АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Пост – время покаяния


Илья Беломытцев (4 курс бакалавриата)
Проповедь произнесена в Покровском академическом храме за Божественной литургией 29 марта 2017 года.
01 апреля 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий пост - сокровище нашей Церкви, время поста – уникально, когда все в Церкви помогает и способствует тому, чтобы человек вырвался из суеты жизни, сосредоточился внутрь себя и через это стал ближе к Богу. Все привычное нам содержание поста – службы, молитвы, пост в пище, добрые дела, борьба с грехом, стремление к добродетели и очищение себя – ценны не сами по себе, но лишь когда приближают человека к Богу. Мы говорим: «великий пост – время сугубого покаяния». Не случайно и начинается четыредесятница с чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, который мы еще раз сегодня прочли – удивительные проникновенные слова этого канона располагают сердце человека к покаянию. Покаяние это то, что возводит нас к Богу, то, без чего все остальное содержание поста и все наши труды обессмысливаются.

Святитель Иоанн Златоуст называет покаяние «матерью спасения»[1], а преподобный Ефрем Сирин называет покаяние – «древом жизни, воскресающим умерших грехами»[2]. Что же это такое – покаяние? Ведь ясно, что это не просто «вычитывание» грехов по бумажке на исповеди, и не внезапное чувство, которое может нас легко посетить и так же легко оставить – не это святые отцы называют основой нашей жизни.   

«Сущность покаяния», пишет святитель Игнатий Брянчанинов, заключается в смирении и сокрушении духа нашего, когда дух восплачет по причине смирения»[3]. Не случайно и «Блаженны нищие духом» - первая заповедь, о которой говорит Христос. Именно нищета духа, осознание человеком своего жалкого положения, греховности и невозможность спасения своими силами – то состояние души человека, которое и позволяет ему по-настоящему обратиться к Богу, ко Христу, как Спасителю, и вне этого невозможно и дальнейшее продолжение нашей христианской жизни. Ведь Христос «пришел призвать не праведных, а грешников к покаянию», и «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф 9:12-13).

Сокрушение духа, нищета духа – вот, оказывается, с чего начинается обращение человека к Богу. Это состояние осознания своей греховности, невозможности спасения без Бога и является смирением, исключительную важность которого подчеркивают святые отцы, называя ее главной из добродетелей. Так, например, пишет преподобный Исаак Сирин: «Смирение - дверь небесная, лествица, по которой человек восходит на небо»[4]. Это и есть наше самое главное приобретение за время Великого Поста.

Каким образом мы можем достичь этого правильного расположения души? Ответ удивительно прост – достаточно лишь попробовать победить грех, чтобы убедиться, что сами мы не в силах это сделать в полной мере, до конца. Нужно быть внимательным, честным самим с собой – и это открытие не заставит себя ждать. Научился не злословить – хорошо, но уже горд собой, смог не завидовать – хорошо, а сможешь ли искренне радоваться успехам ближних? Преподобный Симеон Новый Богослов: "Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи"[5]  - вот путь, которым должны мы двигаться, чтобы познать себя и невозможность стать духовно и нравственно здравым без помощи Бога – а с этого и начинается наше искреннее обращение к Нему.

Время поста – особенно благодатное и располагающее к этому труду – и как важно всем нам ценить его, ценить эту возможность стать ближе к Богу, возможность прервать хотя бы на это непродолжительное время суетливый бег по жизни, остановиться, подумать, заглянуть «внутрь себя». Ведь мы иногда так погружаемся в заботы и ежедневные труды, что совершенно забываем о главном: наша жизнь это всего лишь миг, но очень важный, в котором происходит подготовка к вечности – и главное сокровище это душа, то чем мы ее наполняем, к чему стремимся, как относимся к ближним – а в конечном итоге, насколько близки мы становимся к Богу, а вовсе не наши внешние достижения и успехи. Псалмопевец Давид дает нам прекрасный образ: «Годы нашей жизни – как паутина. Дней ее – 70 лет, а кто в силах 80 лет, и многие из них труд и болезнь» (Пс 89:10). Почему паутина? Она непрочно, подул ветер  - и вдруг ее не стало. Сегодня я жив и полон сил – прошел миг, и вот о моих  трудах, суете и заботах никто и не вспомнит. Не будем же и мы забывать, ради чего должен жить христианин, и употребим время поста – насколько это возможно и в наших силах, для самого главного, - и очищения своей души для приближения к Богу.

 


[1] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 8. В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902. С. 962

[2] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 5-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1912. С. 304

[3] Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 1. Аскетические опыты. 2-е изд. СПб., 1905.

[4] Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника и отшельника, бывшего епископом града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С. 128

[5] Преподобный Симеон Новый Богослов. // Главы Деятельные и Богословские. Добротолюбие. ч. I, гл. 4

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.