АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Победа над злом


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме в день памяти вмч. Георгия Победоносца 6 мая 2011 года.
06 мая 2011 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

 Всех нас, возлюбленные братья и сестры, собрала сегодня под своды этого храма любовь к одному из самых ярких и чтимых святых – великомученику и Победоносцу Георгию. И хотя все святые являют нам пример победы над злом во всех его проявлениях, святому Георгию имя Победоносца Церковь усваивает особо, выделяя его среди великого сонма мучеников. Чтобы ярче высветить подвиг этого дивного святого, обратим внимание на другую незаурядную личность, тень которой лежит мрачным пятном на страницах церковной истории.

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Август, римский император, сын далмата-вольноотпущенника, бывшего раба, сделал блистательную карьеру в армии, поднявшись из грубых низов плебейского сословия на самую вершину власти железного Рима. Не знавший поражений, он, в ознаменование военных успехов, принял новый титул сына Юпитера, усвоив себе божественное достоинство. Во время его правления римский двор пышностью и великолепием стал напоминать персидский, сам император облачался в пурпурные одежды и обувь, расшитые золотом и украшенные драгоценными камнями, а главу его венчала унизанная жемчугом диадема. Авторитет Диоклетиана как старшего августа был непререкаем, его подданные должны были простираться ниц перед его персоной. Даже одного из своих соправителей, цезаря Галерия, потерпевшего поражение от персов, он однажды заставил на виду у всех пробежать за своими носилками более полутора километров. Проигравшим не было места на властном Олимпе Римской империи. Языческие боги войны были благосклонны только к победителям.

И этот гордый, прославленный многими победами, жестокий языческий Рим был обречен на сокрушительное поражение в смертельной схватке с гонимым, истекающим кровью, но не изнемогающим, а только, крепнущим и умножающимся христианством. Столкновение предчувствующего скорую гибель язычества и закаленного в муках христианства очень рельефно, во всей своей остроте и непримиримости обозначилось в конфликте между Диоклетианом и одним из его лучших воевод комитом[1] Георгием. Святой Георгий был родом из Каппадокии, сын христианских родителей, воспитанный ими в благочестии. Еще в детстве он лишился отца, пострадавшего за исповедание Христа. Мать же Георгия, происходившая из богатого и знатного палестинского рода, переселилась с сыном на родину, где имела обширные владения. Георгий вырос сильным, красивым и мужественным юношей, с добрым и благородным сердцем. Перед ним открывалась блестящая военная карьера, а открытый, смелый и сострадательный нрав, столь редкий в грубой армейской среде, располагал к нему даже привыкшие к жестокости сердца язычников. Ему не нужно было подчеркивать своего благородства – оно светилось великодушием во всех его делах и отражалось в каждой черте его прекрасного облика. Он не стремился  к высоким чинам и званиям – они сами искали его среди множества рвущихся к власти. И чем больше он убегал от славы, тем настойчивей она преследовала его. Лишь одно звание он почитал бесценным – звание христианина, и к одной славе стремился – славе мученика за Христа. Для свидетельства истины христианской веры он и явился на нечестивое сборище императора и его сановников. На этом собрании должно было быть принято окончательное решение об убиении неповинных христиан. «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине», – смело заявил воин Христов. «Что есть Истина?» ― повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», – отвечал святой. Разгневанный император подверг бесстрашного воина чудовищным пыткам, но, с помощью Божией, святой Георгий вытерпел все мучения и остался победителем. Непривыкший проигрывать, обезумевший от ярости Диоклетиан, понимая, что он побежден, не мог признать своего поражения. Этот, украшенный царскими регалиями, властитель был одержим самым отвратительным видом гордости – гордости плебея на императорском троне. «О если бы ты сам, царь, через меня познал истинного Бога и принес Ему любимую Им жертву хвалы! – взывал к Диоклетиану святой Георгий. – Он сподобил бы тебя лучшего царства – бессмертного». Отзовись Диоклетиан на этот призыв, и к знакам его земного величия могли бы прибавиться небесные титулы святой и равноапостольный. Но история не знает сослагательного наклонения. Святым и равноапостольным стал преемник Диоклетиана, воспитанный и наученный при нем военному искусству, первый христианский правитель Римской империи Константин Великий. Изданный царем Константином в 313 году Миланский эдикт даровал свободу христианам и странным образом совпал со смертью Диоклетиана, за которым сошла в могилу эпоха страшных гонений первых трех веков христианской эры.

Взирая на мученический подвиг святого Георгия Победоносца, не перестаешь удивляться его мужеству и терпению. И поистине поражает всесильная и чудодейственная помощь Божия, ниспосылаемая святому великомученику во время его тяжких страданий: железо, которым воины пытались поразить святого, делалось мягким и гнулось, как олово, его тело, разрезаемое на части во время колесования, становилось нечувственным, смертельный яд и негашеная известь не причиняли мученику никакого вреда, после бесчисленных ран Господь всякий раз исцелял Своего мужественного страдальца. А святой Георгий непрестанно хвалил и смиренно благодарил Бога за Его великие и славные чудеса. Когда же обули святого в железные сапоги, в подошву которых были вбиты длинные раскаленные гвозди, и погнали с побоями и насмешками до темницы, страстотерпец Христов, испытывая при каждом шаге невыносимую боль, говорил себе: «Иди, Георгий, иди». Перед ним близка была уже великая цель, до которой оставалось пройти этот последний кровавый путь. И перед своей мученической кончиной, подобно Христу, за Которого он страдал, святой Георгий кротко молился за убивающих его.

Всем нам, дорогие братья и сестры, предстоит пройти скорбным путем, ведущим в небесные обители. Не говорите, что времена мучеников прошли, и путь этот не обагряется кровью христиан. Если мы действительно начинаем идти по нему, тысячи раскаленных жал вонзаются в наши стопы. Почему так мало православных христиан во всем мире? Потому что и сегодня, как и две тысячи лет назад, путь на Голгофу усеян терниями страданий, лишений и скорбей. Свидетельство истины – это всегда мученичество. И проходя короткий отрезок своего жизненного пути в этом безумном, развратном, лживом, преступном, жестоком мире, подвергаясь насмешкам и клевете, прельщаемые со всех сторон бесчисленными соблазнами, зачастую унылые и отчаявшиеся, обратим свой взор на светлый и мужественный лик великомученика и Победоносца Георгия и в тяжкие минуты душевной скорби вспомним слова, которыми он заставлял себя идти по мученическому пути: «Иди, Георгий, иди». Аминь.

 Христос воскресе!



[1] Комит – у древних римлян старший военачальник, сопровождавший императора в его путешествиях.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.