. Это замечательный пример для всех нас в те минуты, когда нами овладевают уныние от своих грехов и потеря надежды на спасение, и когда мы расслабляемся в духовной жизни, считая, что нам никогда не достичь святости. Но преподобный Моисей не просто оставлял молитвенное правило или раздражался, он убивал людей! И в итоге стал святым! Значит и каждому из нас открыт путь в Царство Небесное, если мы осознаем всю греховность своей жизни, искренне покаемся перед Богом и, с Его помощью, начнем новую жизнь.

Но есть в житии преподобного Моисея еще один момент, на который стоило бы обратить внимание. Преподобный Моисей был рукоположен во священника! А ведь канонические правила запрещают возводить в священный сан даже тех, кто совершил невольное убийство[2], предположим сбил человека на машине, хотя виноват был пешеход. А тут человек убивал и стал священником! И мало того, что он стал священником, так он еще включен Церковью в святцы! Как это могло произойти? А точно так же, как и в притче с блудным сыном[3], который по неизреченной милости Божией обратился внутри себя, изменил ход своих мыслей и поступков, и сказал наконец себе: «Стоп! Как я живу? Разве мне это нравится? Разве я вообще похож на человека или хуже скота бессловесного? Почему я нахожусь в таком положении? Господи, ПОМОГИ!!!» Внутри себя, что блудный сын, что преподобный Моисей, возопили к Богу! Они умоляли Его простить все прежние грехи и дать им силы исправиться. Они изменили свою жизнь на 180 градусов. И Господь, видя их искренность и надежду на Него, даровал им и прощение, и дары в избытке.

Но в истории с блудным сыном было также и другое действующее лицо – его старший брат. Брат, который никогда не уходил от отца «на страну далече» и никогда не впадал в те страсти и грехи, в которые ежедневно впадал его младший непутевый брат. И что же в конце? Ведь старший брат так и не принял покаяния своего обратившегося брата, он не смог снизойти с высоты своей гордости к уничиженному состоянию плача и мольбы о прощении блудника. А почему? В нем не было любви! В нем была только уверенность в своей праведности и желание признания этой праведности остальными. А у младшего брата было сокрушение сердца и скорбь о грехах.

Есть и еще подобные притчи в Библии, напоминающие нам о спасительном действии покаяния, например, притча о мытаре и фарисее[4]. И везде один и тот же мотив: гордый праведник противопоставляется кающемуся грешнику.

Как пишет святитель Димитрий Ростовский о житии преподобного Моисея: «Сие повествуется о святом Моисее ради того, чтобы было видно его исправление, и чтобы было известно, каким образом Моисей от такой дурной жизни пришел к раскаянию и богоугождению; ибо грехи святых (ранее бывшие) не утаиваются, ради прославления милосердия Божия, которое отделяет честное от недостойного и из грешников творит праведников»[5].

А теперь обратимся к себе. Как часто мы с вами можем простить другому его грех? Периодически, конечно, получается. Но только небольшой грех. А если мы узнаем, что наш друг или сосед когда-то давно убил человека? Сможем ли мы его простить и относиться к нему как прежде? Возникнет ли у нас хотя бы мысль, что он мог сожалеть о содеянном, сильно раскаяться и просить Бога его простить? Я не говорю даже о любви, нет, а хотя бы о сострадании. С этим у нас сложнее. Мы очень часто мыслим определенными схемами и ярлыками. Зная, что человек совершил тяжелый проступок, мы навешиваем на него ярлык грешника. Проходит много лет, а ярлык остается. И мы не видим, как человек дома кается, как лежит на полу крестом, умоляя Бога о помиловании, нет, мы видим только прежний его грех. И только у Бога находится любовь к этому человеку, только Он не отворачивается ни от кого из нас, а любит нас, несмотря на наши ежедневные грехи.

Так Он возлюбил и блудного сына, и преподобного Моисея Мурина, и вообще все человечество. А хватит ли у нас любви, чтобы возлюбить хотя бы своих ближних? Ведь, по словам апостола Павла,«если я говорю языками человеческими и ангельскими, если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всю веру, если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею — то я ничто»[6] (ср.: 1 Кор. 13:1-3). Ведь «любовь долготерпит, милосердствует, <…> не завидует, <…> не превозносится, не гордится, <…> не ищет своего <…>; все покрывает, всему верит, всего надеется…» (ср.: 1 Кор. 13:4-7).

Дорогие отцы, братья и сестры!

Будем и мы с вами, взирая на пример преображения преподобного Моисея Мурина от разбойника к святому, снисходить к немощам других, покрывать их своей любовью и надеяться, что Бог не оставит никого из людей!

Да поможет нам с вами в этом Наш Небесный Любящий Отец и Его святые угодники, своим покаянием и слезами омывшие свои грехи и сподобившиеся Царствия Небесного!

Аминь.


Список литературы

 

1.                Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2009. 1137 с.

2.                Преподобный Моисей Мурин [Электронный ресурс] // Портал «Православие.Ru». URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4535.htm (дата обращения: 07.09.2017).

3.                Святитель Григорий Нисский. Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372-394 гг. Правило 5 [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-kanonicheskoe-poslanie-svjatago-grigorija-nisskago-k-litoiju/#0_5 (дата обращения: 07.09.2017).

4.                Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие 713. Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина. 28 августа [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/713 (дата обращения: 07.09.2017).



[1] См.: Преподобный Моисей Мурин [Электронный ресурс] // Портал «Православие.Ru». URL:http://days.pravoslavie.ru/Life/life4535.htm (дата обращения: 07.09.2017).

[2] См.: Святитель Григорий Нисский. Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372-394 гг. Правило 5 [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL:https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-kanonicheskoe-poslanie-svjatago-grigorija-nisskago-k-litoiju/#0_5 (дата обращения: 07.09.2017).

[3] См.: Лк. 15:11-32.

[4] См.: Лк. 18: 9-14.

[5] Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие 713. Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина. 28 августа [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL:https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/713 (дата обращения: 07.09.2017).

[6] В свободном изложении автора.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.